Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4


1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ………………………………………………..6

1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………………………..6

1.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….9

1.3 Концепции социальной справедливости…………………………….…….12


2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ..15

2.1 Развитие системы социальной защиты в Нидерландах…………………15

2.2 Развитие системы социальной защиты во Франции…………………….17


3 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………...……20

3.1. Особенности социального страхования в Республике Беларусь....……20

3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь….25

3.3 Особенности социального обслуживания в Республике Беларусь....…. 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины  по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Пенсия назначается в размере 55 % от з/п, за каждый дополнительно проработанный сверх этого год добавляется еще по 1 %, но не более 20. Некоторые пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях за работу с особыми условиями труда. Величина трудовых пенсий меняется в зависимости от роста средней заработной платы (для работодателя размер взносов на пенсионное страхование составляет 29%, а для работника – 1 % от з/п). Основные проблемы, накопившиеся в системе государственного пенсионного страхования, можно свести к следующему:

  • высокий уровень пенсионной нагрузки  и относительно низкий возраст выхода на пенсию(на 100 пенсионеров приходится 171 занятый в экономике);
  • нестабильное и постоянно ухудшающееся с 2002 г. финансовое положение Фонда социальной защиты населения, вызванное несвоевременным и неполным поступлением взносов на государственное социальное страхование вследствие неплатежеспособности ряда предприятий; использование средств государственного социального страхования на выплаты, которые должны финансироваться из республиканского бюджета;
  • достаточно низкий уровень пенсий(средний размер назначенной пенсии в 2007 – 328200 руб., это на 28,4 % больше среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионера);
  • слабая связь размера пенсий с трудовым вкладом работника(пенсия больше всего зависит от размера з/п, а в меньшей от стажа, например: если у человека большой стаж, но з/п была маленькая, то и пенсию он будет получать маленькую);
  • отсутствие эффективной системы дополнительного страхования пенсий (у нас нет дополнительных пенсионных систем, как например за границей). [4, с. 85-89]

В связи  с этим государством предпринимается  ряд мер по реформированию пенсионной системы.

     Во-первых, с 2003 г. введена система персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов, что позволит обеспечить достоверность сведений о страховом вкладе каждого гражданина, создать информационную базу для назначения пенсий и повысить заинтересованность в уплате страховых взносов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

     Во-вторых, в 2004 г. принята концепция реформирования Фонда социальной защиты населения. В частности, предполагается ввести раздельный учет взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, что позволит усилить мотивацию пенсионной системы к самофинансированию. Излишки, не использованные на социальные выплаты, должны инвестироваться в целях повышения доходности фонда.

     В-третьих, к двухуровневой пенсионной системе (социальные пенсии и трудовые пенсии на основе текущих взносов) предполагается добавить третий уровень — дополнительные пенсионные накопительные системы.

     Принципиальным  является то, что размер будущей  пенсии ставится в  зависимость от профессионализма и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов, что стимулирует обеспечение достойной трудовой пенсии в будущем. Наниматели в ряде отраслей будут выплачивать страховые взносы для обеспечения дополнительной пенсии работникам. Кроме того, правом на добровольное пенсионное страхование должны обладать лица, которым до достижения пенсионного возраста остается не менее 10 лет. Дополнительные взносы будут учитываться отдельно от обязательных, страховых взносов. Таким, образом, работающие граждане после выхода на пенсию смогут получать доход, состоящий из двух частей: основной трудовой пенсии и накопительного элемента. Реформирование пенсионного обеспечения является, с одной стороны, инструментом повышения уровня социальной защищенности населения, а с другой — мощным стимулом повышения эффективности производства, поскольку работодатели будут перечислять дополнительные средства на персональные пенсионные счета только тех работников, которые вносят ощутимый вклад в развитие предприятия.

     Дискуссионным остается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию (только в России, Украине, Узбекистане и Беларуси он для мужчин-60 лет, а для женщин-55 лет, хотя в других странах он выше) . С одной стороны, это вызовет рост социальной напряженности в обществе в условиях снижения средней продолжительности жизни( для мужчин – 62,2 года, для женщин – 70,9 лет), с другой — демографическая ситуация такова, что данная мера, скорее всего, будет неизбежна ( численность населения на 1 ноября – 9млн 674900 чел, что меньше на 19000 по сравнению с прошлым годом, за январь-октябрь родилось 90600 детей, а умерло – 111500 человек). Это же можно сказать о проблеме выплаты пенсий работающим пенсионерам. [4, с. 85-89]

Система социального страхования по безработице в Республике Беларусь построена таким образом, что выплату страховых взносов осуществляют наниматели, при этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся. Это снижает эффективность страхования по безработице

3.2 Особенности оказания социальной помощи в Республике Беларусь

       Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения в случае, если они не имеют других источников существования. Таким образом, социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых взносах социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов. Она может предоставляться не только в денежной, но и в натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.).

     Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан.

     Следует отметить, что во многих странах  мира ввиду ограниченности финансовых средств порог для получения помощи устанавливается ниже, чем черта бедности с теоретической точки зрения. Эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить до 10—15 % населения. В связи с этим в нашей стране определены категории граждан из числа малообеспеченных, социальная помощь которым является приоритетной. Это инвалиды I(72443чел) и II групп(273566 чел), одинокие пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. В нашей стране около 7 млн человек пользуются льготами или получают социальную помощь.

     Социальная  помощь предоставляется также в  виде безналичных жилищных субсидий, если плата за коммунальные услуги превышает 15 % совокупного дохода семьи.

     Пособия для семей с детьми в настоящее  время весьма разнообразны и определяются в соотношении к минимальному потребительскому бюджету                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         (расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека). МПБ для женщины трудоспособного возраста — 396.320 руб., самый низкий — для мальчика в возрасте до трех лет — 254.160руб. МПБ мужчины трудоспособного возраста составил 392.490 руб., девушки в возрасте от 14 до 18 лет — 371.020 руб., юноши такого же возраста — 378.820 руб., студентки — 292.840 руб., студента — 288.500 руб. Среднедушевой минимальный потребительский бюджет молодой семьи с двумя детьми равен 306.730 руб., молодой семьи с одним ребенком — 344.110 руб., семьи пенсионеров — 285.260 руб. 
. Основной проблемой в этой сфере является недостаточная адресность и «распыленность» выплат. [см. приложение 2, табл. 2.4]

     В настоящее время в сфере социальной помощи назрела необходимость ряда изменений, важнейшими из которых являются:

     1) усиление принципа адресности в социальной помощи;

     2) необходимость упорядочения многочисленных льгот.

     Принцип адресности в оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения означает, с одной стороны, четкий контроль над уровнем доходов получателей пособий, а с другой — равный доступ к получению пособий представителям любых групп населения (а не только групп риска), попавшим в сложную ситуацию.

     Внедрение принципа адресности связано с пересмотром  существующей системы льгот. Под  социальной льготой понимается предусмотренное  законодательством преимущество, полное или частичное освобождение от соблюдения общих правил в связи с особым правовым статусом гражданина и особенностями его профессиональной деятельности. Льготы выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий субъектам с неравными возможностями (инвалидам, сиротам и т.д.). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. [4, с.89-93]

     Внедрение адресной социальной защиты позволяет: снизить уровень расходов на программы соц. защиты; совершенствовать систему идентификации бедных домохозяйств; создать стимулы к производительному труду; повысить эффективность политики в жилищной сфере относительно льгот, тарифов, качества услуг.

     Поскольку к бедным относится значительная часть населения страны, Правительством Республики Беларусь принято решение о выделении приоритетов в области социальной помощи. Среди категорий, имеющих право на государственную адресную социальную помощь, выделены: семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей; семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства, получающих социальную пенсию; семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет; одинокие инвалиды I и II группы; одинокие инвалиды III группы, получающие социальную пенсию; одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.

     Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ – стоимостная величина прожиточного минимума в  сумме с обязательными платежами и взносами), утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала (критерий нуждаемости). БПМ в среднем на душу населения с 1 ноября 2008 года по 31 января 2009 года составляет 223.660 руб. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере 245.270руб., для пенсионеров — 195.780руб., для студентов — 233.870 руб. Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина). [см. приложение 4]

     Единовременное  социальное пособие может быть предоставлено  семье или гражданину, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 120 процентов критерия нуждаемости.  
Размер единовременного социального пособия устанавливается в пределах от 50 до 500 процентов критерия нуждаемости в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин). [10]

     В системе социального вспомоществования  Беларуси существуют проблемы. Так, социальная помощь имеет небольшое значение в доходах, ее размеры незначительны в связи с неадекватностью оценок нуждаемости, ее выплата не может существенно повлиять на уровень жизни беднейших семей. Для остро нуждающихся денежная помощь зачастую является единственным источником для поддержания доходов на уровне, соответствующем минимально допустимому уровню жизни, и в то же время фактором сохранения сложившегося граничного положения. Ее получатели зачастую вынуждены отказываться от определенных позиций потребления. Но повышение размеров пособий и помощи до экономически значимых величин при сохранении круга их получателей на данном этапе невозможно.

     Сложным элементом национальной системы социальной защиты являются социальные льготы (основные льготы и гарантии для Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы и Трудовой Славы; участников и инвалидов войн; родителей погибших (умерших) при исполнении служебного долга военнослужащих; инвалидов І и ІІ групп; граждан с заболеваниями, входящими в специальный перечень при амбулаторном лечении; несовершеннолетних детей, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения; граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь; право на бесплатное приобретение лекарственных средств и на пятидесятипроцентную скидку стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства распространяется только на родителей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны; родителей военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга на территории других государств; родителей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, поскольку в данном случае функцию поддержки одиноких отцов и матерей должно взять на себя государство. Действующая их совокупность не удовлетворяет критериям социальной справедливости и эффективности. В большинстве случаев льготы предоставляются не по нуждаемости в них, а по формальной принадлежности к определенной социальной группе. Но мероприятия социальной защиты, направленные на определенные слои населения, носят уравнительный характер, их реализация приводит к распылению средств и отсутствию ожидаемого эффекта (для обеспеченных выплаты экономически нецелесообразны, а для нуждающихся их величина недостаточна). Распределение социальных льгот не соответствует профилю и концентрации бедности в Республике Беларусь, Так, беднейшие семьи получают меньше социальных льгот, чем семьи из последующих квинтильных групп распределения; семьи без работающих — меньше, чем семьи с одним и даже двумя работающими. Величина полученных социальных льгот возрастает в зависимости от числа детей в семье (в основном, за счет льгот, полученных на питание, и оплаты стоимости путевок). Льготами   преимущественно пользуются большие семьи, что связано с ошибками учета эффекта от совместного ведения хозяйства. В территориальном аспекте наибольшие льготы получают семьи, проживающие в Минске, а также на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, наименьшие — семьи, проживающие в сельской местности. В настоящее время существует дублирование в предоставлении социальных выплат и льгот отдельным категориям населения. Эти вопросы регламентируются значительным количеством (более 1000) нормативных актов. Наиболее распространены льготы в сфере потребления услуг и налогообложении. Ряд льгот предоставляется на основе заслуг человека.

Информация о работе Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты в Республике Беларусь