Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств

Содержание

Введение 4
1 Общая характеристика налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налоговой системы 5
1.2 Принципы налоговой системы 8
2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития 9
2.1 Становление и развитие налогообложения 9
2.2 Современное состояние и тенденции развития национальных налоговых систем стран – членов ЕС 10
3 Налоговая система в Республике Беларусь 16
3.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 16
3.2 Налоговое законодательство, налоговая служба Республики Беларусь 20
3.3 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе 22
3.4 Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Тема 23.docx

— 97.22 Кб (Скачать)

Выбирая конкретный вид налога, применяя различные налоговые ставки, дифференцируя  принципы взыскания налогов, определяя  разных плательщиков налогов, государство  имеет возможность построить  такую налоговую систему, которая  поможет не только формировать госбюджет, но и проводить экономическую  политику в зависимости от конъюнктуры  макроэкономического развития.

 

2 Эволюция налоговых систем, основные направления развития

2.1 Становление и развитие налогообложения

 

Современное государство раннего периода  новой истории появилось в  XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком  налогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод  продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения  стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и гос. деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты  или наставления нравственные и  политические" писал : "Налоги, взимаемые  с согласия народа не так ослабляют  его мужество; примером тому могут  служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова  для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа" [4, с. 90].

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль- подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой  к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича)

Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства  и пр. Для пополнения казны вводились  все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и  т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

В последней  трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал : "Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины" и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и так дале) [3, с. 30].

В это же время  в Республики Беларуси прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль - отчисления от казенной питейной продажи)

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский  экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе  и причинах богатства народов" он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность  обложения и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам.

2)Принцип  определенности, требующий, чтобы  сумма, способ и время платежа  были точно заранее известны  плательщику.

3)Принцип  удобности предполагает, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип  экономии, заключающийся в сокращении  издержек взимания налога, в рационализации  системы налогообложения.

Именно в  конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и Республики Беларуси. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Министерство Финансов и определена его роль.

 

2.2 Современное состояние и тенденции  развития национальных налоговых  систем стран – членов ЕС

 

Проблема  налогов одна из наиболее сложных  и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, так как налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ [10, с. 72].

Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним  из основных рычагов воздействия  государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы  налогообложения является одной  из важнейших задач любой страны.

Основным  элементом налогообложения являются налоги. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с  юридических и физических лиц  с целью удовлетворения общественных потребностей.

Налог - это  сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны  с существованием государства. Оно  определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична.

Налоги - это  одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное  и правовое явление реальной жизни.

Налоги могут  взиматься следующими способами:

1) кадастровый  - (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога.Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

2) на основе  декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с  него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог  вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сумму налога.

Например  подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику.

Закрепленная  законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую  систему.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и обязательных платежей, взимаемых  в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налоговый контроль.

Налоговая система  всегда предстает как система  институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое  администрирование, время от времени  приходится обращаться всем налогоплательщикам.

Одновременно  налоговая система предстает  как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов  организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством  налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

Налоговую систему  можно представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных к уплате.

Системы налогов  в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы  складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Однако любая налоговая система  должна отвечать общим требованиям.

Существуют  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены  различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

Международная экономическая интеграция — характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности  на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово  «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный  комплекс на основе устойчивых экономических  связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции, т.е. слияния  региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и  НАФТА.

Развитие  интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства  как результата развития международного разделения труда и международной  кооперации производства проявляется  в образовании обширных зон влияния  той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными  интеграционными центрами, вокруг которых  группируются другие государства, образуя  своеобразные материки в океане мирохозяйственных  связей.

ЕС – могучая  экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП  и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим  организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую  природу. В её основе лежит принцип  наднациональности, т. е. передачи национальными  государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это прежде всего общее  право, общие институты и общая  политика.

Во-вторых, место  и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового  блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных  полюсов мировой политики и экономики  наряду и наравне с крупнейшими  национальными государствами –  США и Японией.

В Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), подписанном в 1957 г., имеется специальный раздел о  налогах. Но его положения касаются только косвенного налогообложения, оказывающего прямое воздействие на торговлю, и  в основном ограничиваются изложением некоторых общих принципов. В  частности, запрещается облагать товары, импортируемые из стран-членов, внутренними  налогами в большем размере, чем  отечественные товары, а также  возвращать налоги при экспорте в  суммах, превышающих те, которые  были действительно взысканы. Статья 99 уполномочивает Комиссию разрабатывать  предложения по гармонизации косвенных  налогов в интересах общего рынка  без указания каких-либо сроков.

Единый европейский  акт также ставит во главу угла косвенное налогообложение. Согласно статье 17 ЕЕА, гармонизация косвенных  налогов должна осуществляться в  той мере, в какой она «необходима, чтобы обеспечить создание и функционирование внутреннего рынка в сроки, предусмотренные в статье 8а» (то есть к началу 1993 г.) [7, с. 20].

Информация о работе Налоговая система: сущность, эволюция и тенденции её развития