Общая оценка выполнения плана выпуска валовой и товарной продукции в стоимостном и натуральном выражении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы в полном объеме раскрыть значение экономического анализа для хозяйствующих субъектов, необходимо показать методы и способы экономического анализа и дать оценку выполнения плана выпуска валовой и товарной продукции, а именно этому и будет посвящена 1 глава курсовой работы и расчетная часть.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1.1.Предмет, задачи и методы экономического анализа
1.2.Система показателей в экономическом анализе
1.3.Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции
ВЫВОД
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая оценка по выполнению плана по валовой и товарной продукции.
2.2 Анализ выполнения плана по составу продукции
2.3.Анализ выполнения плана по ассортименту
2.4.Анализ влияния производственного брака на объем выпуска продукции и потерях от них
2.5. Анализ выпуска продукции высшей категории качества
2.6. Анализ динамики валовой продукции и среднесписочной численности рабочих
2.7. Анализ изменения оптовых цен
2.8.Анализ выполнения плана по объему реализованной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы и источников

Работа содержит 1 файл

13197.rtf

— 430.83 Кб (Скачать)

     Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

     Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий. С целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

     Все же основным источником информации для проведения анализа служит статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, как внутригодовая (за неделю, месяц, квартал, полугодие), так и годовая. Наиболее обширная информация содержится в годовом отчете предприятия, где отражаются различные показатели, характеризующие деятельность предприятия в целом за год. Он включает в себя ряд отчетных форм и пояснительную записку. Источником информации о показателях за срок менее года служит текущая статистическая и периодическая бухгалтерская отчетность. При изучении хозяйственной деятельности объединений, ассоциаций, холдингов используется сводная отчетность, которая отражает совокупные итоги работы в целом.

     На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. 

     1.2 Система показателей в экономическом анализе 

     Производственная, хозяйственная и финансовая деятельность хозяйствующих субъектов в различных областях экономики измеряется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему. Любой хозяйственный процесс измеряется не одним, а рядом взаимосвязанных показателей. От того, на сколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

     В зависимости положенных в основу измерителей показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.

     Стоимостные показатели наиболее распространенные. Использование денежного измерителя определяется функционированием товарного производства и обращения в условиях рыночной системы хозяйствования. Важнейшими стоимостными показателями являются товарная, валовая, реализованная продукция, розничный и оптовый товарооборот. Все эти стоимостные показатели отражают различные стадии производства, выпуска и реализации готовой продукции, работ и услуг.

     Показатель валовой продукции утратил свое значение, которое он играет в плановой экономике, однако он применяется для анализа производственной деятельности в целом. Важнейшим стоимостным показателем, используемом в анализе, является показатель товарной продукции. Он позволяет сделать в аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции.

     Натуральные показатели используются для количественной характеристики выпускаемой и реализованной продукции в ее натурально-вещественном содержании. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем).

     Условно- натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента. Использование условных единиц делает аналитические расчеты и выводы более достоверными и обоснованными.

     По содержанию показатели делятся на: количественные и качественные.

     Количественные показатели используются для абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации, его структуру и другие аспекты работы хозяйствующего субъекта. Количественные показатели измеряются как в стоимостных, так и в натуральных показателях.

     Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений. Они используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, техническим условиям, образцам, стандартам оценки экономической эффективности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это показатели, характеризующие качественные параметры продукции, работ и услуг. Они зависят от технологических особенностей того или иного производства. К ним относятся показатели сортности, сертификации продукции, продуктивности, выполнения плана товарооборота по структуре товаров, производительность, себестоимость.

     Качественные и количественные показатели связаны между собой : рост производительности труда приводит к увеличению объема выпуска, увеличению объема реализации и повышению финансовой устойчивости. Исходя из сферы применения, все показатели делятся на общие и специфические (объемные и удельные).

     По способу формирования различают показатели нормативные, учетные и аналитические. Каждый показатель имеет свой определенный смысл и свое значение в аналитической работе, так как экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей.

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др. 

     1.3 Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции 

     Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его деятельности.

     Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска - товарной и готовой продукцией, объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией. При планировании, оценке и учете производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент, номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

     Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

     - стоимость готовых изделий (готовая продукция - ГП);

     - полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФс);

     - стоимость переработки сырья и материалов заказчика (Спсмз);

     - стоимость инструментов, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды, предприятия

     ( продукция вспомогательных цехов- Пвц);

     - стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (Р п.хар). 

     ТП = ГП + ПФс + Спсмз + Пвц + Р п.хар 

     По иному можно дать определение товарной продукции - товарная продукция это валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

     Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукции (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции.

     Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

     Если остатки незавершенного производства невелики по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция имеют одинаковый состав. Отличие товарной продукция от валовой заключается в том, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

     Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

     Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1- П.

     Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

     В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

     На основании наших данных по сравнению с предыдущим годом объем валовой продукции увеличился на 515тыс.руб, а против плана - на 100 тыс.руб.

     Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

     Изменение структуры измеряется рядом причин:

     - отсутствие необходимой техники,

     - недостатками в организации материального обеспечения,

     - изменением стоимости изделия.

     При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальные трудовые затраты. Это обусловлено тем, сто стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямопропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его). Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии.

     Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи. Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету, предыдущий год умножить на изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего определяют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана. Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

     Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

     Также измерить объем производства можно в нормативной зарплате , так как имеются определенные преимущества, потому что отражается использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

     Расчеты проводятся для объемов валовой и товарной продукции, выраженных в стоимостном и трудовом выражении. В то же время на них существенное влияние оказывают факторы внешние по отношению к организации. Они находятся под воздействием инфляционных процессов. Трудовые показатели не имеют инфляционной составляющей. Они зависят лишь от динамики процессов внутри организации.

Информация о работе Общая оценка выполнения плана выпуска валовой и товарной продукции в стоимостном и натуральном выражении