Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа
Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6
1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6
1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9
1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15
2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15
2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17
3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20
3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20
3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25
3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36
В Беларуси необходимо вводить новые подходы к определению нуждаемости, скоординировать механизмы предоставления социальной помощи и льгот.
Для
повышения эффективности
3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь
Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого- педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.
Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.
Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.
Социальный
приют — это организация
Целями социального обслуживания являются:
• оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
•
прогнозирование и
•
активизация собственных усилий
граждан и семей, создание условий
для самостоятельного решения возникающих
проблем.
Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
• социальные приюты;
• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
• геронтологические центры;
•
организации социального
• реабилитационно-трудовые мастерские;
• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
Демографические
и социально-экономические
Основу
современной системы
Главным направлением их работы является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов.[8, с. 391-394]
В РБ отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Во всех 156 районах страны работают отделения социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном социальные работники имеют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. Создаются центры социального обслуживания (предполагается, что они будут созданы во всех районах). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[4, с. 94]
Гос. учреждениями соц. обслуживания
являются центры помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, школы-интернаты
общего типа, дома – интернаты (9) для детей-инвалидов
(1700 чел.) и детей с особенностями психофизического
развития.[8, С.398][см. приложение 5, табл.
5.1,5.2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы я пришла к следующим выводам:
1.доходы
бывают: денежные и натуральные;
номинальные, располагаемые,
2. Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини. Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, а также
в качестве показателей неравенства доходов используются децильные коэффициенты и коэффициенты фондов.
3. Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная концепции социальной справедливости.
4. В Голландии введена система уникальных персональных номеров социального страхования, на основе которой проводится идентификация всех без исключения получателей социальной помощи.
5. Пенсионная система Франции состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы.
6. В Республике Беларусь используется система соц. страхования, основанная по принципу солидарности, когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
7. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан.
В
настоящее время в сфере
1) усиление принципа адресности в социальной помощи;
2)
необходимость упорядочения
8. Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. Основу современной системы обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения.
В РБ отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Гос. учреждениями соц. обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома – интернаты .
Из всего вышеупомянутого можно сделать следующие выводы, что
основными принципами совершенствования системы социальной защиты в республике являются:
1. Четкое
разграничение функций
2. Дифференцированный
подход к различным слоям и
группам населения в
4.Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в том числе международных.