Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств
Введение 4
1 Общая характеристика налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2 Принципы налоговой системы 8
2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития 9
2.1 Становление и развитие налогообложения 9
2.2 Современное состояние и тенденции развития национальных налоговых систем стран – членов ЕС 10
3 Налоговая система в Республике Беларусь 16
3.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 16
3.2 Налоговое законодательство, налоговая служба Республики Беларусь 20
3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе 22
3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 27
Список литературы 28
Налоговое законодательство Республики Беларусь
Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
нормативные
правовые акты республиканских органов
государственного управления, органов
местного управления и самоуправления,
регулирующие вопросы налогообложения
и издаваемые в случаях и пределах,
предусмотренных Налоговым
Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым Кодексом или Президентом Республики Беларусь.
Положения нормативных
правовых актов, принимаемых на основании
и во исполнение Налогового Кодекса,
не могут противоречить его
Следует отметить, что в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, Налоговый Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Основные принципы налогообложения
Принципы
налогообложения – это
В первые основополагающие четыре принципа налогообложения были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776 г.), которые являются актуальны и в наше время.
Следует отметить, что за последнее время число проверок, совершаемых налоговыми органами, сократилось в несколько раз. Это обусловлено как повышением ответственности со стороны налогоплательщиков, так и пересмотром взглядов руководства МНС на эту проблему (инспекторы направляются в основном на заведомо проблемные предприятия). В настоящее время 70% проверок являются результативными [13, с. 1].
В завершении, по данному вопросу можно сделать краткий вывод: налоговая система в Республике Беларусь находится на довольно высоком уровне, однако этот уровень ниже, чем в других европейских странах. Наше правительство стремится к его достижению и делает для этого все необходимое. В ближайшие два года налоговая система будет упрощена, а так же вступит в силу особенная часть Налогового кодекса и будет отменен ряд налогов
3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая политика
в Республике Беларусь на современном
этапе и непосредственно работа
по совершенствованию действующей
системы налогообложения в
За 2007 год в бюджеты всех уровней
поступило 105,9 % к уточненному годовому
плану. Успешное выполнение бюджета 2007
года обеспечено за счет проведения адекватной
налоговой политики. Следует отметить,
что такие налоги как НДС, налог но прибыль
и доходы, акцизы, таможенные пошлины,
налог на недвижимость являются основными
доходными источниками бюджета большинства
стран мира и доказали свою эффективность
как в фискальном плане, так и в качестве
стимулирующего инструмента коммерческой
и инвестиционной деятельности [15, с. 5].
В связи с необходимостью государственной
поддержки отдельных отраслей или видов
деятельности (сельского хозяйства, жилищного
строительства и др.) в Республике Беларусь
введены платежи из выручки от реализации
продукции, работ, услуг) в нецелевые бюджетные
фонды. Это, в частности, отчисления в местные
целевые бюджетные жилищно–инвестиционные
фонды; целевые сборы на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом
жилищного фонда. Наличие в налоговой
системе указанных платежей в определенной
степени увеличивает налоговую нагрузку
на субъекты хозяйствования и экономику
в целом. В этой связи в последние годы
в работе по совершенствованию действующей
налоговой системы Республики Беларусь
большое внимание уделяется вопросам
снижения ставок налогов, сокращения количества
налогов и других обязательных платежей,
а также объединения ряда из них, имеющих
сходную налогооблагаемую базу, при одновременном
упрощении порядка их взимания.
Следует отметить, что Программой
социально–экономического развития Республики
Беларусь на 2005–2010 годы предусмотрено,
что в 2013 году будут полностью отменены
отчисления во внебюджетные и целевые
бюджетные фонды, объединены налоги, имеющие
сходную налоговую базу и выровнены условия
налогообложения для всех налогоплательщиков.
Для выполнения поставленных
задач на текущий год определены следующие
основные направления совершенствования
налоговой системы республики;
— повышение эффективности
налоговой системы;
— совершенствование структуры
налоговой системы и отмена налоговых
платежей, негативно сказывающихся на
финансово–экономическом состоянии субъектов
хозяйствования;
— упорядочение вопросов взимания
местных налогов и сборов, обеспечение
единых подходов к применению таких налогов
на всей территории республики;
— осуществление комплексных
мероприятий, по общему совершенствованию
системы налогообложения и унификации
налогового законодательства Республики
Беларусь с законодательством Федерации;
— ориентация структуры налогов
на прямое налогообложение;
— объединение налогов, имеющих
сходную налоговую базу;
— выравнивание условий налогообложения
для всех налогоплательщиков.
Указанные направления нашли
отражение в Общей части Налогового кодекса
Республики Беларусь, которая вступит
в силу с 1 января 2004 года.
В настоящее время широкие права
в проведении налоговой политики на местном
уровне предоставлены местным Советам
депутатов. На основании статьи 121 Конституции
Республики Беларусь введение местных
налогов и сборов отнесено к исключительной
компетенции местных Советов депутатов.
Ежегодно законом о бюджете на соответствующий
год устанавливается перечень и общий
порядок введения местных налогов и сборов,
исходя из которых областными, Минским
городским Советами депутатов, Советам
депутатов базового территориального
уровня формируется система местных налогов
и сборов на своих административных территориях.
В 2008 году такой порядок установлен
статьей 10 Закона Республики Беларусь
"О бюджете Республики Беларусь на 2008
год".
Кроме того, местные Советы
депутатов наделены полномочиями по регулированию
порядка уплаты общегосударственных налогов,
полностью поступающих в местные бюджеты.
Так, пунктом 2 статьи 46 Закона Республики
Беларусь "О бюджете Республики Беларусь
на 2008 год" установлено, что в 2008 году
местные Советы депутатов имеют право
увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять
отдельным плательщикам — физическим
лицам льготы, устанавливать и изменять
сроки уплаты земельного налога, налога
на недвижимость, экологического налога
на добываемые из природной среды ресурсы
(за исключением налога на добычу нефти,
поваренной и калийной соли), а также предоставлять
отдельным плательщикам льготы по уплате
подоходного налога с физических лиц,
единого налога с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц, государственной
пошлины, подлежащей зачислению в местные
бюджеты.
На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы.
Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.
Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику.
Таким образом, налоговая система - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
По своему
внутреннему содержанию, налоговая
система, представляет собой совокупность
предусмотренных в налоговом
законодательстве - налогов, пошлин, сборов
и пр., принципов, форм и методов
их установления, изменения, отмены, уплаты
и применения мер по обеспечению
их уплаты, осуществления посредством
налоговых органов налогового контроля,
а также привлечения к
В рыночной экономике
хорошо отлаженная налоговая система
- наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-
1 Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Минск : Современная школа , 2007. – 288 с.
2 Дейко, А. Не числом, а оптимизацией. Компетентно об изменении и упрощении налогового законодательств / А. Дейко // Беларуская думка. – 2008. – № 1. – С. 81–85.
3 Дейко, А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А. Дейко // Экономика Беларуси : итоги, тенденции прогнозы. – 2008. – № 2. – С. 24–31.
4 Киреева, Е. Ф. Краткий обзор
тенденций развития
5 Бондарь, А. В. Макроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь [ и др.]. – 2–е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.
6 Лутохина, Э. А. Макроэкономика : социально – ориентированный, подход. : учеб. пособие / Э. А. Лутохина [ и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной . – Мн. : Тесей, 2008 . – 320 с.
7 Полуян В. Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования. / В. Н. Полуян // Вестник Б Г У. – 2009. – № 2. – С. 19–22.
8 Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. :/ Т. Ф. Полуян . 2–е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2005. – 576 с.
9. Пищик Т. В. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения и учета налогов на предприятиях РБ // Бухский учет и анализ. 2001. №9. С. 23 – 25.
10. Поплыко В. Реформа имеет шансы на успех. // Финансы. Учет. Аудит. 2001. №6. С. 72 – 75.
11.Попов Е. М. Налоговая система: десять лет реформ // Бухгалтерский учет и анализ. 2001. №7. С. 11 – 15.
12.Послание Главы государства Национаому собранию Республики Беларусь и белорусскому народу от 19.04.2005 г. // Рэспублiка, 2005 г. № 73.С. 1 – 3.
13. Образкова Т. Налоги на доходы и прибыль в 2005 году. // Национальная Экономическая Газета. 2004. №82. С. 1, 4.
14. Образкова Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы.// Белорусский Экономический Журнал. 2001. №2. С. 24 – 34.
15. Образкова Т. Б. Платежи за землю и налог на недвижимость в 2005 году // Национальная Экономическая Газета. 2004. №86. С. 5.
16.Образкова Т. Б. Проблемы налоговых реформ. // Белорусский Банковский Бюллетень. 2001. №33. С. 28 – 33.
Информация о работе Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития