Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

cодержание.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     Но  вернемся еще раз к известной  в экономической теории закономерности, а именно, что ограничение импорта приводит к росту цен в экономике. Ограничение импорта тоже внесло свой вклад в последний скачок цен в экономике. Кстати, как раз на это обращала внимание и постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталья Колядина, когда говорила, что “нерешенность проблем на валютном рынке провоцирует рост инфляции». Из этого следует «Предприятия, которые в рыночных условиях могли бы успешно развиваться, в сегодняшних условиях на валютном рынке могут не получить такой возможности”. В то же время ряд госпредприятий, которые возможно не смогли бы приобрести необходимую им иностранную валюту по свободному рыночному курсу (по ее реальной стоимости), имеют возможность, созданную им отраслевыми министерствами, купить эту валюту по заниженному курсу Нацбанка у других предприятий.  В результате, как полагают эксперты МВФ, “сложившаяся ситуация на валютном рынке может негативно отразиться на реальном секторе экономики”. Не говоря уже о том, что в среднесрочной перспективе это может привести к банкротству ряда эффективных предприятий и к поддержке неэффективных, к снижению конкурентоспособности экономики и обострению проблемы с отрицательным сальдо торгового баланса. Поэтому эксперты МВФ, в том числе видимо и поэтому, предупреждают, что «медлить с выходом на единый курс национальной валюты не стоит”.

     Импорт  товаров –один из проверенных  и действенных способов снижения инфляции. Если не принимать это во внимание то, как заметила Наталья Колядина, “инфляция будет продолжать расти, и положительные следствия от девальвации станут улетучиваться. В условиях роста инфляции затраты производителей не только не снизятся, но и могут возрасти. Таким образом, это может оказать негативное влияние на экономику, в том числе на темпы экономического роста”.

     Наконец, еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике.  Из опыта антиинфляционной политики некоторых  стран известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.

     Беларусь  ничем не отличается от других стран. Чрезмерное государственное вмешательство  в экономику - в виде государственной  поддержки предприятий и чрезмерных социальных расходов, как правило, всегда приводит к отрицательному счету платежного баланса, росту внешнего долга, девальвации национальной валюты и гиперинфляции.

     Поэтому реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Другое дело, что  меры эти не так просты. По сути  речь идет о необходимости проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции - наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества .Чтобы провести эти реформы и реализовать эти антиинфляционные меры - требуются квалификация и политическая воля.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Всеми экономистами мира признается, что  инфляция является тормозом для естественного расширения производственной активности экономики.

     Если  экономисты еще соглашаются, что  в условиях инфляции экономика может  по инерции сохранять уровень  производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны – в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны. Долговременная инфляция губительна для экономики.

     В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.

     В данной работе я хотела подчеркнуть  и раскрыть сущность антиинфляционной политики сегодня, проанализировала проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

        Хотелось бы отметить, что для  проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции ,ее причины, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.

        Исходя из всего изученного, одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.

     В сложившейся ситуации в нашей  стране сегодня государство должно ставить перед собой четкие цели по реализации антиинфляционной политики и ставить данную проблему для решения на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.

     Основными направлениями для реализации антиинфляционной политики должны стать мероприятия  по снижению дефицита госбюджета.

проведение  более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование  резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).

        Необходимо проводить мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня.

       В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов. 
 

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Э.Дж. Долан, "Макроэкономика»глава 12: " Инфляция  и антиинфляционная политика.
  2. Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год.
  3. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  4. Инфляция: причины и закономерности Вопр. экономики. 1992. № 2  Камаев В. Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 1993
  5. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  6. wikipedia.org – свободная энциклопедия
  7. Джон Мейнард Кейнс «общая теория занятости, процента и денег»,под ред. «ЭКСМО»  2009г.
  8. Кизилов В., Сапов Г. «Инфляция и ее последствия» 2006г.
  9. Сафронова Л.Т. "Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран". Новороссийск, 2000.
  10. Крединс Н.Е. "Экономические реформы правительства М.Тэтчер" // Финансовый менеджмент № 4, 2001.
  11. Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с
  12. Национальная экономика Беларуси под ред. В.М Шимова Минск: БГЭУ, 2006
  13. Belstat.gov.by
  14. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2009г.
  15. Постановление Совмина от 10.02.1999 № 209 “О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен”
  16. Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”
  17. ”, Закон Республики Беларусь “О ценообразовании” № 255-З от 10.05.1999 г.
  18. Советская Белоруссия. №98 от 28.05.2011 г
  19. Постановление Нацбанка от11.05.2011 N 172
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Уровень инфляции в мире за 2010 г.

Рост  инфляции (розничные  цены) 2010 

Данные показывают ежегодное изменение цен в % по отношению к ценам предыдущего года.  
 

Место страны в мире Страна Рост  инфляции в (%) Дата  информации
1 Сан-Марино -3.50 2008
2 Сейшельские острова -2.20 Оценка 2010 года. 
3 Ирландия -1.50 Оценка 2010 года. 
4 Габон -1.30 Оценка 2010 года. 
5 Латвия -1.20 Оценка 2010 года. 
6 Фарерские острова -1.10 2009
7 Япония -0.90 Оценка 2010 года. 
8 Северные  Марианские острова -0.80 2000
9 Доминиканская республика 0.10 Оценка 2009 года. 
10 Нигер 0.10 Оценка 2007 года. 
11 Кирибати 0.20 Оценка 2007 года. 
12 Лихтенштейн 0.50 2009
13 Куба 0.70 Оценка 2010 года. 
14 Швейцария 0.70 Оценка 2010 года. 
15 Зинт  Маартен 0.70 Оценка 2009 года. 
16 Сальвадор 0.80 Оценка 2010 года. 
17 Сент-Винсент  и Гренадины 0.80 Оценка 2009 года. 
18 Центральноафриканская Республика 0.90 Оценка 2007 года. 
19 Литва 0.90 Оценка 2010 года. 
20 Германия 1.00 Оценка 2010 года. 
21 Финляндия 1.10. Оценка 2010 года. 
22 Французская Полинезия 1.10. 2007
23 Катар 1.10. Оценка 2010 года. 
24 Португалия 1.10. Оценка 2010 года. 
25 Нидерланды 1.10. Оценка 2010 года. 
26 Макао 1.20. дек.09
27 Словакия 1.20. Оценка 2010 года. 
28 Сенегал 1.20. Оценка 2010 года. 
29 Хорватия 1.30. Оценка 2010 года. 
30 Испания 1.30. Оценка 2010 года. 
31 Тайвань 1.30. Оценка 2010 года. 
32 Буркина-Фасо 1.40. Оценка 2010 года. 
33 Италия 1.40. Оценка 2010 года. 
34 Соединенные Штаты 1.40. Оценка 2010 года. 
35 Швеция 1.40. Оценка 2010 года. 
36 Кот-д'Ивуар 1.40. Оценка 2010 года. 
37 Новая Каледония 1.40. Оценка 2000 года. 
38 Антигуа и Барбуда 1.50. Оценка 2007 года. 
39 Франция 1.50. Оценка 2010 года. 
40 Австрия 1.50. Оценка 2010 года. 
41 Македония 1.50. Оценка 2010 года. 
42 Бенин 1.60. Оценка 2010 года. 
43 Канада 1.60. Оценка 2010 года. 
44 Чешская Республика 1.60. Оценка 2010 года. 
45 Чили 1.70. Оценка 2010 года. 
46 Кюрасао 1.70. Оценка 2009 года, 
47 Европейский союз 1.70. Оценка 2010 года. 
48 Мальта 1.70. Оценка 2010 года. 
49 Майотта 1.70. 2005
50 Малайзия 1.80. Оценка 2010 года. 
51 Перу 1.80. Оценка 2010 года. 
52 Босния  и Герцеговина 1.90. Оценка 2010 года. 
53 Сент-Люсия 1.90. Оценка 2007 года. 
54 Монако 1.90. 2000
55 Камерун 1.90. Оценка 2010 года. 
56 Боливия 2.10. Оценка 2010 года. 
57 Словения 2.10. Оценка 2010 года. 
58 Люксембург 2.10. Оценка 2010 года. 
59 Острова Кука 2.10. Оценка 2005 года. 
60 Болгария 2.10. Оценка 2010 года. 
61 Кипр 2.20. Оценка 2010 года. 
62 Виргинские  острова 2.20. 2003
63 Объединенные  Арабские Эмираты 2.20. Оценка 2010 года. 
64 Микронезия, Объединенные государства 2.20. 2005
65 Гонконг 2.20. Оценка 2010 года. 
66 Дания 2.20. Оценка 2010 года. 
67 Андорра 2.30. 2008
68 Бельгия 2.30. Оценка 2010 года. 
69 Багамы, 2.40. Оценка 2007 года. 
70 Норвегия 2.40. Оценка 2010 года. 
71 Эстония 2.40. Оценка 2010 года. 
72 Польша 2.40. Оценка 2010 года. 
73 В мире 2.50.  
74 Кабо-Верде 2.50. Оценка 2010 года. 
75 Мали 2.50. Оценка 2007 года. 
76 Марокко 2.50. Оценка 2010 года. 
77 Колумбия 2.60. Оценка 2010 года. 
78 Израиль 2.60. Оценка 2010 года. 
79 Новая Зеландия 2.60. Оценка 2010 года. 
80 Того 2.60. Оценка 2010 года. 
81 Сингапур 2.60. Оценка 2010 года. 
82 Монтсеррат 2.60. Оценка 2002 года. 
83 Гибралтар 2.60. 2006
84 Бруней 2.70. Оценка 2008 года. 
85 Палау 2.70. Оценка 2005 года. 
86 Бермуды 2.80. ноя.05
87 Уоллис  и Футуна 2.80. 2005
88 Австралия 2.90. Оценка 2010 года. 
89 Маврикий 2.90. Оценка 2010 года. 
90 Коморские острова 3.00 Оценка 2007 года. 
91 Корея, Юг 3.00 Оценка 2010 года. 
92 Ливия 3.00 Оценка 2010 года. 
93 Остров  Мэн 3.10. Оценка декабря 2006. 
94 Остров  Святой Елены, Подъем, и Тристан да Канха 3.20. Оценка 1997 года. 
95 Бахрейн 3.30. Оценка 2010 года. 
96 Таиланд 3.30. Оценка 2010 года. 
97 Соединенное Королевство 3.30. Оценка 2010 года. 
98 Панама 3.30. Оценка 2010 года. 
99 Албания 3.40. Оценка 2010 года. 
100 Аруба 3.40. 2005
101 Черногория 3.40. 2007
102 Гернси 3.40. июн.06
103 Западный  берег реки Иордан 3.50. Оценка 2010 года. 
104 Эквадор 3.60. Оценка 2010 года. 
105 Фолклендские  острова (Ислас Мэльвинас) 3.60. 1998
106 Гренада 3.70. Оценка 2007 года. 
107 Джерси 3.70. дек.06
108 Ливан 3.70. Оценка 2010 года. 
109 Гвинея-Бисау 3.80. Оценка 2007 года. 
110 Кувейт 3.80. Оценка 2010 года. 
111 Тувалу 3.80. Оценка 2006 года. 
112 Гватемала 3.90. Оценка 2010 года. 
113 Вануату 3.90. Оценка 2007 года. 
114 Чад 4.00 Оценка 2010 года. 
115 Острова Теркс и Кайкос 4.00 1995
116 Ниуэ 4.00 2005
117 Оман 4.00 Оценка 2010 года. 
118 Белиз 4.10. Оценка 2010 года. 
119 Мексика 4.10. Оценка 2010 года. 
120 Камбоджа 4.10. Оценка 2010 года. 
121 Каймановы острова 4.10. 2008
122 Ирак 4.20. Оценка 2010 года. 
123 Парагвай 4.20. Оценка 2010 года. 
124 Филиппины 4.20. Оценка 2010 года. 
125 Монголия 4.20. Оценка 2009 года. 
126 Кения 4.20. Оценка 2010 года. 
127 Бутан 4.30. Оценка 2008 года. 
128 Иордания 4.40. Оценка 2010 года. 
129 Греция 4.50. Оценка 2010 года. 
130 Тунис 4.50. Оценка 2010 года. 
131 Южная Африка 4.50. Оценка 2010 года. 
132 Сент-Киттс  и Невис 4.50. Оценка 2007 года. 
133 Венгрия 4.50. Оценка 2010 года. 
134 Гаити 4.60. Оценка 2010 года. 
135 Намибия 4.60. Оценка 2010 года. 
136 Гондурас 4.60. Оценка 2010 года. 
137 Никарагуа 4.70. Оценка 2010 года. 
138 Фиджи 4.80. 2007
139 Кыргызстан 4.80. Оценка 2010 года. 
140 Бразилия 4.90. Оценка 2010 года. 
141 Сербия 4.90. Оценка 2010 года. 
142 Алжир 5.00 Оценка 2010 года. 
143 Китай 5.00 Оценка 2010 года. 
144 Свазиленд 5.00 Оценка 2010 года. 
145 Зимбабве 5.03. Оценка 2010 года. 
146 Азербайджан 5.10. Оценка 2010 года. 
147 Конго, республика 5.20. Оценка 2010 года. 
148 Индонезия 5.20. Оценка 2010 года. 
149 Ангилья 5.30. Оценка 2006 года. 
150 Косово 5.30. Оценка 2007 года. 
151 Барбадос 5.50. Оценка 2007 года. 
152 Гамбия, 5.50. Оценка 2010 года. 
153 Исландия 5.50. Оценка 2010 года. 
154 Шри-Ланка 5.60. Оценка 2010 года. 
155 Джорджия 5.70. Оценка 2010 года. 
156 Саудовская  Аравия 5.70. Оценка 2010 года. 
157 Коста-Рика 5.80. Оценка 2010 года. 
158 Таджикистан 5.80. Оценка 2010 года. 
159 Сирия 5.90. Оценка 2010 года. 
160 Тонга 5.90. Оценка 2007 года. 
161 Джибути 6.00 Оценка 2009 года. 
162 Самоа 6.00 Оценка 2007 года. 
163 Румыния 6.00 Оценка 2010 года. 
164 Лесото 6.10. Оценка 2010 года. 
165 Лаос 6.20. Оценка 2010 года. 
166 Доминиканская Республика 6.30. Оценка 2010 года. 
167 Соломоновы  Острова 6.30. Оценка 2007 года. 
168 Руанда 6.40. Оценка 2010 года. 
169 Suriname 6.40. Оценка 2007 года. 
170 Пуэрто-Рико 6.50. Оценка 2003 года. 
171 Казахстан 6.70. Оценка 2010 года. 
172 Россия 6.70. Оценка 2010 года. 
173 Гайана 6.80. Оценка 2010 года. 
174 Уругвай 6.80. Оценка 2010 года. 
175 Папуа-Новая  Гвинея 6.80. Оценка 2010 года. 
176 Армения 6.90. Оценка 2010 года. 
177 Белоруссия 7.00 Оценка 2010 года. 
178 Эфиопия 7.00 Оценка 2010 года. 
179 Ботсвана 7.10. Оценка 2010 года. 
180 Британские  Виргинские острова 7.10. 2008
181 Бурунди 7.20. Оценка 2010 года. 
182 Танзания 7.20. Оценка 2010 года. 
183 Мальдивы 7.30. Оценка 2009 года. 
184 Молдова 7.30. Оценка 2010 года. 
185 Мавритания 7.30. Оценка 2007 года. 
186 Тимор-Leste 7.80. Оценка 2007 года. 
187 Малави 8.00 Оценка 2010 года. 
188 Бангладеш 8.10. Оценка 2010 года. 
189 Мадагаскар 8.10. Оценка 2010 года. 
190 Сен-Пьер и Микелон 8.10. 2005
191 Экваториальная Гвинея 8.20. Оценка 2010 года. 
192 Замбия 8.50. Оценка 2010 года. 
193 Непал 8.60. сен.10
194 Турция 8.70. Оценка 2010 года. 
195 Гренландия 9.40. Оценка 2008 года. 
196 Уганда 9.40. Оценка 2010 года. 
197 Бирма 9.60. Оценка 2010 года. 
198 Украина 9.80. Оценка 2010 года. 
199 Сектор  Газа 9.90. Оценка 2009 года. 
200 Гана 10.90. Оценка 2010 года. 
201 Вьетнам 11.10. Оценка 2010 года. 
202 Либерия 11.20. Оценка 2007 года. 
203 Тринидад  и Тобаго 11.30. Оценка 2010 года. 
204 Индия 11.70. Оценка 2010 года. 
205 Сьерра-Леоне 11.70. Оценка 2007 года. 
206 Иран 11.80. Оценка 2010 года. 
207 Судан 11.80. Оценка 2010 года. 
208 Туркмения 12.00 Оценка 2010 года. 
209 Йемен 12.20. Оценка 2010 года. 
210 Египет 12.80. Оценка 2010 года. 
211 Маршалловы  острова 12.90. Оценка 2008 года. 
212 Ямайка 13.00 Оценка 2010 года. 
213 Сан-Томе и Принсипе 13.00 Оценка 2010 года. 
214 Афганистан 13.30 Оценка 2009 года. 
215 Ангола 13.30 Оценка 2010 года. 
216 Пакистан 13.40 Оценка 2010 года. 
217 Мозамбик 13.50 Оценка 2010 года. 
218 Нигерия 13.90 Оценка 2010 года. 
219 Гвинея 15.00 Оценка 2010 года. 
220 Узбекистан 15.00 Оценка 2010 года. 
221 Эритрея 20.00 Оценка 2010 года. 
222 Аргентина 22.00 Оценка 2010 года. 
223 Конго, демократическая республика 26.20 Оценка 2010 года. 
224 Венесуэла 29.80 Оценка 2010 год
 

Данные с сайта :iformatsiya.ru  

По данным МВФ  наша страна находилась на 177 месте по уровню инфляции (по возрастанию), среди стран СНГ, выше инфляция была зафиксирована только на Украине, ее место в таблице 198. Однако уже с начала 2011 года, ситуация меняется и Республика Беларусь занимает последнее место и опережает Венесуэлу, т.е занимает первое место по самому высокому уровню инфляции в мире. 
 

Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь