Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Содержание

Введение_______________________________________________________4
ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике____________________________6
1. Понятие налогов и налоговой системы_____________________6
2. Виды налогов__________________________________________9
3. Функции налогов_______________________________________14
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ___________________________18
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ_____________18
2.2 Налоги и малый бизнес_________________________________22
2.2.1 НДС ___________________________________________26
2.3 Налоговые поступления в бюджет России за 2005 год_______27
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ____________________________________________________________29
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ______________29
Заключение_____________________________________________________32
Список используемой литературы__________________________________33

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. НАЛОГИ И ИХ ВИДЫ

 
 
 
 

                Выполнила: студентка 1 курса

 

                  №______________________

                             (номер зачетки)

                Проверил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Улан–Удэ

2006 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение_______________________________________________________4

ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике____________________________6

    1. Понятие налогов и налоговой системы_____________________6
    2. Виды налогов__________________________________________9
    3. Функции налогов_______________________________________14

ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ___________________________18

             2.1 Современное состояние налоговой  системы РФ_____________18

             2.2 Налоги и малый бизнес_________________________________22

                     2.2.1 НДС ___________________________________________26

             2.3 Налоговые поступления в бюджет  России за 2005 год_______27

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования  налоговой системы РФ____________________________________________________________29

             3.1 Пути реформирования налоговой  системы РФ______________29

Заключение_____________________________________________________32

Список используемой литературы__________________________________33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Любому  государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.  
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.  
   В условиях  рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период

налоговая система является одним из   важнейших  экономических  регуляторов, основой  финансово-кредитного   механизма   государственного   регулирования экономики.

  От  того,  насколько  правильно  построена   система   налогообложения,

зависит эффективное  функционирование  всего  народного хозяйства.

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают  хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы. 
  Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

На Западе налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких  налоговых ставок неправильный или  недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.  
  Но при налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.  
  На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

  Целью данной  работы является раскрытие влияния  той или иной системы налогообложения  на состояние экономики. Задачи, которые способствуют достижению  данной цели заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытие налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы.Объектом исследования в работе выступает налоговая система.  
 
 

ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике

1.1 Понятие налогов  и налоговой системы

   Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В этом законе даются следующие понятия и определения налоговой системы:

а) Налог- это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

  Сущность  налога - изъятие государством в  пользу общества определенной  части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного  взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,
  • хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

б) Налоговая  система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

  • субъект налогообложения - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 
  • объект налогообложения - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговые льготы полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • правила исчисления и порядок уплаты налогов;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

  Сyществyют  два вида налоговой системы:  шедyлярная и глобальная.

  В шедyлярной  налоговой системе весь доход,  получаемый налогоплательщи-ком,  делится на части - шедyлы. Каждая  из этих частей облагается  налогом особым образом. Для  разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

  В глобальной  налоговой системе все доходы  физических и юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система  облегчает расчет налогов и  упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. 
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

  Налоговая  система бывает унитарной, двух  или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая  система налогообложения. Налоги подразделяются на:

  • федеральные,
  • налоги республик в составе России, краев и областей,
  • местные налоги.

  Такой порядок  заменил прежнюю, практически  унитарную систему формирования  государственных доходов. В период  централизованного планирования  государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий.

Системы налогов  в разных странах отличаются друг от друга по ряду факторов.

Трехуровневые налоговые системы функционируют  в большинстве федеральных государств. (Например, в США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги). Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

в) Плательщики налогов - юридические лица иди другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы. Документ, подтверждающий постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе, является основанием для открытия расчетного и других счетов в банках и других кредитных учреждениях.

г) Объекты налогообложения:

    • имущество юридических и физических лиц и его передача;
    • прибыль;
    • доходы;
    • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
    • стоимость определенных видов товаров;
    • отдельные виды деятельности налогоплательщиков;
    • операции с ценными бумагами;
    • пользование природными ресурсами;
    • имущество юридический и физический лиц и его передача;
    • другие объекты, установленные законодательными актами.

Общий уровень  налогового изъятия определяется:

  • величиной и настоятельностью общехозяйственных потребностей,
  • размерами предложения общественных благ,
  • масштабами диспропорций в национальной экономике, которые намечено устранить,
  • задачами социальной политики в данном периоде.

д) Налоговая ставка - сумма, которая должна быть уплачена с данной единицы обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах.

Ставки могут  быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент. Налоговая  ставка будет пропорциональна сумме  получаемого дохода или ценности имущества. Налоговая ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.  

1.2 Виды налогов

  Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.  
Во-первых, налоги подразделяются на общие и специальные.                                               Общие - налоги, взимаемые с продаж, с имущества, с дохода.                                      Специальные - налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные  и безразличные.                  Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).   Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общем смысле - платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

  Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Информация о работе Налоговая система РФ