Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4


1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6

1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6

1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9

1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12


2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15

2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15

2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17


3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20

3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20

3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25

3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Весь  процесс реинтеграции построен на принципах  ”единого окна” или ”одной остановки”. Сделано все возможное, чтобы не гонять клиента по разным службам: вашим делом занимается персональный кейз-менеджер. Именно он на основе результатов собеседования решает что вам нужно, какой объем информации от вас требуется и ”как часто вас желают видеть в муниципалитете”.

     Институционально  социальная помощь и трудоустройство  осуществляются посредством специальных центров дохода и занятости (CWI). Социальная помощь в Нидерландах основана на строгой проверке нуждаемости граждан.

     В Голландии введена система уникальных персональных номеров социального страхования, на основе которой проводится идентификация всех без исключения получателей социальной помощи. Здесь накапливается информация о всех получаемых ими социальных пособиях, субсидиях и страховых выплатах в разные периоды (субсидии на образование, социальное и медицинское страхование, пенсии и т.п.).

     Согласно  социальному законодательству неблагополучным  голландцам гарантируется ежемесячное  пособие в 760 евро на одинокого гражданина, 970 евро на одинокого родителя и 1085 евро на ”семейную” пару. При этом законодательно защищены права не только на ежемесячные пособия, но и на апелляцию, дополнительную медицинскую страховку и даже на четырехнедельный отпуск, т.е. нуждающийся имеет право получить специальное пособие на отдых. Официально провозглашенная цель системы социальной помощи Нидерландов - борьба с бедностью. Социальный минимум ежегодно рассчитывается на основе прожиточного минимума (равного гарантированному минимуму оплаты труда), являясь своего рода чертой бедности. В Нидерландах, как и во всей Западной Европе, борются не с абсолютной, а с относительной бедностью.

     В заключение следует отметить, что  механизм социальной помощи Нидерландов  проходит стадию эксперимента. Реформа  продолжается, и основная проблема - в нахождении организационно-политического  компромисса между социальными  службами 498 муниципалитетов (т.е. местной властью) и 130 обслуживающими их CWI, которые подчиняются правительству страны.[5] 

2.2 Развитие системы  социальной защиты  во Франции

     Во  Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты, что резко выделяло ее среди ведущих стран Европы, поскольку в этот период в европейской общественной мысли крепла идея сокращения чрезмерной регулирующей роли государства, и все большее число французских ученых и общественных деятелей поддерживало ее.

     Во  Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В 90-х годах в стране действовало  более 100 базовых и свыше 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.

     Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. По одной схеме функционируют как Национальная касса страхования по старости, так и Центральная касса взаимного страхования в сельском хозяйстве - для сельских наемных работников.

     Именно  пенсионная система по старости оказалась  к началу 90-х гг. в наиболее трудном  положении.

     Страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет. При отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал. Причем при подсчете стажа теперь учитываются только периоды, в течение которых страховые взносы выплачивались с зарплаты, соответствующей определенной статье закона о пенсиях.

     Прежде  пенсии полного размера рассчитывались по заработной плате за 10 лет с  наиболее высокой зарплатой. С 1 января 1994 г. этот период начал ежегодно увеличиваться  на 1 год, и в 2008 г. он будет равен 25 годам. При этом учитывается не вся сумма заработка, а его величина в пределах установленного "потолка зарплаты", который постоянно пересматривается.

     Финансирование  базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8, 2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7, 6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение базового режима включают специальные социальные взносы, установленные для некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда страхования по старости. В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Так, надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга.

     По  специальным режимам пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней заработной платы за 10 последних лет, но при этом не существует никаких дополнительных режимов. Большинство специальных режимов пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют большую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат.

     В результате такой многоярусной системы  один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин. При размере зарплаты ниже определенного уровня размер пенсии устанавливается по льготному коэффициенту. Эта черта пенсионной системы получила название "социал-демократического шедевра". Существующий метод расчета пенсий (при наличии установленного страхового стажа и возраста выхода на пенсию) позволяет пенсионерам сохранить прежний уровень жизни. В 1999 г. минимальная пенсия по старости составила 3 301 фр. в месяц, а максимальная 7 350 фр. в месяц.[6] 
 

3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь

    В Беларуси система социальной защиты представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания. Программы соц. страхования частично возмещают потерю доходов, связанную с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет трудовых ресурсов.[1, с.326] 

    Соц. страхование представляет собой  систему компенсации населению  последствий социальных рисков, основанную на взносах работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды. Соц. страхование широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов соц. защиты. Преимущество соц. страхования состоит в том, что оно не требует привлечения средств гос. бюджета и распространяется только на тех, кто платил страховые взносы. Соц. страхование может осуществляться как через государственные, так и негосударственные фонды. В нашей стране используется в основном государственное социальное страхование, главными принципами которого являются:

  • гарантированность пенсий, пособий и иных выплат в соответствии с законодательством;
  • дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
  • распространение системы соц. страхования на всех работающих и работавших граждан и нанимателей независимо от формы собственности предприятия и вида трудовой деятельности.

    К страховым случаям, при наступлении  которых застрахованные граждане имеют  право на получение выплат, относятся  следующие соц. риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица и т.д. Cоответственно выделяют следующие виды выплат по государственному соц. страхованию:

  • пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца); [см.приложение 2, табл.2.1, 2.2, 2.3]
  • пособия и компенсации  в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • пособие по беременности и родам;[см. приложение 2, табл. 2.4]
  • пособия по временной не трудоспособности;
  • пособия по безработице и т.д.

     В развитых странах мира распространение получили также системы негосударственного соц. страхования  (медицинского, страхования пенсий и т.д.). В нашей стране данный вид социального страхования только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет. Например, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. Во многом это связано с достаточно высокой стоимостью подобной страховки — от 30 до 700 дол. в год, что могут позволить, как правило, обеспеченные граждане республики. Непопулярно и распространенное на Западе корпоративное страхование, поскольку фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы.

     В будущем планируется также развивать  систему дополнительного страхования пенсий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     Финансирование  выплат по государственному социальному страхованию осуществляется из средств государственного бюджета(450 млрд. руб. – Беларусь, средства уменьшаются по годам; 12 млрд. гривен – Украина) и государственных фондов — Фонда социальной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости.

     Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов, и финансирование соответствующих выплат (пенсий, пособий на детей, пособий по временной нетрудоспособности и др.). Наиболее важным направлением деятельности фонда является пенсионное обеспечение. В настоящее время в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Основные  показатели пенсионной системы [см. приложение 2, табл.2.5]. численность пенсионеров с каждым годом увеличивается (2007 – 2591, 2006 – 2586), средний размер назначенной пенсии был равен в 2007 328200 руб.

     Как известно, в мире существуют два основных вида пенсионных систем.

     1.Система,  основанная по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров.

     2. Системы накопительного характера,  при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

     В Республике Беларусь используется система первого типа. Источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (29 % фонда заработной платы) и работников (1 % начисленного заработка). В силу масштабности программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной и общественной жизни, но и в финансово-бюджетной системе страны. Пенсионная система республики включает:

     а) трудовые пенсии (по возрасту (408 327 руб.), инвалидности (357 170   руб.), в случае потери кормильца (239 020 руб.), за выслугу лет (540 671руб) и за особые заслуги (601 044руб)). Эти пенсии являются страховыми и финансируются из Фонда социальной защиты населения;

     б) социальные пенсии (169 770 руб), выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

Информация о работе Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь