Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа
Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6
1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6
1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9
1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15
2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15
2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17
3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20
3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20
3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25
3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36
Неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, но порождает такую проблему, как бедность. Семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Потребности семьи определяются многими факторами производства: размером, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т.д. средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, собственности. [1, с.319-322]
1.2 Показатели неравенства доходов
Доходы
являются фактором расслоения общества,
возникновения в нем
Устройство рыночной экономики приводит к неравенству в распределении доходов между различными группами и слоями населения. Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини(12 % для Беларуси, Латвия – 18%, 20 % Россия, 2005 год), показывающий, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в стране.
Кривая Лоренца – это метод графического изображения уровня концентрации дохода. Для ее построения на оси абсцисс наносят число семей (в процентах от общего числа), а на оси ординат доля в общем объеме личных доходов. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АВ, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % от 40 % и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АВ (см. рис. 1).
На
практике доход распределяется между
семьями неравномерно, реальное распределение
дохода всегда будет характеризоваться
отклонением от биссектрисы АВ. Абсолютно
неравномерное распределение
Рисунок 1. Кривая Лоренца
Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами населения, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.
Для
расчета конкретного уровня неравенства
в распределении доходов
При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютного равенства», а при коэффициенте, равном единице – в состоянии «абсолютного неравенства». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше 0, но меньше 100 %, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.
Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» «нижней» квинтильными (по 20 % в каждой группе) группами населения или домохозяйств( 1,9 раз для Беларуси). [1, с.320-321]
В качестве показателей неравенства доходов используются децильные коэффициенты и коэффициенты фондов. Децильные коэффициенты дифференциации доходов рассчитываются как соотношение границы между десятой и девятой децилями и границы между первой и второй децилями, т. е. представляют собой соотношение между минимальным доходом у высшей децили населения и максимальным доходом у низшей децили. Аналогично рассчитываются квинтильные коэффициенты дифференциации. Коэффициент фондов используется для характеристики степени расслоения доходов 10 % населения, имеющего самые высокие доходы, и 10 % населения, имеющего самые низкие доходы. Он представляет собой отношение средних значений признака в границах верхней и нижней децилей. Коэффициент фондов, рассчитывается по данным ряда распределения домохозяйств по уровню среднего на домохозяйство дохода, показывает, во сколько раз доход 10 % наиболее высокодоходного населения в среднем больше, чем доход у 10 % населения с наименьшими доходами. Помимо сопоставления доходов по этим группам населения оценивают разницу в уровнях душевого потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, структуры доходов и расходов, среднего размера домохозяйств, их состава, других показателей. В этом случае коэффициент фондов показывает, как отличаются потребление, расходы и т.п. у 10 % самого богатого населения от соответствующих показателей у 10 % самого бедного населения. [3, с.242-243]
1.3 Концепции социальной справедливости
Одной из основных составляющих гос. регулирования соц. развития и соц. политики является социальная защита населения.
Соц.
защита – система принципов и
норм, и мер, используемых государством
для создания и регулирования
социально-экономических
Существует 2 типа справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидуумам независимо от их индивидуальных социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех. Эти 2 варианта были названы уравнительным и распределительным типами справедливости. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидуумов по сравнению с другими является объективной. Однако он, удовлетворяя потребности личностей на единообразном уровне, снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость предполагает воздание индивидуумам за успех и личный труд, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к активной деятельности.[1, с.314]
Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная модели.
Образцом успешной социальной политики стала социал-демократическая, или скандинавская, модель (с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления), в наиболее завершенном виде реализованная в Швеции. Она основана на принципе универсализма — праве всех без исключения граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокий уровень производительности труда, успехи в области здравоохранения, образования, жилищной сферы являются основой для реализации данной модели. Она характеризуется развитостью объединений работодателей и работополучателей и высоким качеством договорных отношений между ними при постоянном контроле со стороны государства, которое через систему налогообложения перераспределяет национальный доход в пользу малоимущих слоев населения с целью достижения большей социальной справедливости. Налоги очень высоки и обеспечивают в конечном итоге значительное уменьшение дифференциации доходов. Швеция вслед за Германией была одной из первых стран в мире, где в 1901 г. было введено страхование от несчастных случаев на производстве, а также действовали системы обязательного страхования для пожилых и инвалидов, что позволило обеспечить им достойную старость.
Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентально-европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда. Наиболее полно эта модель реализована в Германии. Здесь впервые в мире в 1880 г. было введено медицинское страхование, а затем приняты законы о страховании от болезни лиц промыслового труда (1884 г.) и от несчастных случаев на производстве (1855 г.), закон об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). В этом пакете законов размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Кроме того, в финансировании пенсий принимало участие и государство. Законами определялся приоритет реабилитационных мероприятий по отношению к пенсии (легче упредить, чем оплачивать досрочный выход на пенсию в связи с утратой трудоспособности). Это способствовало тому, что часть накопленных пенсионных средств расходовалась на строительство квартир для рабочих, больниц и т.д. И хотя система социального страхования в Германии постоянно совершенствовалась, принципы, заложенные в ней Бисмарком, сохраняются и сегодня. Пенсионная реформа, проведенная в Германии в 1992 г., установила единые параметры страхования на всей территории страны. Таким образом, в консервативной модели социальной политики основной упор делается на трудовое участие, перераспределительные тенденции в ней выражены слабо.
Либеральная
модель социальной политики. В ее рамках
социальное обеспечение присутствует
в незначительной степени, что обусловлено
остаточным принципом формирования средств
для его реализации. Примером стран, где
функционирует данная модель социальной
политики, являются Великобритания и США.
Здесь социальные выплаты осуществляются
как работникам, так и работодателям. Кроме
того, граждане получают помощь со стороны
государства в виде трансфертов за счет
бюджетов различного уровня. Главный критерий
получения государственного пособия –
малообеспеченность. В США, например,
действует около 8000 программ социальной
помощи, которые реализуются на федеральном,
штатном и муниципальном уровнях, а критерии
их получения варьируются по штатам. Существует
реальная возможность получить социальную
помощь одновременно по нескольким программам.
Хотя каждое пособие само по себе незначительно,
однако, находясь в затруднительном положении,
человек может получить помощь сразу из
нескольких источников и тем самым улучшить
свое благосостояние. Это, с одной стороны,
позволяет максимально учитывать потребности
разных групп населения, а с другой – может
привести к злоупотреблениям с их стороны.[4,
с.22-24, 81]
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах
Законодательство Нидерландов в области социальной защиты, сформировавшееся в середине 60-х годов, незначительно пересматривалось лишь единожды - в 1996 г. С 2004 г. страна переходит на принципиально новую систему социальной защиты населения, краеугольным камнем которой станет не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция (”реинтеграция”) в рынок труда.
В основе новой идеологии социальной политики - два принципа: активизация трудового потенциала домохозяйств , т.е. стимулирование граждан к активному поиску работы, и децентрализация, ”дерегуляция” социальных полномочий, т.е. передача исполнения социального бюджета ”федерального” центра на муниципальный уровень. Муниципалитеты получают возможность не только самостоятельного расходования выделяемых из Центра средств, но и выбора механизмов и методов социальной работы применительно к конкретной ситуации на территории. Структурно социальный бюджет в основном (на 75-90%) состоит из ”федеральных” трансфертов; налоговая база самих муниципалитетов невелика - из средств местных бюджетов оплачиваются главным образом расходы на коммунальные нужды (уборка мусора, городское освещение и т.п.). За счет ”федеральных” трансфертов формируются два бюджета социальной помощи муниципалитетам - социальных пособий и реинтеграции. Первый расходуется на выплату пособий по нуждаемости, второй - на содействие в поиске работы гражданам, обратившимся за социальной помощью. Этот бюджет должен быть полностью исчерпан, в противном случае остатки возвращаются в Центр. Оба бюджета являются фиксированными, они рассчитываются заранее и не зависят от реальных затрат и финансового состояния муниципалитета. Общий бюджет социальной помощи - 5,5 млрд. евро, из которых приблизительно 4 млрд. евро ассигнуются на социальные пособия и 1,5 млрд. евро - на программы трудовой реинтеграции.
Гарантированный государством прожиточный минимум составляет примерно 1150 евро в месяц в расчете на семейную пару (при оказании социальной помощи в расчет принимается домохозяйство, а не отдельные граждане!). Данный социальный норматив рассчитан 50 лет назад на основе потребительской корзины и ежегодно (по состоянию на 1 января) индексируется с учетом инфляции. Величина ПМ является одновременно и минимальным размером оплаты труда. Потребительская корзина остается постоянной и не пересматривается.