Неформальный сектор экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение основных явлений теневой экономики в России. Однако до сих пор нет четкого определения этому явлению, его роли и значения в современном обществе. Задачами курсовой работы являются: определение масштабов и форм развития теневой экономики в России; выявление факторов, влияющих на развитие теневой экономики; рассмотрение методов деятельности теневой экономики; определение способов воздействия государства на теневую экономику. При написании курсовой использовались работы следующих авторов: Тарасов М., Макаров Д., Шандиров О., Самохвалов А. и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Особенности теневой экономики в России…………………………….……..4
Масштабы и формы развития теневой экономики в России……..………4
Факторы, влияющие на развитие теневой экономики в России…………9
Теневая экономика как разновидность экономических преступлений………………………………………………………………….14
Неформальный сектор экономики России……………………………….14
Уклонение от налогов как один из методов деятельности теневой экономики………………………………………………………………….17
Применение фиктивных сделок при теневой экономики………………22
Способы воздействия государства на теневую экономику…………………………………………………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая по теневой экономики.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      Трудовые  права занятых в неформальном секторе практические не защищены. Так, почти две трети имеющих  незарегистрированную занятость считают, что их могут уволить с работы без законных на то оснований; каждый второй допускал возможность необоснованного "материального" наказания. Те, чья занятость оформлена, такие оценки высказывали гораздо реже - в 23-25 % случаев. Словом, работник в сфере неформальной занятости весьма уязвим. Очевидно, поэтому уровень потенциальной текучести среди неформально занятых в два раза выше, чем у тех, чьи трудовые отношения оформлены. На вопрос о намерении в ближайшее время сменить работу утвердительно ответили соответственно 32% и 15% респондентов.

      В заключение отметим, что роль неформальной занятости в отечественной экономике  неоднозначна. С одной стороны, можно  говорить о ее позитивном влиянии  на расширение занятости и повышение  доходов граждан. Ведь в современных условиях участие населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов его защитной реакции, адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере занятости уменьшает доступ к контролю и регулированию отношений между субъектами рынка труда со стороны государства и профсоюзов. 
 

2.1. Уклонение от налогов  как один из  методов деятельности  теневой экономики 

      Практически ни у кого не вызывает сомнения, что  существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более. Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

      Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

      Теневой бизнес прежде всего подразумевает  умысел на сокрытие от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Существуют восемь основных способов уклонения  от уплаты налогов.

      Способы уклонения, не зависящие от вида налога: 3

      1. Сокрытие объектов налогообложения  (ведение финансово-хозяйственной  деятельности без необходимой  регистрации, постановки на учет  в Государственной налоговой  инспекции или лицензии, в том  числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм, не отражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.). 
         2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).

      3. Сокрытие средств от уплаты  налогов при наличии недоимки  по налогам или с целью неуплаты  текущих налогов (создание искусственной  дебиторской задолженности, отпуск  товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств от нерезидентов в срок свыше 180 дней, если это все же нашло отражение в бухгалтерской отчетности и др.).

      4. Неправомерное использование льгот  (ведение основного вида деятельности  под видом льготированного, включение  в штат неработающих пенсионеров-инвалидов  и др.).Способы уклонения, характерные для отдельных видов налогов: 
           5.Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).

                6. Уклонение от уплаты и занижение  НДС (неначисление НДС по взаимозачетам  и бартеру, завышение в налоговых  декларациях сумм НДС, подлежащих  возмещению из бюджета и др.). 
           7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке). 
           8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозмездной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.). 
В целом в рамках теневой экономики можно выделить три вида операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета; направленные на сокрытие части оборота; проводимые под видом других операций. Первый вид операций, в свою очередь, может быть разделен на операции, производимые незарегистрированными и легальными субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

      К классическим теневым операциям  относятся ведение финансово-хозяйственной  деятельности без необходимой регистрации  или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов в Госналогинспекции, не учет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие. 
Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц. 
Выявление и пресечение деятельности таких предпринимателей представляет собой весьма трудоемкий процесс, поскольку реальная информация о местонахождении подобных фирм отсутствует. Проверки налогоплательщиков, не вставших на учет в налоговые органы или не отчитывающихся перед ними, также показали ряд недоработок в процедуре регистрации предпринимателей и юридических лиц. Законодательство позволяет регистрироваться сотням предприятий по одному и тому же юридическому адресу, при этом совершенно не требуется подтверждать свое фактическое местонахождение. Например, в Москве на конец 2001г. по 109 адресам было зарегистрировано 560 тыс. юридических лиц, что составляет 21% всех зарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них, как показывает практика, действующие, то можно представить количество “полных” теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрации предприятий показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет. 
Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их неотражение в бухотчете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.

      Наиболее  распространены расчеты с помощью неучтенных наличных денежных средств. Чаще всего наличные деньги выпадают из учета в звене между оптом и розницей, где появляется основная масса фальсифицированных документов. Оптово-розничные коммерческие структуры превышают установленный лимит кассы, осуществляют расчеты наличными деньгами сверх установленных сумм, несвоевременно оприходуют по кассе полученные денежные средства, не ведут кассовые книги.

      Большое распространение, особенно среди крупных  промышленных предприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средства скрываются на счетах других фирм и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями. 
Появление огромного числа промежуточных фирм-посредников - также характерный симптом теневой экономики. Многие фирмы-посредники рассчитываются с предприятиями-недоимщиками в безденежной форме, осуществляя поставки различных товарно-материальных ценностей. Доля бартера в таких случаях достигает 80-100% объемов поставленной продукции. Особенностью выявляемых правонарушений служит участие руководителей крупнейших предприятий, имеющих недоимки по налогам, в деятельности посреднических фирм, проводящих с ними бартерные и иные операции. 
Также к теневым операциям относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создается неучтенная продукция или неучтенная выручка. Для квалификации подобной сделки как теневой требуется дополнительное условие. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью (одной из целей) сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая операция. 
Разновидностью рассматриваемых теневых сделок является неотражение в первичных документах и соответственно в бухгалтерском учете некоторых эпизодов сделки. Многие контракты заключаются, например, при помощи посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но это не оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3 до 6%, которые фактически уходят в “тень”. 
 
 
 

    1. Применение  фиктивных сделок при теневой экономики
 

      В последнее время возник и стал активно развиваться новый способ вывода средств из легального оборота. Он состоит в оформлении фиктивной сделки, благодаря которой денежные средства или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в теневой оборот или вновь легализуются уже в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Действительно, сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги, поэтому никакого налогового преступления или правонарушения, согласно существующему законодательству, не совершено, а то, что средств для уплаты начисленных налогов не оказалось, - проблема налоговых органов.

      Фиктивные сделки (псевдосделки) могут использоваться также и для прикрытия реально  произведенной операции с целью  уплатить по ней меньшее количество или объем налогов, чем в случае фиксирования реальной сделки. Наиболее яркое проявление такой псевдооперации - псевдоэкспорт. Сущность его заключается в том, что оформляется контракт на экспорт какой-либо продукции. Однако, отправленный по нему товар границу не пересекает, а реализуется внутри страны. Но документы оформляются как на осуществленный экспорт, и при уплате налогов используется предусмотренная льгота по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, внешнеторговая псевдосделка прикрывает теневую, бюджет лишается предназначенных ему налогов, а реальная операция оказывается сокрытой.4

      Заключение  одной псевдосделки - проявление простой  псевдооперации. На практике нередко  встречаются случаи, когда в целях  создания дополнительных трудностей при  отслеживании финансовых потоков и  снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные (то есть зарегистрированные, но реально не действующие) фирмы, иногда оформленные на несуществующих лиц, либо фиктивные (то есть реально не существующие) лица и организации, сделки с которыми прикрывают реальный финансовый оборот. Благодаря формированию целого ряда последовательных сделок с данными фирмами могут быть получены достаточно сложные схемы уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых операций, которые не вписываются в рамки действующего налогового и уголовного законодательства.

      Схемы сокрытия доходов с использованием подставных фирм и фиктивных документов иногда разрабатываются высокопрофессио-нальными юристами и аудиторами таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом “вешались” бы на баланс реально не существующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующих субъектов, а лица, действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.Невозможность установить подлинных руководителей фирмы - основная причина возбуждения уголовных дел не в отношении конкретных лиц, а по факту выявления налогового преступления. Опыт показывает, что вероятность расследования подобных уголовных дел и направления их прокурором в суд очень мала, как и возможность возмещения причиненного материального ущерба.Привлечь же налогоплательщика, намеренно заключившего договор с фиктивной фирмой, к ответственности за нарушение налогового законодательства (за завышение себестоимости продукции, работ, услуг в связи с псевдорасчетами с подставной фирмой либо за неправомерное предъявление бюджету требований о возврате сумм уплаченного НДС и т.п.) не представляется возможным даже в случае, когда мнимый характер сделок с неправоспособными субъектами бесспорно доказан.

Информация о работе Неформальный сектор экономики России