Неформальный сектор экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение основных явлений теневой экономики в России. Однако до сих пор нет четкого определения этому явлению, его роли и значения в современном обществе. Задачами курсовой работы являются: определение масштабов и форм развития теневой экономики в России; выявление факторов, влияющих на развитие теневой экономики; рассмотрение методов деятельности теневой экономики; определение способов воздействия государства на теневую экономику. При написании курсовой использовались работы следующих авторов: Тарасов М., Макаров Д., Шандиров О., Самохвалов А. и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Особенности теневой экономики в России…………………………….……..4
Масштабы и формы развития теневой экономики в России……..………4
Факторы, влияющие на развитие теневой экономики в России…………9
Теневая экономика как разновидность экономических преступлений………………………………………………………………….14
Неформальный сектор экономики России……………………………….14
Уклонение от налогов как один из методов деятельности теневой экономики………………………………………………………………….17
Применение фиктивных сделок при теневой экономики………………22
Способы воздействия государства на теневую экономику…………………………………………………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая по теневой экономики.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      Налогоплательщик, обратившись в арбитражный суд  с иском о признании недействительным решения налогового органа, основанного  на вышеизложенных обстоятельствах, как правило, мотивируют свою позицию тем, что он не обязан проверять правоспособность своих контрагентов, добросовестно заблуждался, а документы надлежащим образом оформлены и не вызывали никаких сомнений. 
Как показывает практика, арбитражные суды, исходя из добросовестности участников правоотношений, удовлетворяют иски налогоплательщиков. При этом отклоняются доводы налоговых органов как о мнимости (притворности) сделок в связи с тем, что нельзя применить к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства, так и о невозможности рассмотрения в качестве надлежащих доказательств документов, составленных несуществующими лицами, в связи с заблуждением истцов относительно их достоверности.

      Борьба  с псевдооперациями административными и уголовными методами пока не приносит желаемого результата, иски налогоплательщиков не удовлетворяются арбитражными судами, уголовные дела приостанавливаются в связи с розыском обвиняемых.

      Теневые операции в особенности распространены в пищевой промышленности, торговле, сфере услуг. К этому в первую очередь способствует тот факт, что открыть небольшой подпольный цех проще там, где не нужны огромные производственные площади и громоздкие станки. 
У крупных компаний свои схемы «оптимизации» налоговой бремени. Например, экспортеры стараются вывозить продукцию под видом полуфабрикатов, чтобы уменьшить пошлины. По словам исполнительного директора Экспортного института А. Нещадина, отчеты, скажем российской и эстонской таможни по структуре товаров и по объемам перевезенной через границу продукции отличаются на 25%. Автомобильным гигантам легче приторговывать налево запчастями, потому как за ними налоговым инспекторам сложнее уследить, чем за готовыми автомобилями. Нефтяники, чтобы уменьшить налоги, работают через оффшоры. Добывающая компания отпускает нефть по дешевке своей собственной дочерней фирме, зарегистрированной в оффшоре, где очень маленькие налоги. Затем эта фирма сбывает нефть на мировом рынке, но уже по более высокой цене. 
Рассмотренные негативные процессы можно исключить лишь путем внесения в налоговое и уголовное законодательство норм, делающих использование подставных фирм практически неэффективным. Предпринимателю должно быть невыгодно иметь хозяйственные связи с недобросовестным налогоплательщиком либо с неправоспособным субъектом.
 

3. Способы воздействия  государства на  теневую экономику 

      Все это заставляет поставить вопрос о необходимости более действенной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической роли государства часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому предлагается остановиться на термине "государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее емком.

      Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводят нас к выводу о том. что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать главную цель — до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.

      По  мнению к.э.н. Тарасова М., ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10°с ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики — специфика развития именно в 90-е годы.5

      Необходимо  придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия. Так. значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной внелегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний). В этом контексте смещение акцента с карательных мер на совершенствование правовой базы выглядит одним из приоритетных направлений воздействия на теневую экономику. Причем речь идет не просто о правовых и институциональных реформах, а о комплексном подходе, связанном с формированием здоровой конкурентной среды и обеспечением необходимых условий развития российского предпринимательства. Необходимо предпринять усилия в направлении дебюрократизацин государственной системы, создающей административные препоны для развития бизнеса, поддержки отечественного предпринимательства в международной конкуренции, легализации капиталов, полученных в результате некоторых видов теневого бизнеса.

      С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация пришита диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке - 3 долл.. а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.

      Реализация  поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплекс: институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов госуправлсния и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля а экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.

      Практика  показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В. В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.

      Необходимо  отказаться от юридического фетишизма  и абсолютизации значения силы л  правового характера государства  в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так  же как и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к обычной ("здоровой") экономике. 

      Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные принципы, можно отметить:

      • умышленное использование недостатков законодательства, правовой неурегулированности ряда аспектов предпринимательской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенничество, нанесение экологического ущерба);

      • получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обязательств;

      • недобросовестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);

      • нечистоплотные отношения бизнеса  и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не обязательно связанные с получением взяток. Например сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строительства каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

      Вряд  ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад.

      Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.

      Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества - профсоюзами трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. Объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

      Следовательно, российское государство путем управленческого  воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.

      Заключение

      Итак, в России параллельно легальной  экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется  примерно тот же набор механизмов,  что и в официальной хозяйственной  системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые  
механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий.
     

      Приведенная информация представляет собой обзор  масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая  экономика на все сферы нашей  жизни.  
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.  
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.  
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей. 

      Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом  порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из  
них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      
  1. Васягин В. Скрытые обороты // РИСК.—2000.--№ 5-6.—С.71-76.
  2. Волоконский В.А Официальная и теневая экономика в реальности и статистики // Экономика и матметоды.—2000.--№ 4.—С.16-25.
  3. Гликина С.Л. Теневая экономика в мире // Проблемы прогнозирования.—2001.--№ 4.—С.64-73.
  4. Головачев В. Особенности нацианальной теневой экономики // Экономика и жизнь.—2001.--№ 10.—С.32-35.
  5. Иванова А.В. Исследование причин распространения теневой экономики в России // Эк. журнал ВШЭ.—1999.—Т.3.--№4.
  6. Исправников В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // Вопросы статистики.—2001.--№ 12.—С.18-21.
  7. Клямкин И.М. Теневой образ жизни //Полис.—2000.--№ 5.—С.121-132.
  8. Косов Н. Теневой сектор в экономике России // Аудитор.—2000.--№ 2.—С.23-26.
  9. Кремлев Н.Д. СНС как отражение теневой экономики // Вопросы статистики.—2001.--№ 2.—С.35-41.
  10. Макаров Д.Т. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой // Налоговый вестник.—2000.--№ 1.—С.153-159.
  11. Рывкина Р. Российское общество как теневая социально-экономическая система // МЭ и МО.—2001.--№ 4.—С.44-51.
  12. Сквозняков В.Я. Проблемы оценки теневой экономики // Вопросы статистики.—2001.--№ 12.—С.22-39.
  13. Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики России // Проблемы теории и практики управления.—2002.--№ 2.—С.19-23.
  14. Тимофеев Л.М. Право собственности в СССР // Россия и современный мир.—2000.--№4.—С.50-51.
  15. Шандиров О. Проблемы налогообложения и теневая экономика России // Аудитор.—200.--№ 10.—С.31-33.
  16. Шандиров О.И. Влияние налогооблажения на теневую экономику // Аудитор.—2001.--№ 2.—С.46-49.

Информация о работе Неформальный сектор экономики России