Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

cодержание.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     - вызывает глубокое расстройство денежной системы. Деньги перестают выполнять свои функции. Товаровладельцы начинают отказываться от приёма бумажных денег, требуя за свои товары золота, другие товары или валюту;

     - нарушает процесс воспроизводства во всех его звеньях (в среде производства и в среде обращения). [8, 116 c.]

     Перечень  отрицательных последствий инфляции получается довольно длинным. Очевидно, что они с лихвой перекрывают  эффекты от непродолжительных инфляционных бумов. Главная же беда заключается, пожалуй, в том, что инфляция подрывает управляемость всего народного хозяйства, обесценивает не только деньги, но всю систему регулирования рыночного хозяйства.

     И вновь вернемся к Республике Беларусь. Вот к каким последствиям привел, так называемый экономический кризис в РБ. Потребительские цены в Беларуси, по данным Национального статистического комитета РБ, уже в мае этого года по отношению к декабрю прошлого года выросли на 25%. Такими темпами цены не росли ни в одной постсоветской стране.

     В РБ цены с каждым месяцем ускоряли свой рост. Если в марте инфляция задержалась на уровне 2%, в апреле она прибавила почти 5%, ну а в мае и вовсе составила 13% (по отношению к предыдущему месяцу). [6]

       Пока Беларусь выделилась по  самым быстрорастущим в цене  позициям расходов. Если в странах Еврозоны и бывшего СССР больше всего подорожало питание за год (май 2011 к маю 2010), то в Беларуси инфляция акцентировала внимание на транспорте и организации отдыха. (Транспорт и отдых подорожали для белорусов за год почти наполовину).

     В результате кризиса установленный  Национальным банком (далее Нацбанком) курс доллара за январь-август вырос с 3000 до 5035 рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей . Цены на продукты питания (в том числе контролируемые государством) за первое полугодие выросли в среднем на 44,4%, на непродовольственные товары — на 52,3%, на услуги — на 23,1%, на пассажирские перевозки — на 43,8%. 

     Прил. 3. Десятка стран  с самым высоким  уровнем инфляции среди постсоветских стран и некоторых стран Еврозоны (май 2011 года  к декабрю 2010 года)

     Прил. 4. Что больше всего  подорожало в Беларуси за год (май 2011 года к маю 2010 года) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой 

    1.   Опыт стран Центральной и Восточной Европы

     В 80-90-е годы, период проб и ошибок, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две  программы финансовой стабилизации — ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ). Ортодоксальная программа опираемся на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:

    • уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета;
    • повышение налогов;
    • поддержание высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;
    • упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);
    • уменьшение государственной собственности за счет приватизации;
    • максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета (желателен профицит) и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.
 

     Гетеродоксная программа опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, «экономики предложения», «структурной инфляции»). Она исходит из параллельного  действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства. 

     К основным предлагаемым мерам относятся:

    • временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (политика доходов);
    • либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;
    • стимулирование производства путем значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов (пример — «рейганомика-2» в США, где были резко снижены подоходный налог и налог на прибыль);
    • участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;
    • государственный контроль монополистических процессов — появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США — антитрестовскую политику;
    • регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;

     Опыт  показывает, что наиболее удачные  результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной — достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

     В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен и тем самым не полностью компенсирующей снижение реальной заработной платы и других доходов.

     В развивающихся странах используются также более специфические меры — поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.

     Мировой опыт свидетельствует, что такие  меры смягчают отрицательные экономические  последствия высокой инфляции и  социально-политическую напряженность  в обществе.

     Особый  интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от государственной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.) [9, с.211].

     Следует отметить, что эти две группы мер  принципиально отличают «шоковый»  вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую  наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемирная либерализация внешнеэкономической деятельности [9, с.4].

     Зарубежный  опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес  в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни это страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после 2-ой мировой войны.

     В 60-е годы были последовательно разработаны программа развития английской экономики, а затем «национальный план». И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.

     Темпы инфляции в конце 70-х годов составили 15% в год - невиданный до того времени  в Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги .

     Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.

     В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения  денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей .

     Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в  обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента .

     Важным  инструментом борьбы с инфляцией  и в целом воздействия государства  на хозяйственную жизнь был государственный  бюджет. Более 90% доходов английского  бюджета в конце 70-х - начале 80-х  годов составляли налоги.

     Существенной  составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных  расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.

     Антиинфляционная  политика правительства М.Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой.

     Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в  экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции. [10, 15 c.]

     Отметим, что все приведенные примеры  свидетельствуют об одном: даже в  странах со сложившейся рыночной экономикой только ортодоксально-монетаристских методов для борьбы с инфляцией оказывается недостаточно. Как правило, успешными являются смешанные программы.

     На  данном этапе развития в странах  с рыночной экономикой денежно-кредитная  политика служит одним из важнейших рычагов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность Нацбанка ускорять или сдерживать прирост денежной массы и вызывать повышение или понижение цены кредита. Экономически развитые государства предоставляют Нацбанку возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость является необходимым условием обеспечения стабильности цен и снижения инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Государственная система антиинфляционных мер

     Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой  важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или  адаптироваться к ней.

     Многообразные негативные социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь