Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств

Содержание

Введение 4
1 Общая характеристика налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2 Принципы налоговой системы 8
2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития 9
2.1 Становление и развитие налогообложения 9
2.2 Современное состояние и тенденции развития национальных налоговых систем стран – членов ЕС 10
3 Налоговая система в Республике Беларусь 16
3.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 16
3.2 Налоговое законодательство, налоговая служба Республики Беларусь 20
3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе 22
3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Тема 23.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

 

МИНСТЕРСТВО ОБРАЗАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПАРТА»

 

 

Кафедра «Экономические теории»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По  дисциплине «Макроэкономика»

 

 

На  тему № 23: «Налоговая система: сущность, эволюция

и тенденции её развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель        выполнила

Ассистент           студентка группы ИГК-22

Ефремова  Е .Н.          Хо Чжэ

 

                       

2012г

 

Содержание

 

Введение 4

1 Общая характеристика налоговой системы 5

1.1. Сущность и функции налоговой системы 5

1.2 Принципы налоговой системы 8

2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития 9

2.1 Становление и развитие налогообложения 9

2.2 Современное состояние и тенденции развития национальных налоговых систем стран – членов ЕС 10

3 Налоговая система в Республике Беларусь 16

3.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 16

3.2 Налоговое законодательство, налоговая служба Республики Беларусь 20

3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе 22

3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 24

Заключение 27

Список литературы 28

 

 

Введение

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности  воздействия на развитие предпринимательской  деятельности, динамику и структуру  общественного производства, его  размещение. Налоговые сборы и  платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Так же, с помощью  налогообложения  государство может  вести экономическую  политику: протекционистскую  или,  наоборот, ограничивающую, по отношению  к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные  меры, противодействовать господству  на рынке монополистов, изымать  в  бюджет сверхприбыль, образующуюся в  результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также  функцию перераспределения доходов  граждан, социальной защиты низших слоёв  общества, выступает регулятором  личных доходов населения страны.

Налоговой системы, какой–либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.

Налоговая стратегия  преследует следующие задачи:

Экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

Социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

Фискальные – повышение доходов государства;

Международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Задачи, которые  способствуют достижению данной цели, заключаются в следующем:

рассмотрение  классификации, видов и функции  налогов;

раскрытие сущности налоговой политики;

выявление альтернативных направлений развития налогообложения.

 

1 Общая характеристика налоговой системы

1.1. Сущность и функции налоговой  системы

Проблема понимания природы  налогов обусловлена тем, что  налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское  и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство" [1, с. 288].

Налоги, являясь экономической  категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с  развитием государства.

В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные  сроки в целях финансового  обеспечения государства и его  территориальных образований.

Признаками налога являются:

- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе  отказаться от возложенной на  него обязанности безвозмездно  внести часть своего дохода (согласно  закону), а в случае невыполнения  обязанности последуют определенные  законом санкции по ее принудительному  изъятию;

- смена формы собственности  дохода, которая означает, что часть  дохода субъекта безвозмездно  переходит в собственность государства  (субъекта федерации, местного  самоуправления), обезличивается и  используется государством по  своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность  передаваемой части дохода, которые  означают, что отданная часть  дохода не возвратится субъекту  налога и он не получит никаких  прав, в том числе права на  участие в распределении отданной  части своего дохода;

- легитимность, которая означает  не только признание налогов  на основе законодательного права,  но и их взимание только  с законных операций.

Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки  зрения их места в экономической  системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения  структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоги исторически являются одним  из основных источников формирования бюджета любого государства и  одним из методов мобилизации  денежных средств на переустройство государства и общества. По своей  сути налоги являются одним из самых  доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются  государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство  не затрачивает средств. Социально-экономическая  природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и так дале).

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации  и местных), налоги - есть необходимая  экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых  на государство, а именно:

- удовлетворение общественных  потребностей на содержание аппарата  управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных  проблем и так дале;

-регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

- решение вопросов освоения  новых технологий, программ и  производств;

- обеспечение международных договорных  обязательств и т.д.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две  основные функции:

- фискальная;

- экономическая или регулирующая.

Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства  и формируют основную доходную часть  бюджетов различных уровней государственной  власти. Фискальная функция налогов  является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджета.

Экономическая или регулирующая функция  налогов заключается в воздействии  налогов на общественно-экономические  отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают  экономические условия, то есть регулируют рыночные отношения в государстве.

Вместе с тем налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом  в целом, с одной стороны, и  государственной властью, с другой стороны, в основе которого лежит  принцип принудительного изъятия  части дохода субъекта налога, приводящего  к ухудшению его материального  положения и порождению социального  неравенства между различными группами налогоплательщиков (граждан в целом).

Иначе, изъятие части дохода у  субъекта налога приводит к возникновению  противоречия между потребностями  государства в увеличении налоговых  доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих  функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством. Это противоречие внешнее по отношению к самой налоговой системе. Существуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.

Во-первых, многочисленность видов  налогов и высокий уровень  налогообложения не способствуют развитию экономики или производительных сил, побуждают хозяйствующие субъекты изыскивать возможные способы и  изобретать различные механизмы  уклонения от налогового бремени, в  результате чего бюджет не дополучает огромные суммы денежных средств, снижается  уровень собираемости налогов, растет недоимка и преступность, то есть усиливается  противоречие между налогоплательщиком и развитием собственных производств  самим налогоплательщиком.

Во-вторых, несправедливое распределение  налогового бремени между различными группами налогоплательщиков ведет  к возникновению противоречия между  ними. В частности, неодинаковый уровень  доходов может сопровождаться одинаковым уровнем (ставкой) обложения или  предоставление отдельным группам  и налогоплательщикам различных  льгот ставит в неравные условия  налогоплательщиков на едином экономическом  пространстве и в конечном счете  усиливает противоречие между самими налогоплательщиками.

В-третьих, многоуровневая налоговая  система перераспределения налоговых  ставок между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и между бюджетами  регионов усиливает противоречие в  сфере разделения налогов и налоговых  ставок по уровням бюджетных систем.

В-четвертых, анализ видов налогов  и их структуры (элементов налогов) свидетельствует, что введение новых  налогов (при неизменном количестве ранее принятых) ведет к росту  цен на товары (продукты), особенно облагаемые данным видом налога, а бремя налогов  распределяется в конечном счете  между продавцом и покупателем  с учетом соотношения спроса и  предложения; повышение налоговых  ставок ведет к сокращению поступлений  налогов в бюджет ввиду усиления тенденций ухода налогоплательщиков от уплаты налога и т.д., что в последующем  приводит к усилению противоречия между  налогоплательщиком и системой власти.

Разрешение приведенных противоречий имеет особую актуальность не столько  в теоретическом, сколько в практическом плане. Вопрос состоит в том, каким  должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы воздействие на экономические  процессы в обществе осуществлялись с максимально возможным положительным  эффектом, то есть чтобы противоречия были минимальны или сведены до оптимального уровня. Эта задача должна решаться совместными усилиями законодательных  и исполнительных органов государственной  власти, с одной стороны, и экономической  наукой, с другой стороны.

1.2 Принципы налоговой системы

При формировании налоговых систем исходят из ряда принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а с другой, защитить права налогоплательщика.

Следующий принцип — множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, во-первых, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле, во-вторых, тем, что много «мелких» налогов психологически легче выдержать, чем один, но высокий.

Одним из основных принципов налоговых  систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок.

С изменением экономических условий  могут и должны меняться ставки, правила и виды налогов, а также  элементы налоговой системы, но эти  изменения должны быть по возможности  крайне редкими. Об изменениях налогоплательщики  должны быть уведомлены заранее, и очень  важно, чтобы изменения не принимались  «задним» числом. Указанный принцип  обеспечивает стабильность условий  хозяйствования, возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом  и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения делает привлекательными инвестиционные вложения, а следовательно, способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так  и всей экономики страны.

Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней  — каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранять двойное  налогообложение.

В налоговой системе также должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Наконец, налоги должны быть разделены  по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) тому подобное.

Информация о работе Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития