Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Содержание

Введение_______________________________________________________4
ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике____________________________6
1. Понятие налогов и налоговой системы_____________________6
2. Виды налогов__________________________________________9
3. Функции налогов_______________________________________14
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ___________________________18
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ_____________18
2.2 Налоги и малый бизнес_________________________________22
2.2.1 НДС ___________________________________________26
2.3 Налоговые поступления в бюджет России за 2005 год_______27
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ____________________________________________________________29
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ______________29
Заключение_____________________________________________________32
Список используемой литературы__________________________________33

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

  Акцизы - вид  косвенных налогов, аналогичный  налог с продаж, но распространяются  на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д. Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи.  
Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.  
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.  
Безразличные - налог, источник уплаты которого не имеет значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

  В основе  данной классификации лежит теоретическая  возможность перенесения налогов  на потребителей продукции. На практике возникают трудности, связанные с тем, что прямые налоги также могут быть переложены на потребителя, а косвенные налоги не всегда можно полностью переложить на потребителя.

  В соответствии  с государственным устройством  и бюджетной структурой налоги  подразделяются на федеральные  и местные.                                                                 Федеральные налоги взимаются на всей территории страны по одинаковым правилам. Они устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым Кодексом.

  Местные  налоги и сборы устанавливаются  нормативными правовыми актами  представительными органами местного  самоуправления в пределах, установленных  Налоговым Кодексом.  
Налоги на прибыль представляют собой снижающуюся статью доходов правительства, поэтому в настоящее время в развитых странах рассчитывают на прогрессивные подоходные налоги. Данный налог контрастирует со строго пропорциональным налогом, при котором все налогоплательщики платят одинаковую часть своего дохода. Регрессивный налог отбирает большую долю дохода у бедных семей, чем у богатых.  
  Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.  
  Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.  
   Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.  
Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).  
Классификация категорий налогов в соответствии с международными стандартами:

1. Подоходные  налоги, налоги на прибыль, налоги  на увеличение рыночной стоимости  капитала. Это налоги, которые взимаются с реального или предполагаемого чистого дохода

1.1. С частных  лиц и домашних хозяйств,                                                                                               1.2. С корпораций и прочих предприятий,                                                                                            1.3. Налоги на прирост рыночной стоимости капитала, полученные либо за счет продажи земли, либо операций с ценными бумагами или другими активами.

К этой группе относятся любые налоги на доходы от собственности, земли или недвижимого имущества, которые взимаются на основе предполагаемого чистого дохода как часть подоходного налога. Но в эту группу не включаются налоги на собственность, взимаемые на основе дохода с аренды.

Эта категория  объединяет налоги с различными базами:

  • подоходные налоги,
  • налоги на прибыль,
  • налоги на доходы от азартных игр.
 
 

2. Отчисления  на социальное страхование. 

      2.1. Взносы  работающих по найму 

      2.2. Отчисления  работодателей 

      2.3. Взносы работающих не по найму или неработающих

      2.4. Прочие  неразделимые отчисления на социальное  страхование 

3. Налоги на  фонд заработной платы. 

4. Налоги на  собственность. 

      4.1. Периодические  налоги на недвижимое имущество 

      4.2. Периодические  налоги на чистую стоимость имущества.

      4.2.1. С населения 

      4.2.2. С корпораций 

      4.3. Налоги  на имущество, передаваемое и  получаемое по наследству, налоги  на дарения 

      4.4. Налоги  на финансовые операции и операции  с капиталом 

      4.5. Единовременные  налоги на собственность 

      4.6. Прочие  периодические налоги на собственность 

5. Внутренние  налоги на товары и услуги 

      5.1. Общие  налоги с продаж, налоги с оборота  или налоги на добавленную  стоимость 

      5.2. Акцизные  сборы 

      5.3. Прибыли  фискальных монополий 

      5.4. Налоги  на отдельные виды услуг

      5.5. Налоги  на пользование товарами либо  на право пользования товарами  или проведение определенных  видов деятельности 

      5.5.1. Лицензии  на проведение предпринимательской  деятельностью 

      5.5.2. Налоги  на автотранспортные средства 

      5.5.3. Прочие  налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или на право занятия определенным видом деятельности

      5.6. Прочие  налоги на товары и услуги 

6. Налоги на  международную торговлю и внешние  операции 

      6.1. Импортные  пошлины 

      6.1.1. Таможенные пошлины

      6.1.2. Прочие  сборы по импорту 

      6.2. Экспортные  пошлины 

      6.3. Прибыль  экспортных или импортных монополий 

      6.4. Прибыль  от операций с иностранной  валютой 

      6.5. Налоги  на операции с иностранной валютой

      6.6. Прочие  налоги на международную торговлю  и внешние операции.  

1.3 Функции налогов 

Функции налогов - это проявление их сущности в действии, способ выражения их свойств.

Основные функции  налогов:

Регулирующая. 
  Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: 
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; 
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. 
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. 
Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

  Стимулирующая.С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. 
 
  Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. 
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.  
  Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя  функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ

   «Совокупность  налогов,  сборов, пошлин и других  платежей,  взимаемых в установленном   порядке,  образует   налоговую   систему». (Налоговый   кодекс  Российской Федерации).

       В условиях рыночных отношений  и особенно в  переходный к рынку  период налоговая система является одним  из  важнейших  экономических  регуляторов, основой  финансово-кредитного   механизма   государственного   регулирования экономики.

  От того,   насколько  правильно  построена   система   налогообложения,

зависит  эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. В связи   с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России  была  адаптирована  к новым  общественным   отношениям,  соответствовала  мировому  опыту.  Вообще характерной   чертой   налоговой   системы   России   становится   появление большого количества местных налогов  и сборов. 

2.1 Современное состояние  налоговой системы  РФ

  Список действующих  налогов в РФ. Какие налоги  действуют в РФ? Какие налоги  взимаются с предпринимателей?

  Согласно  ст. 12 НК РФ В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды  налогов и сборов: федеральные,  региональные и местные. Федеральными  налогами и сборами признаются  налоги и сборы, которые установлены  настоящим Кодексом и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

  Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации законами о налогах  в порядке и пределах, которые  предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Информация о работе Налоговая система РФ