Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

cодержание.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     К косвенным методам  относятся:

  1. регулирование общей массы денег через управление ими Нацбанком;
  2. регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Прямые  методы регулирования  покупательной способности  денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. государственное регулирование цен;
  3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

     К методам антиинфляционной тактики можно  отнести:

     • государственную поддержку товарности экономики через льготное налогообложение  предприятий, реализующих запасные части, полуфабрикаты и др.;

     • поддержку формирования новых рынков (рынков информационных услуг и др.

     • разумно организованную приватизацию государственной собственности, что  ведет к увеличению доходной части  бюджета и сокращению его дефицита;

     • реализацию части государственных  стратегических запасов;

     • повышение ставки процента по вкладам, что способно отвлечь сбережения и уменьшить их давление на рынок;

     • повышение процента по государственным  облигациям, развитие акционерной формы  собственности, приватизацию и продажу  земли, что особенно эффективно при  гиперинфляции;

     • денежную реформу конфискационного типа, когда часть принадлежащих населению доходов изымается и текущий спрос понижается. Эта мера способна лишь на короткое время снизить темпы инфляции, поэтому она применяется очень редко;

     • повышение курса национальной валюты.

     Цель  антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы установить над инфляцией  контроль и стабилизировать цены. Бороться можно только с открытой инфляцией, подавленную инфляцию победить нельзя. Поэтому задачей правительства является борьба не с последствиями инфляции, а с ее причинами. Критерием антиинфляционных мер является степень воздействия государства на механизм инфляции.

     В антиинфляционной политике различают  антиинфляционную стратегию, направленную на долгосрочную перспективу, и тактику, которая дает результаты в кратковременном периоде.

     В рамках антиинфляционной стратегии  выделяют два подхода. Первый предусматривает  сокращение бюджетного дефицита, сдерживание  эмиссии денег. Для этого применяется  таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в соответствии с темпом роста ВНП. Второй подход предусматривает регулирование цен и доходов с целью увязки повышения заработной платы и роста цен. Одним из направлений такой политики является индексация доходов, согласуемая с динамикой индекса цен.

     Меры  антиинфляционной тактики не устраняют  причин инфляции, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Тактика борьбы с инфляцией  призвана подготовить экономику  к более радикальным мерам  воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Необходимость и особенности  антиинфляционной политики в Республике Беларусь
 
     
    1. Инфляционные  процессы в  национальной экономике

     С обретением в начале 90-х гг. ХХ в. Независимости РБ получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы уровня цен сопровождалось спадом реального объема национального производства и увеличения безработицы. . [11,223 c.]

     Прил. 5. Основные макроэкономические показатели белорусской экономики за 1992 – 2005 гг.

     Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем выпуска ежегодно снижался примерно на 10%. Лишь в 1995 – 1996 гг. прирост реального ВВП составил 6,3%, за 2001 – 2003 гг. – 5%

     С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии прослеживаются несколько периодов, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 - 2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов. [12, 71-77 c.]

     Первый  период (1991 -1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз.

     Реальны процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20-25 дол. США.

     Второй  период (ноябрь 1994-1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. - до 39,3 % (в 1994 г. - до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах . Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.

     Третий  период (1997-1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998-1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Нацбанка и роста денежной массы в национальной валюте.

     Вместе  с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня - 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

     Четвертый период (2000 - 2009 гг.) - период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. - 134,8 %, в 2003 г. - 125,4 %, в 2004 г. - 114,4 %. [12, 582-585 с.]

     На  сегодняшний день можно уже выделить и пятый период (2010-2011 гг.) В данный период происходит резкие изменения в экономике РБ. Рост ВВП в 2010 году составил 7,6% (в белорусских рублях), рост промышленного производства в 2010 году составил 11,3%. Дефицит торгового баланса в 2010 году составил 7,42 млрд. долларов (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в 2010 году увеличилось до 9,64 млрд. долларов против 7,26 млрд. долларов в 2009 году). По оценке МВФ, дефицит платёжного баланса текущих операций Беларуси в 2010 году составил около 16% ВВП, что, по мнению миссии МВФ, было очень высоким показателем. Инфляция в 2010 году составила 9,9%. Золотовалютные резервы в 2010 году снизились на 11% и на 1 января 2011 года составили 5,03 млрд. долларов. Дефицит бюджета в 2010 году составил 2,4% ВВП.

     Валовой внешний долг Беларуси по состоянию  на 1 октября 2010 года составлял 25,6 млрд. долларов.

     По  состоянию на 1 января 2011 года государственный  долг Беларуси составил более 12,7 млрд. долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн. рублей). В I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос на 10,9% в годовом исчислении. Объём наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе-марте 2011 г. увеличился на 1,8% до 4,575 трлн. рублей. Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Дефицит торгового баланса в I квартале 2011 года составил 2,35 млрд. долларов.

     По  причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения к национальной валюте количество наличных рублей в обращении (денежный агрегат M0) выросло примерно на 1 триллион за апрель или на 21,3% за месяц. Ставка рефинансирования повышена до 14% .(по состоянию на 18.05.2011 г.) [19]

     Прирост экономики в первом квартале 2011 г. обеспечен в условиях роста производительности труда на 10,6%. Индекс потребительских цен за 4 месяца 2011 г. сложился на уровне 110,9% к декабрю 2010 г. Рост индекса обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (111,3% к декабрю 2010 года).

     В I квартале 2011 г. ухудшилась ситуация во внешней торговле товарами и услугами. Опережающие темпы роста импорта (161,8%) по сравнению с экспортом  товаров и услуг (141,9%) привели  к дальнейшему увеличению дефицита внешней торговли(17,6% к ВВП). По сравнению с I кварталом 2010 года внешнеторговое сальдо ухудшилось на 1,822 млрд. долларов США, за счет роста на 894 млн. долларов отрицательного сальдо торговли нефтью, на 334 млн. долларов США — газа, на 541 млн. — прочих промежуточных товаров и 308 млн. долларов США — легковых автомобилей. Положительное сальдо в торговле нефтепродуктами в I квартале 2011 г. увеличилось на 530 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

     На 1 апреля 2011 г. внешняя кредиторская задолженность превысила внешнюю дебиторскую задолженность на 1414,12 млрд. рублей. Таким образом, на указанную сумму в экономику были привлечены дополнительные источники финансирования. По сравнению с январём-мартом 2010 года внешняя просроченная дебиторская задолженность возросла на 31,5%.

     Министерство  экономики подтвердило информацию о 15%-ном повышении цен с 1 января по 1 июня без учёта 55%-ной девальвации. 27 мая годовой прогноз Минэкономики по инфляции был увеличен до 33—39 %, но только при условии, «если Нацбанк сохранит установленный коридор курса». При этом министр экономики Николай Снопков заявил, что уровень инфляции составит 33-34% только за первое полугодие, а за январь-июнь по официальным данным уровень инфляции  составил 36,2 %.

     14 июля стало известно, что за июнь объём денежной массы из-за денежной эмиссии Нацбанка вырос ещё на 490 миллиардов (около 8,5%), что может привести к новому витку инфляции. Эксперты допускают возможность роста цен в 2011 году на 70—80 %.

     Таким образом уже майский результат заставляет усомниться в реальности скорректированного прогноза по инфляции на 2011 год - Минэкономики в качестве такого ориентира назвало уровень  33-39%. По некоторым данным, есть и пессимистичный прогноз по годовой инфляции: 55-75%. При нынешних темпах роста цен он выглядит реальнее официального прогноза.   
         За последний месяц больше всего подорожали фрукты (на 50,8%), чай (46,2%), сахар (39,1%), рыбные консервы (29,7%), рыба и морепродукты (27,8%). Менее резкий скачок цен был  на макаронные изделия (26,9%), крупы (26,2%), кондитерские изделия (17,2%), мясо и птицу (13,8%). Любопытно, что табачные изделия – единственная группа продовольственных товаров, цены на которую, согласно данным Белстата, в мае не изменились. Правда, уже в июне цены на сигареты 
поднялись,  догнав и обогнав многие другие товары.   
        Если же сравнить данные Белстата с аналогичным периодом прошлого года, получается, что и фрукты, и крупы за год поднялись в цене более чем в два раза – обе группы товаров подорожали в среднем на 118%. Картофель за год стал дороже на 85,6%, растительное масло  - на 82,2%, чай – на 79%, сахар – на 68,2%, овощи – на 65,8%, рыба и морепродукты – на 54,5%, рыбные консервы–на2,6%. 
         Непродовольственные товары подорожали за месяц на 20,4%, а по сравнению с маем 2010 года стали на 35% выше в цене. В этой группе товаров все рекорды побили синтетические моющие средства, которые стали дороже на 50,8%. Также в мае значительно подорожали ювелирные изделия (+33,4%), парфюмерно-косметические товары (33,3%), бытовые электроприборы (31,6%), строительные материалы (23,3%), велосипеды и мотоциклы (21,7%). Особое внимание потребителей в последние недели приковано к ценам на топливо. Бензин в мае подорожал на 19,7%, с начала года - уже на 47,4% 
         Рост цен на услуги пока серьезно отстает. Платные услуги в мае подорожали на 3% по сравнению апрелем и 15,1% с началом года. Бытовые услуги выросли за месяц в цене на 5,5% (с начала года – на 13,1%). Оплата жилищно-коммунальных услуг снизилась на 4% по сравнению с маем, но возросла на 13,1% с начала года. Также за месяц стал дороже пассажирский транспорт, причем воздушный транспорт – на 57,8%, а железнодорожный международного сообщения – на 25,4%. Цены на туристические услуги подскочили на 64,8% (по сравнению с прошлым годом они выросли почти в два раза – на 99,6%). [13]
 
 
 

Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь