Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………
- вызывает глубокое расстройство денежной системы. Деньги перестают выполнять свои функции. Товаровладельцы начинают отказываться от приёма бумажных денег, требуя за свои товары золота, другие товары или валюту;
- нарушает процесс воспроизводства во всех его звеньях (в среде производства и в среде обращения). [8, 116 c.]
Перечень
отрицательных последствий
И вновь вернемся к Республике Беларусь. Вот к каким последствиям привел, так называемый экономический кризис в РБ. Потребительские цены в Беларуси, по данным Национального статистического комитета РБ, уже в мае этого года по отношению к декабрю прошлого года выросли на 25%. Такими темпами цены не росли ни в одной постсоветской стране.
В РБ цены с каждым месяцем ускоряли свой рост. Если в марте инфляция задержалась на уровне 2%, в апреле она прибавила почти 5%, ну а в мае и вовсе составила 13% (по отношению к предыдущему месяцу). [6]
Пока Беларусь выделилась по самым быстрорастущим в цене позициям расходов. Если в странах Еврозоны и бывшего СССР больше всего подорожало питание за год (май 2011 к маю 2010), то в Беларуси инфляция акцентировала внимание на транспорте и организации отдыха. (Транспорт и отдых подорожали для белорусов за год почти наполовину).
В результате кризиса установленный Национальным банком (далее Нацбанком) курс доллара за январь-август вырос с 3000 до 5035 рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей . Цены на продукты питания (в том числе контролируемые государством) за первое полугодие выросли в среднем на 44,4%, на непродовольственные товары — на 52,3%, на услуги — на 23,1%, на пассажирские перевозки — на 43,8%.
Прил. 3. Десятка стран с самым высоким уровнем инфляции среди постсоветских стран и некоторых стран Еврозоны (май 2011 года к декабрю 2010 года)
Прил.
4. Что больше всего
подорожало в Беларуси
за год (май 2011 года к
маю 2010 года)
2
Реализация антиинфляционной
политики в странах
с рыночной экономикой
В 80-90-е годы, период проб и ошибок, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две программы финансовой стабилизации — ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ). Ортодоксальная программа опираемся на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:
Гетеродоксная
программа опирается на рекомендации
немонетаристских теорий (неокейнсианства,
«экономики предложения», «структурной
инфляции»). Она исходит из параллельного
действия факторов инфляции спроса и инфляции
издержек, предусматривает активное регулирующее
воздействие государства.
К основным предлагаемым мерам относятся:
Опыт показывает, что наиболее удачные результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной — достаточно ортодоксально-монетаристской политики.
В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен и тем самым не полностью компенсирующей снижение реальной заработной платы и других доходов.
В развивающихся странах используются также более специфические меры — поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.
Мировой опыт свидетельствует, что такие меры смягчают отрицательные экономические последствия высокой инфляции и социально-политическую напряженность в обществе.
Особый интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от государственной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.) [9, с.211].
Следует отметить, что эти две группы мер принципиально отличают «шоковый» вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемирная либерализация внешнеэкономической деятельности [9, с.4].
Зарубежный опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни это страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после 2-ой мировой войны.
В 60-е годы были последовательно разработаны программа развития английской экономики, а затем «национальный план». И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.
Темпы инфляции в конце 70-х годов составили 15% в год - невиданный до того времени в Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги .
Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.
В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей .
Одним
из ведущих направлений
Важным
инструментом борьбы с инфляцией
и в целом воздействия
Существенной составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.
Антиинфляционная политика правительства М.Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой.
Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции. [10, 15 c.]
Отметим, что все приведенные примеры свидетельствуют об одном: даже в странах со сложившейся рыночной экономикой только ортодоксально-монетаристских методов для борьбы с инфляцией оказывается недостаточно. Как правило, успешными являются смешанные программы.
На
данном этапе развития в странах
с рыночной экономикой денежно-кредитная
политика служит одним из важнейших
рычагов антициклического регулирования.
В основе такого регулирования лежит способность
Нацбанка ускорять или сдерживать прирост
денежной массы и вызывать повышение или
понижение цены кредита. Экономически
развитые государства предоставляют Нацбанку
возможность самостоятельно выбирать
основные направления и механизмы денежно-кредитной
политики. Такая независимость является
необходимым условием обеспечения стабильности
цен и снижения инфляции.
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь