Неформальный сектор экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение основных явлений теневой экономики в России. Однако до сих пор нет четкого определения этому явлению, его роли и значения в современном обществе. Задачами курсовой работы являются: определение масштабов и форм развития теневой экономики в России; выявление факторов, влияющих на развитие теневой экономики; рассмотрение методов деятельности теневой экономики; определение способов воздействия государства на теневую экономику. При написании курсовой использовались работы следующих авторов: Тарасов М., Макаров Д., Шандиров О., Самохвалов А. и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Особенности теневой экономики в России…………………………….……..4
Масштабы и формы развития теневой экономики в России……..………4
Факторы, влияющие на развитие теневой экономики в России…………9
Теневая экономика как разновидность экономических преступлений………………………………………………………………….14
Неформальный сектор экономики России……………………………….14
Уклонение от налогов как один из методов деятельности теневой экономики………………………………………………………………….17
Применение фиктивных сделок при теневой экономики………………22
Способы воздействия государства на теневую экономику…………………………………………………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая по теневой экономики.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Эти детерминанты относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ.

     Они являются общими для государств с  различными типами экономики - для стран  с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся  стран. Выделяется также ряд факторов, которые либо присущи исключительно экономикам переходного типа всем или некоторым), либо оказывают различное влияние в условиях различных типов хозяйственных систем.

     Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики  и крминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).

     Из  числа детерминант, оказывающих  влияние в российских условиях, рассматриваются  следующие:

  • диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики;
  • бартеризация экономики;
  • структурные диспропорции в экономике.

     Рассмотрим  основные детерминанты более подробно.

     Тяжесть налоговой нагрузки признается одним  из самых Данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.

     Деформация  налоговой политики и тяжесть  налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики  и ее криминализации. Это проявляется в следующем.

     Во-первых, структура налоговых изъятий  не соответствует структуре доходов  экономических агентов, налоговая  нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов(1). Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения. Создаются стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менее контролируемый и более криминогенный. Это не в последнюю очередь обусловлено слабостью государственных институтов и относительной легкостью контроля реального сектора по сравнению с финансово-посредническим.

     Чрезмерная  тяжесть налоговой нагрузки - естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это вновь сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число законопослушных налогоплательщиков. Процесс возобновляется на новом уровне. В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой нагрузки, тяжесть которой в современной России лишает предпринимателя стимулов к эффективной деятельности. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90% прибыли(2).

     Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.

     Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов. Избежать значительных платежей государству достаточно просто. По мнению экспертов, даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Риск при этом минимален. Результат закономерен - доля укрывающих доходы от налогообложения юридических лиц возросла до 80%.

     Ярким проявлением слабости государства  является его неспособность на протяжении ряда лет ограничить предоставление индивидуальных льгот за счет средств бюджета различным группам специальных интересов. Только таможенные льготы различным организациям достигали в последние годы 4-5 млрд. долл. в год. всего же объем разного рода налоговых льгот в стране в 1996 году составил 163 трлн. руб, что превышает размеры бюджетного дефицита(3).

     Чрезмерная  регламентация экономической деятельности.

     Этот  фактор проявляется в основном в  следующих действиях государства:

  • запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;
  • административное вмешательство в процесс ценообразования;
  • чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.

     Результатом является рост теневой экономики. Это  проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

     В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.

     На  финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению  норм ссудного процента и ужесточения  контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.

     Важное  влияние на рост теневой экономики  и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода  от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности. Примеры подобного развития событий многочисленны, а действия данного фактора универсально и не зависит от географического положения страны, уровня ее развития, культурных особенностей

     Административное  вмешательство в процесс ценообразования  проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и  услуги. Влияние этого фактора  обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку.

     В России влияние этого фактора  проявляется в различных формах.

     Лицензирование  различных видов экономической  деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

     В России наблюдаются и более жесткие  формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка  органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов  с помощью необоснованного использования  полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теневая экономика как  разновидность экономических  преступлений

    2.2.  Неформальный сектор  экономики России 

        Неформальный сектор является  одной из форм проявления теневой  экономики. Существенное увеличение  масштабов неформальной занятости  стало общим следствием преобразований 90-х годов. Специфика данного  явления затрудняет проведение  его объективной и достоверной оценки. И тем не менее инструменты, позволяющие установить параметры неформальной занятости, существуют. Один из них - выборочные опросы населения. Не останавливаясь на разногласиях специалистов по поводу трактовки понятия "неформальная занятость", заметим, что в данном исследовании в качестве основания для идентификации респондентов были выбраны условия получения работы (к лицам, имеющим неформальную - незарегистрированную - занятость, отнесены работающие по найму по устной договоренности, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью без официального оформления).

