Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

cодержание.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     Инфляция в Белоруссии по годам с 2000 г. 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
107,5  46,1  34,8  25,4  14,4  8,0  6,6  12,1  13,3  10,1  9,9  33-39[1]
 

источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь

     Прил. 6. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в январе-июле 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Первоочередные антиинфляционные меры

     Развитие  инфляционного процесса зависит  от проводимой государством экономической  политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные  антиинфляционные меры.

     Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

     Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.

     Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике  республики нашла отражение в основных направлениях На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью денежно-кредитной политики проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. [14,339]

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

     Одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС.

     По  данным FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (Food and Agriculture Organization, ) —

международная организация под патронажем ООН.) (далее FAO), за

     последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.

     Причины возникновения инфляции.

     Регулирование цен – один из провалов государства

     Попытку регулировать цены в Беларуси можно  назвать одним из основных “провалов государства”.

     Так, в 1999 году был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование цен. В этом перечне документов были, – Постановление “О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен”, Указ “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”, Закон Республики Беларусь “О ценообразовании” [15,16,17]

     То  есть 1999 год – можно считать  точкой отсчета, когда государство  всерьез начало регулировать цены.

     Однако  если брать за начало отсчета 2000 год, то среди стран, по которым имеется  статистика по изменению индекса потребительских цен (по которому измеряется уровень инфляции), Беларусь по темпам роста цен стала абсолютным лидером в Европе за последнее десятилетие. А в мировом масштабе из 160 стран Беларусь по темпам роста цен уступает только Зимбабве, Анголе и Мьянме. Это следует из отчета FAO за 2009 год. По сравнению с 2000 годом, который FAO берет в качестве основы для расчета, в 2007 году темп роста индекса потребительских цен в Беларуси составил 446%. Абсолютным лидером антирейтинга является Зимбабве, где этот показатель составил 21 602% . Выделятся темпом роста цен ангольская экономика – 2 348%, а до темпов Мянмской инфляции Беларусь не добралась совсем немного – 481%".

     Иными словами, можно констатировать, что  попытка навести дисциплину в  ценах и добиться административными методами от субъектов хозяйствования, чтобы те не повышали цены, полностью провалилась.

     Между тем, например, в тех же странах  Центральной и Восточной Европы, которые давно провели либерализацию  цен и осуществляют их регулирование  без прямого административного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования, наблюдаются приемлемые темпы инфляции – в среднем 2-3% в год.

     Возьмем пример соседней Польши, где практически  нет проблемы с инфляцией. Там  она составляет в среднем 2% в год  (или 0,2% в месяц). 

     Уровень инфляции в Польше 

2003 2004 2005 2006 2007 2008   2009  2010
0,8 3,4      2,1 1   2,5       4,2    5,4        7,3

Данные  МВФ 

     Несостоявшаяся либерализация цен

     Только  с 1 марта 2011 года согласно принятой ранее  Директиве №4 в Беларуси была введена либерализация ценообразования. Однако продолжалась она всего 3 месяца.

     В конце мая 2011 года Президент РБ дал административное указание остановить цены.  «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться». [18]

     Подобные  заявления, по всей видимости, были обусловлены  резким ростом цен в первой половине 2011 года, который стал основной причиной беспокойства граждан. Белорусские  власти ожидают по итогам первого  полугодия инфляцию на уровне 33-34% (за январь-май она составила 24,5%). Это притом, что в начале года власти полагали, что инфляция за год составит 6-8%.

     Ситуация  с ростом цен стала выходить из-под  контроля после того, как Нацбанк  отказался поддерживать внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, ввел ряд валютных ограничений, а затем все же осуществил одномоментную разовую девальвацию (на 56%). При этом Нацбанк не позволил коммерческим банкам «нащупать» единый курс и по всей видимости «не додевальвировал» белорусский рубль, поскольку сохранились множественность валютных курсов, валютные ограничения и дефицит иностранной валюты по курсу Нацбанка.

     Поэтому с одной стороны – случившаяся  девальвация, как и ожидалось, спровоцировала стопроцентный автоматический рост цен на импортные товары и частичный  рост цен на товары местного производства в соответствии с той долей импорта, которая была в нем задействована. Но с другой стороны – не случившаяся пока официально более глубокая девальвация, но которая фактически уже произошла (рынок показал, что белорусский рубль по-прежнему переоценен как минимум на 25%), по всей видимости, тоже стала одной из причин резкого скачка цен.

     Кроме того, есть предположение, что произошедший более резкий скачок цен по отдельным  товарам, чем тот, который ожидался вследствие девальвации, можно объяснить психологией отдельных производителей и представителей сферы торговли, которые в условиях долларизации белорусской экономики не захотели снизить свою выручку в долларовом эквиваленте. Этим можно объяснить то, что на отдельные местные товары и услуги цены повысились точно так же, как на импортные товары.

     Именно  это, возможно, напугало государство. Хотя поводов для беспокойства не было. Рост цен остановился бы в любом случае. Даже если бы не последовало административного указания их остановить. Потому что, как уже отмечали отдельные экономисты, эти цены уперлись бы в потолок покупательной способности населения.

     Более того, такое административное указание остановить цены можно сравнить с  административно установленной  нижней границей для девальвации белорусского рубля. И в том, и в другом случае, это были правильные, но не доведенные до конца меры. Причем не хватило совсем чуть-чуть, как в первом, так и во втором случае. Единый курс, скорее всего, установился бы где-то рядом – в пределах Br6000-6500 за доллар, но зато это был бы курс, по которому субъекты хозяйствования и население могли бы свободно приобретать иностранную валюту. А теперь валютные ограничения угрожают нанести урон реальному сектору экономики. То же самое и с ценами. Нужно было дать им найти свой новый масштаб, свое новое равновесие В любом случае, нынешнее административное указание остановить рост цен чревато для экономики рядом негативных последствий. И самое главное из них – это угроза наступления дефицита по отдельным товарам на внутреннем потребительском рынке. Причем под дефицитом товаров следует понимать не только их отсутствие на прилавках магазинов, но значительно сузившийся ассортимент.

     Если  представить эти действия схематично, то получится следующая цепочка: проблема отрицательного счета по текущим операциям – девальвация – рост цен на импортные товары и комплектующие – падение покупательной способности населения – падение спроса на импорт  и его сокращение – повышение спроса на товары местного производства – рост местного производства и импортозамещение - рост экспорта - сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо.

     Однако  власти в очередной раз не поверили в силу регуляторных способностей рынка  и вернулись к прямому административному  вмешательству в систему ценообразования.

     Как добиться низкой инфляции в Беларуси

     Тем не менее, по мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно «отказаться  от директивного вмешательства государства  в  рыночное ценообразование на отдельные  товары и услуг всех субъектов  хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает  отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих  потребительскую корзину должна изменяться  в  контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и  расходов государства, что реализуется  центральным банком и министерством финансов»

     Как уже было отмечено выше, импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 - март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен вначале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен, как сейчас). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственникам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволит им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля.  Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как будут проведены структурные реформы и уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам.

Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь