Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Содержание

Введение_______________________________________________________4
ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике____________________________6
1. Понятие налогов и налоговой системы_____________________6
2. Виды налогов__________________________________________9
3. Функции налогов_______________________________________14
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ___________________________18
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ_____________18
2.2 Налоги и малый бизнес_________________________________22
2.2.1 НДС ___________________________________________26
2.3 Налоговые поступления в бюджет России за 2005 год_______27
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ____________________________________________________________29
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ______________29
Заключение_____________________________________________________32
Список используемой литературы__________________________________33

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

  Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  Налоговым Кодексом и нормативными  правовыми актами представительных  органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым Кодексом. Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.  

Федеральные налоги и сборы 

К федеральным  налогам и сборам относятся:  
1) налог на добавленную стоимость;  
2) акцизы;  
3) налог на доходы физических лиц;  
4) единый социальный налог;  
5) налог на прибыль организаций;  
6) налог на добычу полезных ископаемых;  
7) налог на наследование или дарение;  
8) водный налог;  
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;  
10) государственная пошлина.
 

Региональные  налоги

К региональным налогам относятся:  
1) налог на имущество организаций;  
2) налог на игорный бизнес;  
3) транспортный налог.
 

Местные налоги

К местным налогам  относятся:  
1) земельный налог;  
2) налог на имущество физических лиц.

   

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

 Применение  упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  предусматривает замену уплаты  налога на доходы физических  лиц (в отношении доходов, полученных  от осуществления предпринимательской  деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные  предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Индивидуальные  предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Иные налоги  уплачиваются индивидуальными предпринимателями,  применяющими упрощенную систему  налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.  

2.2 Налоги и малый  бизнес

  В отличие  от Западной Европы или США,  где малые предприятия  является  неотъемлемой частью, элементом  социально-экономической структуры  общества, в России оно возникло, как защитный механизм на падение  производства в промышленности, и вот уже десять лет ковыляет по стране как инвалид, который без помощи и поддержки жить никак не может, но живет (кто с поддержкой, кто без).

Упрощенная система  налогообложения малых предприятий

С 1 января 2003 года вступила в действие упрощенная система налогообложения малых предприятий.

Как известно, для  получения права на применение новой  системы налогообложения малых  предприятий доход налогоплательщика  не должен превышать 15 млн. рублей, стоимость  амортизируемого имущества - 100 млн. рублей в год, средняя численность работников - не более 100 человек. Налогоплательщики самостоятельно должны выбрать один из двух вариантов: уплачивать налог на доход или налог на доход, уменьшенный на величину расходов. В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6%, во втором - 15%. Начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, вводится налог на доход, уменьшенный на величину расходов.

Вместе с тем  нельзя не учитывать новые требования, с которыми столкнутся фирмы и предприниматели, решившие применять «упрощенку». Перед тем как подавать заявление, надо сопоставить все ее достоинства и недостатки.

Переход на «упрощенку»  носит уведомительный характер. Это  означает, что фирма может перейти  на спецрежим, подав заявление и не дожидаясь встречного уведомления о возможности (или невозможности) применения УСН из налоговой инспекции.

Основные изменения, внесенные в порядок применения УСН Федеральным законом от 21 июня 2005 г. № 101-Ф3 
 

Достоинства Недостатки
Для всех налогоплательщиков
Предельный  уровень доходов, который может  быть получен в рамках УСН в  течение года, увеличен с 15 до 20 миллионов  рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Предусмотрена ежегодная индексация этого показателя с учетом инфляции 

  Нужно восстанавливать  НДС, принятый к вычету по  имуществу и активам, которое  было приобретено до, но используется  после перехода на УСН. Суммы  восстановленного НДС учитываются  при налогообложении прибыли  (новая редакция п. 3 ст. 170 НК РФ)
Доходы, полученные в рамках «вмененной» системы налогообложения, не включаются в состав доходов, влияющих на применение УСН (п. 4. ст. 346.12 НК РФ)   Налогоплательщики,  нарушившие любое из условий  применения УСН (уровень доходов,  численность, стоимость внеоборотных активов, вид деятельности и т.п.), должны перейти на другой режим с начала квартала, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
    Для тех,  кто платит налог с доходов,  ограничен размер налоговых вычетов.  Независимо от величины пенсионных взносов и пособий по больничным листам сумму единого налога можно уменьшать не более чем на 50 процентов (п. 3 ст. 346.21 НК РФ)
Фирмы и предприниматели, переставшие  платить ЕНВД в середине года, вправе сразу же перейти на УСН (п. 2 ст. 346.13 НК РФ)   Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента подачи документов на регистрацию
В перечень затрат, которые учитываются при  расчете единого налога, добавлено 11 новых пунктов.   Расходы  по оплате стоимости покупных товаров (включая НДС) можно включать в состав затрат только по мере их реализации.  Стоимость покупных товаров надо оценивать одним из способов, предусмотренных пунктом 3 статьи 268 Налогового кодекса: ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы товара или по средней стоимости.
В состав основных средств и нематериальных активов включаются только те объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса    Уплаченные  суммы НДС можно учитывать  лишь по тем расходам, которые включены в закрытый перечень
 
 
Для организаций
Предельный  уровень доходов, полученный за 9 месяцев  и позволяющий применять УСН  со следующего года, увеличен с 11 до 15 миллионов  рублей.

Предусмотрена ежегодная индексация этого показателя с учетом инфляции

  При оценке  права на применение УСН нужно  учитывать не только выручку  от реализации, но и внереализационные  доходы
    В первом  году применения УСН предельный  лимит доходов определяется с  учетом незакрытых авансов, полученных  до перехода
Для индивидуальных предпринимателей
Определено 58 видов деятельности (главным образом, бытовые услуги), в отношении которых  допускается патентная система  налогообложения. Если региональные власти примут соответствующие законы, то предприниматели, которые работают без наемного персонала, смогут отказаться от ЕНВД и перейти на патент (ст. 346.25.1 НК РФ)   Состав доходов  нужно определять так же как  и организациям – в соответствии  со статьями 249–251 Налогового кодекса 

Возросло количество налогоплательщиков, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, которые пользуются этими упрощенными системами. И, что самое важное и, может быть, самое интересное, это то, что доля в ВВП малых предприятий и организаций, которые используют упрощенные схемы, увеличилась примерно вдвое. Это позитивно. 

2.3 НДС 

  Сначала немного истории. Этот налог был разработан в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре и испытан в крошечном департаменте Франции, находившемся тогда в Африке. После этого исследования НДС вводился в странах Европейского экономического сообщества, причем по самым низким ставкам. Затем ставки постепенно повышались, но не просто так, а на основе специально разработанных программ. Такая мера была вынужденной — опыт внедрения НДС показал, что введение этого налога сразу по высоким ставкам приводит к резкому росту стоимости товара, замедлению взаиморасчетов и, как следствие, снижению ВВП. Кстати, именно это наблюдалось в России в 1992 году. Взимание НДС осложняется и тем, что требуется много налоговых чиновников. Ведь контролировать приходится всю цепочку производства, начиная с добычи сырья. В результате ряд стран, в том числе США, вообще отказался от НДС.

  Суть НДС состоит в том, что добавленная стоимость составляется из затрат на оплату труда, плюс начисления в социальные внебюджетные фонды, потребление основных фондов... Однако со всех этих составляющих предприниматель уже заплатил налоги. Таким образом, можно сделать вывод, что при начислении НДС происходит как минимум двойное налогообложение. Это никак не стимулирует производителей товаров и услуг. А в ряде случаев заставляет их уходить от налогов. В том числе завышать затраты на оплату труда высшего управленческого персонала и фиктивно увеличивать себестоимость продукции. Особенно это сказывается на монопольных рынках, где происходит неконтролируемый рост цен. Несложный расчет показывает, что размер НДС в окончательной цене товаров, работ и услуг равен сумме платежей всех налогоплательщиков, участвующих в процессе их производства.

При этом получается, что продукция или услуги, пройдя  весь путь от начального производителя до конечного потребителя, фактически не облагаются налогом. Складывается парадоксальная ситуация: НДС не платит ни один производитель, ведь государство этот налог им возвращает или зачитывает. А ведь есть еще длинные цепочки посредников... Бремя уплаты НДС ложится на конечного потребителя, то есть на народ.

В 2002 — 2005 годах  резко возрос возврат предприятиям экспортного НДС. По заявлению главного аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, вычеты по НДС (и только по внутренним операциям) за последние четыре года выросли в 2,4 раза. При этом начисленные суммы выросли только вдвое. В 2005 году эти вычеты достигли 6 трлн рублей, составив 85,1% к начисленной сумме (в 2001 году — 79,5%). Возмещение НДС по экспортным операциям увеличилось в 2004 году по сравнению с 2000 годом более чем втрое и достигло в прошлом году 325 млрд рублей. А экспорт при этом вырос всего в 1,9 раза. В бюджете 2005 года такое возмещение было заложено в сумме 344 млрд рублей.

  К этому необходимо добавить, что исчисление НДС с 1 января 2006 года по инициативе федерального правительства будет происходить по отгрузке товара. В результате в 2006 году НДС станут предъявлять к зачету без оплаты товара или услуг. Уже сейчас действуют схемы по получению НДС из бюджета без прохождения финансовых средств или товаров — на основании фиктивных договоров и векселей. Кто и когда пролоббировал данное изменение в налоговом законодательстве, можно только догадываться. 

2.4 Налоговые поступления  в бюджет России  за 2005 год

  Налоговые поступления в бюджет России за 10 месяцев 2005 года составили 4,7 трлн рублей и превысили показатель аналогичного периода прошлого года на 32 процента. Об этом сообщил глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков.

Одним из основных  факторов такого роста он назвал "налоговые поступления от ЮКОСа, которые составили 190 млрд руб". Глава ФНС также выделил в этой связи увеличение цен на нефть и улучшение администрирования налогов. Улучшение показателей, по его словам, также "во многом связаны с усилением качества работы с крупнейшими налогоплательщиками страны, доля которых в бюджетных поступлениях составляет 44 процента".

  В то же время глава ФНС признал, что "неполная уплата налогов и сборов составила 21 млрд руб". Вместе с тем он отметил, что "многие налогоплательщики сами уточнили ранее представленные налоговые декларации". ФНС формирует 70 % доходов бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Основные направления  совершенствования  налоговой системы  РФ

3.1 Пути реформирования  налоговой системы РФ 

  Налоговая  система должна способствовать  повышению конкурентоспособности  и росту деловой активности  субъектов экономики, а также  обеспечивать для бизнеса снижение  налоговой нагрузки и упрощения  процедур расчетов и уплаты  налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности.

На основе проделанного анализа действующей налоговой  системы РФ я попытаюсь предложить основные пути ее реформирования.

Длившаяся почти пять лет налоговая реформа завершилась в 2005 году, но итогов ее еще никто не подводил. Причина в том, что либо итогов нет, либо они отрицательные. Возьмем хотя бы расширенный по инициативе федерального правительства перечень затрат при определении прибыли. Расчет был явно на то, что налогоплательщики выйдут из тени и собираемость налога резко возрастет. Однако только по итогам 2002 года страна по налогу на прибыль потеряла 25 млрд рублей. А облегчение процесса регистрации предприятий породило ситуацию, при которой стало регистрироваться через подставные лица множество фирм-однодневок, которые, просуществовав три месяца, благополучно исчезали, не выплатив государству ни копейки. В результате (по разным оценкам) оборот «теневого» рынка сегодня существенно превышает ВВП страны.

Информация о работе Налоговая система РФ