      Уровень неформальной занятости составляет не менее 15-17% экономически активного  городского населения. На основном рабочем  месте на условиях устной договоренности занято 3,5 % наемных работников. В качестве основной работы около 40% случаев самозанятости не зарегистрированы и не оформлены юридически.

      Однако  чтобы оценить масштабы неформальной занятости в нашей стране, недостаточно оперировать только этими показателями: следует учитывать и значительное развитие вторичной занятости. По данным обследования, ежемесячно дополнительную занятость имеют около 15% работающих. При этом более половины (54 %) случаев вторичной занятости работающих юридически не оформлены.

      В отличие от стран с аналогичными масштабами неформальной занятости, где она существует в основном в качестве первичной (и чаще всего единственной), российское население участвует в неформальной экономике главным образом на условиях вторичной занятости.

      Относительно высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений в сфере дополнительной занятости связана с тем, что вторая работа носит характер преимущественно случайных приработков; 63 % опрошенных, имеющих дополнительную работу, ответили, что занимаются ею эпизодически, время от времени. Это непостоянство стимулирует обоюдное согласие работников и работодателей на легко прерываемые, неоформленные отношения. Непредвиденные краткосрочные подработки оформляются значительно реже, чем стабильная дополнительная работа, в 26% и 53% случаев соответственно. Неформальная вторичная занятость (в первую очередь краткосрочная) нередко более выгодна для обеих сторон трудовых отношений. Работодатель, принимая работника на основе устного соглашения, получает возможность снизить косвенные издержки на труд, уйти от уплаты ряда налогов. Согласно данным ВЦИОМа, доходы граждан от незарегистрированной вторичной занятости в среднем на 30% превышают доходы от оформленных подработок, а по таким видам дополнительного труда, как уличная торговля и репетиторство, - в 2-2,25 раза.

      Вместе  с тем значительная часть рабочих  мест в сфере вторичной занятости (прежде всего незарегистрированных) не требует от работников высокой  квалификации и специальных профессиональных навыков. Так, предварительное обучение не понадобилось 42% респондентов, имеющих юридически неоформленную дополнительную работу, и 31% официально устроенных вторичнозанятых. Квалификационный уровень труда в сфере вторичной занятости был ниже по сравнению с основной работой соответственно у 58% и 41% опрошенных из рассматриваемых групп. Существенный признак отечественной неформальной занятости - её краткосрочность. Другими словами, для российского рынка труда характерна высокая доля не столько лиц, включенных в сферу незарегистрированной занятости, сколько тех, кто пополняет ряды неформально занятых периодически, на короткое время.

      Более 80% неформально занятых нашли  рабочее место в частном секторе. В частном секторе на условиях устной договоренности работает около 20 % занятых; в государственном - не более 1%. В малом бизнесе, т.е. на предприятиях с численностью менее 20 человек, работают 84 % общего числа неформально занятых. Причем более трети из них трудятся на микропредприятиях с численностью работников от двух до пяти человек. Интересно, что по мере увеличения численности работающих на предприятии доля тех, кто трудится на нем на условиях незарегистрированного найма, убывает. Так, в общем количестве работающих на микропредприятиях доля неформально занятых составляет 29%. Для предприятий с численностью персонала шесть-десять человек этот показатель равен 16%, для предприятий, на которых работают 11-20 человек, - 7 %.

      Специфична  отраслевая структура рабочих мест в сфере неформальной занятости. Более половины из их приходится на предприятия торговли и общественного питания, 20 % - на сферу услуг.

      Труд  занятых в неформальном секторе  оплачивается преимущественно по сдельной системе. Таким образом организована оплата труда более половины этой категории работников, а в формальном секторе - только каждого пятого. В неформальном секторе индивидуальная сдельная оплата применяется гораздо чаще, нежели коллективная.

      В сфере незарегистрированной занятости  выше интенсивность труда. Средняя  продолжительность рабочей недели неформально занятых составляет почти 50 ч, что на 8 ч больше, чем у работников, имеющих оформленную занятость; 60 % неформально занятых трудятся в течение недели более 40 ч. Однако несмотря на то, что продолжительность рабочей недели неформально занятых нередко превышает установленную законодательством, только 4 % работающих сверхурочно отметили, что это учитывается в их заработной плате.

Информация о работе Неформальный сектор экономики России