Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4


1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6

1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6

1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9

1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12


2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15

2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15

2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17


3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20

3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20

3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25

3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     В Беларуси необходимо вводить новые  подходы к определению нуждаемости, скоординировать механизмы предоставления социальной помощи и льгот.

     Для повышения эффективности распределения  социальных ресурсов должно быть активизировано оказание консультативной поддержки гражданам, поскольку она способствует их независимости от социальной помощи в денежной форме. При совершенствовании системы социальной помощи можно использовать зарубежный опыт. Например, по опыту ФРГ можно рекомендовать закрепление механизма предоставления ссуд взамен оказания безвозмездной помощи; по опыту России и Украины — заключение договора при оказании социальной помощи, в котором определяются шаги по повышению уровня жизни граждан за счет собственных усилий.[7, с.184-189]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь

     Социальное  обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого- педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

     В любом обществе есть люди, которые  испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

     Различные виды социального обслуживания можно  разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

     Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.

     Социальная  реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.

     Социальный  приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

     Целями  социального обслуживания являются:

     • оказание содействия гражданам в  преодолении трудных жизненных  ситуаций, которые они не в состоянии  разрешить при помощи собственных  средств и имеющихся возможностей;

     • прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

     • активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

     Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.

     Наряду  с государственными органами система  социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

     •  центры социального обслуживания семей  и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

     •  социально-реабилитационные центры; специальные  клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

     •  социальные приюты;

     • психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

     • геронтологические центры;

     • организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

     •   реабилитационно-трудовые мастерские;

     •  юридических и физических лиц, в  том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.

     Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов.

     Основу  современной системы обслуживания составляют формирующиеся территориальные  центры социального обслуживания населения.

     Главным направлением их работы является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов.[8, с. 391-394]

     В РБ отрабатываются и внедряются нормативы  социального обслуживания. Во всех 156 районах страны работают отделения  социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном социальные работники имеют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. Создаются центры социального обслуживания (предполагается, что они будут созданы во всех районах). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[4, с. 94]

       Гос. учреждениями соц. обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома – интернаты (9) для детей-инвалидов (1700 чел.) и детей с особенностями психофизического развития.[8, С.398][см. приложение 5, табл. 5.1,5.2] 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе выполнения курсовой работы я пришла к следующим выводам:

    1.доходы  бывают: денежные и натуральные;  номинальные, располагаемые, реальные; легитимные и нелегитимные. Существование неравного распределения доходов в рыночной экономике вызвано объективными причинами: различия в способностях, образование и обучение, профессиональные вкусы и риски, владение собственностью, господство на рынке.

        2. Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини. Более простым способом определения  неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными  и низкодоходными слоями населения, а также

в качестве показателей неравенства доходов используются децильные коэффициенты и коэффициенты фондов.

    3. Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная концепции социальной справедливости.

     4. В  Голландии введена система уникальных персональных номеров социального страхования, на основе которой проводится идентификация всех без исключения получателей социальной помощи.

    5. Пенсионная система Франции состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы.

     6. В Республике Беларусь используется система соц. страхования, основанная по принципу солидарности, когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

     7. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан.

     В настоящее время в сфере социальной помощи назрела необходимость ряда изменений, важнейшими из которых являются:

     1) усиление принципа адресности  в социальной помощи;

     2) необходимость упорядочения многочисленных  льгот.

     8. Ведущие позиции в управлении  социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. Основу современной системы обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения.

    В РБ отрабатываются и внедряются нормативы  социального обслуживания. Гос. учреждениями соц. обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома – интернаты .

     Из  всего вышеупомянутого можно  сделать следующие выводы, что

основными принципами совершенствования системы социальной защиты в республике являются:

1. Четкое  разграничение функций социальной  помощи и социального страхования  с приоритетом последнего.

2. Дифференцированный  подход к различным слоям и  группам населения в зависимости  от их социального положения, возраста, трудоспособности.       3.Разработка программ адресной помощи с учетом потребностей    конкретных регионов и сегментов населения.

4.Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в том числе международных.

Информация о работе Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь