Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств

Содержание

Введение 4
1 Общая характеристика налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2 Принципы налоговой системы 8
2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития 9
2.1 Становление и развитие налогообложения 9
2.2 Современное состояние и тенденции развития национальных налоговых систем стран – членов ЕС 10
3 Налоговая система в Республике Беларусь 16
3.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 16
3.2 Налоговое законодательство, налоговая служба Республики Беларусь 20
3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе 22
3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Тема 23.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Положений, непосредственно  относящихся к прямым налогам, ни в одном из указанных договоров  нет. Правовой основой для разработки мероприятий в области прямого  налогообложения является статья 100 Договора о ЕЭС, предусматривающая  «сближение законодательных положений, предписаний и административных действий государств-членов, которые  прямо затрагивают создание или  функционирование общего рынка».

Следует отметить, что ни в учредительных договорах, ни в ЕЕА нет определения понятия  «налоговая гармонизация». В период создания Европейского сообщества западные экономисты трактовали этот термин по-разному. Одни подразумевали под ним только координацию налоговой политики — взаимные консультации и неофициальные  договоренности между странами-членами  по ставкам отдельных налогов; другие считали, что гармонизация означает переход к единой налоговой системе  и передачу всех полномочий по определению  базы и ставок основных налогов органам  Сообщества. По мере развития процесса интеграции акцент смещался в сторону  введения единообразного налогообложения, не доходя, однако, до полной унификации.

На практике основным методом ликвидации налоговых  барьеров в ЕС является постепенное  сближение налоговых систем стран-членов. При этом допускается сохранение между ними некоторых различий, не оказывающих существенного влияния  на условия конкуренции и не препятствующих нормальному функционированию единого  рынка. Такой прагматический подход к осуществлению налоговой гармонизации нашел отражение в «Белой книге» о завершении создания единого внутреннего  рынка ЕС (1985) и других документах Европейской Комиссии, где рассматриваются  эти проблемы.

Интеграции  национальных систем налогообложения  в ЕС преследует следующие цели:

привести  в соответствие структуры налоговых  систем, порядка взимания основных видов налогов во всех странах  сообщества;

обеспечить  нейтральность налогов с точки  зрения условий конкуренции на едином рынке, иными словами, недискриминационный  налоговый режим для всех его  участников;

создать условия  для отмены контроля на внутренних границах Сообщества;

устранить возможность  двойного налогообложения прибылей компаний, осуществляющих деятельность в двух или более странах ЕС;

исключить возможность  уклонения от уплаты налогов и  гарантировать поступление соответствующих  доходов в бюджеты стран-членов.

Основными направлениями  налоговой итнеграции стали гармонизация НДС и акцизов, а также унификация налогообложения компаний. При этом не ставится цель передачи всей налоговой  выручки органам ЕС. Доходы стран-членов от взимания налогов продолжают поступать  в их национальные бюджеты кроме  определенной части налога на добавленную  стоимость (НДС), которая отчисляется  в единый бюджет Сообщества (в 1997 г. — 1,4% от взысканной суммы этого налога). Фактически в ЕС до сих пор не создано единого налогового пространства, что затрудняет функционирование единого  внутреннего рынка.

Важно подчеркнуть, что законодательные акты, касающиеся прямых или косвенных налогов, принимаются  Советом ЕС единогласно. Такие акты носят форму директив, которые  определяют цели и сроки проведения тех или иных мероприятий. Конкретные методы их осуществления являются прерогативой национальных властей, принимающих соответствующие законы.

 

3 Налоговая система в  Республике Беларусь

3.1 Структура налоговой системы  Республики Беларусь

 

Налоговая система  Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон  «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь», а  также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в  республике («О налогах на доходы и  прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с  граждан», «О налоге на недвижимость», «Об акцизах» и др.).  
    Формирование налоговой системы происходило в условиях фискального кризиса 1990-х гг., характерного для всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики.  
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.  
    Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной – более 1/3. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Соответственно снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженности плательщиков перед бюджетом, существенно изменилась и структура налогов [8, с. 576].  
    В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.  
    В Республики Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин. В НК РБ развиты и расширены действующие принципы налогообложения:  
    1 Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.  
    2 Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.  
    3 Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.  
    4 Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.  
    5 Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.  
    В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы [6, с. 320]:  
    § однократность обложения, т. е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;  
    § оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;  
    § одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;  
    § установленный порядок введения и отмены органами вла¬сти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;  
    § четкая классификация налогов, взимаемых на террито¬рии страны, в основу которой положена компетенция соответ¬ствующей власти;  
    § обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;  
    § стабильность ставок налога в течение довольно длительно¬го периода и простота исчисления платежа.  
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти.  
    В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории страны. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.  
    Все налоги в зависимости от выполняемых функций и источника уплаты могут быть объединены в 7 групп [5, с. 415]:  
    1 Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:  
    • налог на добавленную стоимость;  
    • налог с продаж автомобильного топлива;  
    • местные налоги и сборы;  
    • акцизы.  
    2 Налоги на прибыль и доходы. Сюда входят налог на прибыль, налог на дивиденды и приравненные к ним доходы, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.  
    3 Налог на недвижимость.  
    4 Налоги и сборы, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков. К ним относятся: налог на приобретение автотранспортных средств, оффшорный сбор, некоторые местные налоги и сборы.  
    5 Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:  
    • чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости;  
    • земельный налог;  
    • экологический налог;  
    • плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;  
    • плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;  
    • плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.  
    6 Упрощенные системы налогообложения – это единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.  
    7 Прочие сборы.  
    В 2005 г. местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы [14, с. 32]:  
- сборы с пользователя (сборы за пользования стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор на провидение аукциона, курортный сбор и др.);  
    -налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально-значимых товаров, перечень которых устанавливает правительство;  
    - сборы за услуги ( в том числе за услуги гостиниц, кемпингов, ресторанов, баров, кафе);  
    - налог на рекламу;  
    - целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города);  
    - сборы на промысловую заготовку дикорастущих растений, грибов, лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной обработки и реализации;  
    - сборы с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через КПП.  
    Местные налоги и сборы уплачиваются за счёт средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.  
    Начисление и уплата местных налогов и сборов не нарушают общереспубликанский порядок формирования себестоимости товаров (работ, услуг).  
    Кроме того, полностью зачисляется в местные (областные) бюджеты так называемый «единый налог», который уплачивают индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица) при осуществлении определенных видов деятельности. Единый налог устанавливается в твердых ставках (в евро), и его плательщики освобождаются от уплаты подоходного налога, НДС, экологического налога, местных налогов и сборов.  
    Объекты налогообложения и ставки основных налогов и сборов, уплачиваемых в Республике Беларусь в 2010 г.  
    Кроме общегосударственных и местных налогов и сборов доходную часть государственного бюджета формируют также государственные и местные целевые бюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды аккумулируют обязательные платежи (так называемые «целевые налоги»), предназначенные для финансирования целевых расходов.  
    Отчисления в республиканские и местные целевые бюджетные фонды производит большинство субъектов хозяйствования, если им не предоставлены соответствующие льготы.  
    Помимо бюджетных существуют и внебюджетные фонды. Отчисления в эти фонды являются такими же обязательными, как и налоговые платежи, но поступают они не в государственный бюджет, а на счета специально созданных целевых фондов.  
    Самым крупным целевым внебюджетным фондом в Беларуси является Фонд социальной защиты населения, выполняющий функции обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения. Отчисления в этот фонд производят все наниматели и работающие граждане (от заработной платы).

 

3.2 Налоговое законодательство, налоговая  служба Республики Беларусь

 

1 Налоговое законодательство Республики  Беларусь – система принятых  на основании и в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь  нормативных правовых актов, которая  включает:

настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;

декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы  налогообложения;

международные договоры Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения  и принимаемые на основании и  во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

нормативные правовые акты республиканских  органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими  вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями  Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы  налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено  настоящим Кодексом или Президентом  Республики Беларусь.

2 Положения нормативных правовых  актов, принимаемых на основании  и во исполнение настоящего  Кодекса, не могут противоречить  положениям настоящего Кодекса,  а равно выходить за пределы  содержания этих положений или  предоставленных ими соответствующему  органу полномочий. Положения настоящего  пункта не распространяются на  акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь.

3 В случае расхождения акта  налогового законодательства с  Конституцией Республики Беларусь  действует Конституция.

4 В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

5 В случае расхождения акта  налогового законодательства с  актом другой отрасли права,  содержащим вопросы налогообложения,  применяются положения акта налогового законодательства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6 Официальное толкование положений  акта налогового законодательства  осуществляется в порядке, установленном  законодательством.

7 Применение актов налогового  законодательства по аналогии  не допускается.

В случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься  в пользу плательщиков.

8 Законы Республики Беларусь  и решения местных Советов  депутатов, устанавливающие или  отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые  ставки, устанавливающие или отменяющие  налоговые льготы, изменяющие порядок  исчисления и уплаты налогов,  сборов (пошлин), применяются с момента  (даты) вступления их в силу  и распространяют свое действие  на налоговые или отчетные  периоды, на которые приходятся  соответственно дата фактической  реализации, дата фактического получения  дохода, иная аналогичная дата, если  иное не предусмотрено законами  Республики Беларусь или актами  Президента Республики Беларусь. Аналогичный порядок распространяется  и на акты Президента Республики  Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие  ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда  они смягчают или отменяют ответственность  граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных  Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие налоговые  ставки, устанавливающие налоговые  льготы, устраняющие обязанности  плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Деятельность  государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом  Республики Беларусь от 2 февраля1994 г. «О государственной налоговой инспекции  Республики Беларусь», Положением о  Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2005 №1592 и Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 28.12.2005 №136. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

Подготовка специалистов для налоговой  службы осуществляется в Белорусском  государственном экономическом  университете, в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение  квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных  заведениях республики. Среди них  ведущее место занимают Институт высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет, учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов Республики Беларусь.

Перспективным направлением является переподготовка кадров для налоговых  органов на базе Института повышения  квалификации и переподготовки экономических  кадров Белорусского государственного экономического университета.

Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.98 №527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых  органов», который ежегодно отмечается во второе воскресенье июля месяца [10, с. 72].

За высокие  показатели в труде работники  налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь «Выдатнік  падатковай службы», Почётной грамотой Министерства по налогам и сборам и поощряются объявлением Благодарности  Министра по налогам и сборам.

    3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе

 

Переориентация  Республики Беларусь на хозяйственные  условия рыночной экономики вызвала  необходимость перехода к единой налоговой системе.

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием  и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как  финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и  во внебюджетных фондах, то налоговая  система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Под налоговой  системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым законодательством, а  также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система  есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих  ее самостоятельность и функционирование.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

- порядок  установления и ввода в действие  налогов;

- виды налогов  или система налогов, классификация  налогов в соответствии с национальной  бюджетной классификацией;

- порядок  распределения налогов между  звеньями бюджетной системы;

- налоговые  органы;

- права и  обязанности налогоплательщиков;

- права и  обязанности налоговых органов;

- ответственность  участников налоговых отношений;

- защита прав  и интересов налогоплательщиков;

- налоговое  законодательство.

 

Рисунок. Налоговая система

Для всех современных  государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива  органов представительской власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством  законом или иных законодательных  актов.

Информация о работе Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития