Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………
Но вернемся еще раз к известной в экономической теории закономерности, а именно, что ограничение импорта приводит к росту цен в экономике. Ограничение импорта тоже внесло свой вклад в последний скачок цен в экономике. Кстати, как раз на это обращала внимание и постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталья Колядина, когда говорила, что “нерешенность проблем на валютном рынке провоцирует рост инфляции». Из этого следует «Предприятия, которые в рыночных условиях могли бы успешно развиваться, в сегодняшних условиях на валютном рынке могут не получить такой возможности”. В то же время ряд госпредприятий, которые возможно не смогли бы приобрести необходимую им иностранную валюту по свободному рыночному курсу (по ее реальной стоимости), имеют возможность, созданную им отраслевыми министерствами, купить эту валюту по заниженному курсу Нацбанка у других предприятий. В результате, как полагают эксперты МВФ, “сложившаяся ситуация на валютном рынке может негативно отразиться на реальном секторе экономики”. Не говоря уже о том, что в среднесрочной перспективе это может привести к банкротству ряда эффективных предприятий и к поддержке неэффективных, к снижению конкурентоспособности экономики и обострению проблемы с отрицательным сальдо торгового баланса. Поэтому эксперты МВФ, в том числе видимо и поэтому, предупреждают, что «медлить с выходом на единый курс национальной валюты не стоит”.
Импорт товаров –один из проверенных и действенных способов снижения инфляции. Если не принимать это во внимание то, как заметила Наталья Колядина, “инфляция будет продолжать расти, и положительные следствия от девальвации станут улетучиваться. В условиях роста инфляции затраты производителей не только не снизятся, но и могут возрасти. Таким образом, это может оказать негативное влияние на экономику, в том числе на темпы экономического роста”.
Наконец, еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике. Из опыта антиинфляционной политики некоторых стран известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.
Беларусь
ничем не отличается от других стран.
Чрезмерное государственное вмешательство
в экономику - в виде государственной
поддержки предприятий и
Поэтому реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Другое дело, что меры эти не так просты. По сути речь идет о необходимости проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции - наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества .Чтобы провести эти реформы и реализовать эти антиинфляционные меры - требуются квалификация и политическая воля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всеми экономистами мира признается, что инфляция является тормозом для естественного расширения производственной активности экономики.
Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны – в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны. Долговременная инфляция губительна для экономики.
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.
В данной работе я хотела подчеркнуть и раскрыть сущность антиинфляционной политики сегодня, проанализировала проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.
Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции ,ее причины, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.
Исходя из всего изученного, одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.
В сложившейся ситуации в нашей стране сегодня государство должно ставить перед собой четкие цели по реализации антиинфляционной политики и ставить данную проблему для решения на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.
Основными направлениями для реализации антиинфляционной политики должны стать мероприятия по снижению дефицита госбюджета.
проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).
Необходимо проводить мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня.
В заключение необходимо отметить, что
методы регулирования инфляции будут
эффективны лишь в случае их адекватного
соответствия ее сущностным причинам.
Поскольку инфляция в нашей стране носит,
во-первых, структурно-системный характер,
то есть порождена сложившейся структурой
экономики и действовавшей длительное
время системой управления хозяйством,
и только во-вторых, традиционными монетарными
факторами, рычаги регулирования этого
процесса должны базироваться на снятии
всех барьеров на пути действия рыночных
механизмов, обеспечении условий структурной
перестройки экономики и включать в себя
широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых
регуляторов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1.
Уровень инфляции в мире за 2010 г.
Рост
инфляции (розничные
цены) 2010
Данные показывают
ежегодное изменение цен в % по отношению
к ценам предыдущего года.
|
Данные с
сайта :iformatsiya.ru
По данным МВФ
наша страна находилась на 177 месте по
уровню инфляции (по возрастанию), среди
стран СНГ, выше инфляция была зафиксирована
только на Украине, ее место в таблице
198. Однако уже с начала 2011 года, ситуация
меняется и Республика Беларусь занимает
последнее место и опережает Венесуэлу,
т.е занимает первое место по самому высокому
уровню инфляции в мире.
Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь