Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ антиинфляционного процесса, определение сущности, а также изучение зарубежного опыта для выработки предложений и рекомендаций по вопросу антиинфляционной политики в Республике Беларусь (далее РБ).
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инфляция : сущность, причины и следствия…………………………………6
1.1Сущность инфляцию…………………………………………………….........6
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………..9
1.3 Следствия инфляции………………………………………………………..11
2 Реализация антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………...15
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы………………………......15
2.2 Государственная система антиинфляционных мер……………………….19
3 Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….21
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике………………......21
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………
К косвенным методам относятся:
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
К методам антиинфляционной тактики можно отнести:
•
государственную поддержку
• поддержку формирования новых рынков (рынков информационных услуг и др.
• разумно организованную приватизацию государственной собственности, что ведет к увеличению доходной части бюджета и сокращению его дефицита;
• реализацию части государственных стратегических запасов;
• повышение ставки процента по вкладам, что способно отвлечь сбережения и уменьшить их давление на рынок;
• повышение процента по государственным облигациям, развитие акционерной формы собственности, приватизацию и продажу земли, что особенно эффективно при гиперинфляции;
• денежную реформу конфискационного типа, когда часть принадлежащих населению доходов изымается и текущий спрос понижается. Эта мера способна лишь на короткое время снизить темпы инфляции, поэтому она применяется очень редко;
• повышение курса национальной валюты.
Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы установить над инфляцией контроль и стабилизировать цены. Бороться можно только с открытой инфляцией, подавленную инфляцию победить нельзя. Поэтому задачей правительства является борьба не с последствиями инфляции, а с ее причинами. Критерием антиинфляционных мер является степень воздействия государства на механизм инфляции.
В антиинфляционной политике различают антиинфляционную стратегию, направленную на долгосрочную перспективу, и тактику, которая дает результаты в кратковременном периоде.
В рамках антиинфляционной стратегии выделяют два подхода. Первый предусматривает сокращение бюджетного дефицита, сдерживание эмиссии денег. Для этого применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в соответствии с темпом роста ВНП. Второй подход предусматривает регулирование цен и доходов с целью увязки повышения заработной платы и роста цен. Одним из направлений такой политики является индексация доходов, согласуемая с динамикой индекса цен.
Меры
антиинфляционной тактики не устраняют
причин инфляции, они носят чрезвычайный
характер и направлены на ослабление
инфляции. Тактика борьбы с инфляцией
призвана подготовить экономику
к более радикальным мерам
воздействия.
С обретением в начале 90-х гг. ХХ в. Независимости РБ получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы уровня цен сопровождалось спадом реального объема национального производства и увеличения безработицы. . [11,223 c.]
Прил. 5. Основные макроэкономические показатели белорусской экономики за 1992 – 2005 гг.
Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем выпуска ежегодно снижался примерно на 10%. Лишь в 1995 – 1996 гг. прирост реального ВВП составил 6,3%, за 2001 – 2003 гг. – 5%
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии прослеживаются несколько периодов, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 - 2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов. [12, 71-77 c.]
Первый период (1991 -1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз.
Реальны процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20-25 дол. США.
Второй период (ноябрь 1994-1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. - до 39,3 % (в 1994 г. - до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах . Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.
Третий период (1997-1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998-1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Нацбанка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня - 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.
Четвертый период (2000 - 2009 гг.) - период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. - 134,8 %, в 2003 г. - 125,4 %, в 2004 г. - 114,4 %. [12, 582-585 с.]
На сегодняшний день можно уже выделить и пятый период (2010-2011 гг.) В данный период происходит резкие изменения в экономике РБ. Рост ВВП в 2010 году составил 7,6% (в белорусских рублях), рост промышленного производства в 2010 году составил 11,3%. Дефицит торгового баланса в 2010 году составил 7,42 млрд. долларов (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в 2010 году увеличилось до 9,64 млрд. долларов против 7,26 млрд. долларов в 2009 году). По оценке МВФ, дефицит платёжного баланса текущих операций Беларуси в 2010 году составил около 16% ВВП, что, по мнению миссии МВФ, было очень высоким показателем. Инфляция в 2010 году составила 9,9%. Золотовалютные резервы в 2010 году снизились на 11% и на 1 января 2011 года составили 5,03 млрд. долларов. Дефицит бюджета в 2010 году составил 2,4% ВВП.
Валовой внешний долг Беларуси по состоянию на 1 октября 2010 года составлял 25,6 млрд. долларов.
По состоянию на 1 января 2011 года государственный долг Беларуси составил более 12,7 млрд. долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн. рублей). В I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос на 10,9% в годовом исчислении. Объём наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе-марте 2011 г. увеличился на 1,8% до 4,575 трлн. рублей. Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Дефицит торгового баланса в I квартале 2011 года составил 2,35 млрд. долларов.
По причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения к национальной валюте количество наличных рублей в обращении (денежный агрегат M0) выросло примерно на 1 триллион за апрель или на 21,3% за месяц. Ставка рефинансирования повышена до 14% .(по состоянию на 18.05.2011 г.) [19]
Прирост экономики в первом квартале 2011 г. обеспечен в условиях роста производительности труда на 10,6%. Индекс потребительских цен за 4 месяца 2011 г. сложился на уровне 110,9% к декабрю 2010 г. Рост индекса обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (111,3% к декабрю 2010 года).
В
I квартале 2011 г. ухудшилась ситуация во
внешней торговле товарами и услугами.
Опережающие темпы роста
На 1 апреля 2011 г. внешняя кредиторская задолженность превысила внешнюю дебиторскую задолженность на 1414,12 млрд. рублей. Таким образом, на указанную сумму в экономику были привлечены дополнительные источники финансирования. По сравнению с январём-мартом 2010 года внешняя просроченная дебиторская задолженность возросла на 31,5%.
Министерство
экономики подтвердило
14 июля стало известно, что за июнь объём денежной массы из-за денежной эмиссии Нацбанка вырос ещё на 490 миллиардов (около 8,5%), что может привести к новому витку инфляции. Эксперты допускают возможность роста цен в 2011 году на 70—80 %.
Таким
образом уже майский результат заставляет
усомниться в реальности скорректированного
прогноза по инфляции на 2011 год - Минэкономики
в качестве такого ориентира назвало уровень
33-39%. По некоторым данным, есть и пессимистичный
прогноз по годовой инфляции: 55-75%. При нынешних
темпах роста цен он выглядит реальнее
официального прогноза.
За последний
месяц больше всего подорожали фрукты
(на 50,8%), чай (46,2%), сахар (39,1%), рыбные консервы
(29,7%), рыба и морепродукты (27,8%). Менее резкий
скачок цен был на макаронные изделия
(26,9%), крупы (26,2%), кондитерские изделия
(17,2%), мясо и птицу (13,8%). Любопытно, что
табачные изделия – единственная группа
продовольственных товаров, цены на которую,
согласно данным Белстата, в мае не изменились.
Правда, уже в июне цены на сигареты поднялись, догнав и обогнав многие
другие товары.
Если же сравнить
данные Белстата с аналогичным периодом
прошлого года, получается, что и фрукты,
и крупы за год поднялись в цене более
чем в два раза – обе группы товаров подорожали
в среднем на 118%. Картофель за год стал
дороже на 85,6%, растительное масло - на
82,2%, чай – на 79%, сахар – на 68,2%, овощи –
на 65,8%, рыба и морепродукты – на 54,5%, рыбные
консервы–на2,6%.
Непродовольственные
товары подорожали за месяц на 20,4%, а по
сравнению с маем 2010 года стали на 35% выше
в цене. В этой группе товаров все рекорды
побили синтетические моющие средства,
которые стали дороже на 50,8%. Также в мае
значительно подорожали ювелирные изделия
(+33,4%), парфюмерно-косметические товары
(33,3%), бытовые электроприборы (31,6%), строительные
материалы (23,3%), велосипеды и мотоциклы
(21,7%). Особое внимание потребителей в последние
недели приковано к ценам на топливо. Бензин
в мае подорожал на 19,7%, с начала года -
уже на 47,4%
Рост цен на
услуги пока серьезно отстает. Платные услуги
в мае подорожали на 3% по сравнению апрелем
и 15,1% с началом года. Бытовые услуги выросли
за месяц в цене на 5,5% (с начала года – на
13,1%). Оплата жилищно-коммунальных услуг
снизилась на 4% по сравнению с маем, но
возросла на 13,1% с начала года. Также за
месяц стал дороже пассажирский транспорт,
причем воздушный транспорт – на 57,8%, а
железнодорожный международного сообщения
– на 25,4%. Цены на туристические услуги
подскочили на 64,8% (по сравнению с прошлым
годом они выросли почти в два раза – на
99,6%). [13]
Информация о работе Необходимость и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь