Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа
Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6
1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6
1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9
1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15
2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15
2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17
3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20
3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20
3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25
3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36
Весь процесс реинтеграции построен на принципах ”единого окна” или ”одной остановки”. Сделано все возможное, чтобы не гонять клиента по разным службам: вашим делом занимается персональный кейз-менеджер. Именно он на основе результатов собеседования решает что вам нужно, какой объем информации от вас требуется и ”как часто вас желают видеть в муниципалитете”.
Институционально социальная помощь и трудоустройство осуществляются посредством специальных центров дохода и занятости (CWI). Социальная помощь в Нидерландах основана на строгой проверке нуждаемости граждан.
В
Голландии введена система
Согласно социальному законодательству неблагополучным голландцам гарантируется ежемесячное пособие в 760 евро на одинокого гражданина, 970 евро на одинокого родителя и 1085 евро на ”семейную” пару. При этом законодательно защищены права не только на ежемесячные пособия, но и на апелляцию, дополнительную медицинскую страховку и даже на четырехнедельный отпуск, т.е. нуждающийся имеет право получить специальное пособие на отдых. Официально провозглашенная цель системы социальной помощи Нидерландов - борьба с бедностью. Социальный минимум ежегодно рассчитывается на основе прожиточного минимума (равного гарантированному минимуму оплаты труда), являясь своего рода чертой бедности. В Нидерландах, как и во всей Западной Европе, борются не с абсолютной, а с относительной бедностью.
В
заключение следует отметить, что
механизм социальной помощи Нидерландов
проходит стадию эксперимента. Реформа
продолжается, и основная проблема
- в нахождении организационно-политического
компромисса между социальными
службами 498 муниципалитетов (т.е. местной
властью) и 130 обслуживающими их CWI, которые
подчиняются правительству страны.[5]
2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции
Во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты, что резко выделяло ее среди ведущих стран Европы, поскольку в этот период в европейской общественной мысли крепла идея сокращения чрезмерной регулирующей роли государства, и все большее число французских ученых и общественных деятелей поддерживало ее.
Во
Франции государственная
Базовые
режимы являются основными в национальной
системе социального
Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении.
Страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет. При отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал. Причем при подсчете стажа теперь учитываются только периоды, в течение которых страховые взносы выплачивались с зарплаты, соответствующей определенной статье закона о пенсиях.
Прежде пенсии полного размера рассчитывались по заработной плате за 10 лет с наиболее высокой зарплатой. С 1 января 1994 г. этот период начал ежегодно увеличиваться на 1 год, и в 2008 г. он будет равен 25 годам. При этом учитывается не вся сумма заработка, а его величина в пределах установленного "потолка зарплаты", который постоянно пересматривается.
Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8, 2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7, 6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение базового режима включают специальные социальные взносы, установленные для некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда страхования по старости. В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Так, надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга.
По специальным режимам пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней заработной платы за 10 последних лет, но при этом не существует никаких дополнительных режимов. Большинство специальных режимов пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют большую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат.
В
результате такой многоярусной системы
один работник получает в среднем 2,8
различных пенсий. Особенностью пенсионной
системы Франции остается высокая
норма замещения, т. е. большой размер пенсии
в сравнении с прежней зарплатой. В среднем
норма замещения всех видов пенсий составляет
78% для мужчин и 72% для женщин. При размере
зарплаты ниже определенного уровня размер
пенсии устанавливается по льготному
коэффициенту. Эта черта пенсионной системы
получила название "социал-демократического
шедевра". Существующий метод расчета
пенсий (при наличии установленного страхового
стажа и возраста выхода на пенсию) позволяет
пенсионерам сохранить прежний уровень
жизни. В 1999 г. минимальная пенсия по старости
составила 3 301 фр. в месяц, а максимальная
7 350 фр. в месяц.[6]
3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь
В Беларуси система социальной защиты представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания. Программы соц. страхования частично возмещают потерю доходов, связанную с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет трудовых ресурсов.[1, с.326]
Соц. страхование представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков, основанную на взносах работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды. Соц. страхование широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов соц. защиты. Преимущество соц. страхования состоит в том, что оно не требует привлечения средств гос. бюджета и распространяется только на тех, кто платил страховые взносы. Соц. страхование может осуществляться как через государственные, так и негосударственные фонды. В нашей стране используется в основном государственное социальное страхование, главными принципами которого являются:
К страховым случаям, при наступлении которых застрахованные граждане имеют право на получение выплат, относятся следующие соц. риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица и т.д. Cоответственно выделяют следующие виды выплат по государственному соц. страхованию:
В развитых странах мира распространение получили также системы негосударственного соц. страхования (медицинского, страхования пенсий и т.д.). В нашей стране данный вид социального страхования только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет. Например, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. Во многом это связано с достаточно высокой стоимостью подобной страховки — от 30 до 700 дол. в год, что могут позволить, как правило, обеспеченные граждане республики. Непопулярно и распространенное на Западе корпоративное страхование, поскольку фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы.
В
будущем планируется также
Финансирование выплат по государственному социальному страхованию осуществляется из средств государственного бюджета(450 млрд. руб. – Беларусь, средства уменьшаются по годам; 12 млрд. гривен – Украина) и государственных фондов — Фонда социальной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов, и финансирование соответствующих выплат (пенсий, пособий на детей, пособий по временной нетрудоспособности и др.). Наиболее важным направлением деятельности фонда является пенсионное обеспечение. В настоящее время в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Основные показатели пенсионной системы [см. приложение 2, табл.2.5]. численность пенсионеров с каждым годом увеличивается (2007 – 2591, 2006 – 2586), средний размер назначенной пенсии был равен в 2007 328200 руб.
Как известно, в мире существуют два основных вида пенсионных систем.
1.Система,
основанная по принципу
2.
Системы накопительного
В Республике Беларусь используется система первого типа. Источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (29 % фонда заработной платы) и работников (1 % начисленного заработка). В силу масштабности программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной и общественной жизни, но и в финансово-бюджетной системе страны. Пенсионная система республики включает:
а) трудовые пенсии (по возрасту (408 327 руб.), инвалидности (357 170 руб.), в случае потери кормильца (239 020 руб.), за выслугу лет (540 671руб) и за особые заслуги (601 044руб)). Эти пенсии являются страховыми и финансируются из Фонда социальной защиты населения;
б) социальные пенсии (169 770 руб), выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.