Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:38, курсовая работа
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Введение_______________________________________________________4
ГЛАВА 1. Налоги в рыночной экономике____________________________6
1. Понятие налогов и налоговой системы_____________________6
2. Виды налогов__________________________________________9
3. Функции налогов_______________________________________14
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ___________________________18
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ_____________18
2.2 Налоги и малый бизнес_________________________________22
2.2.1 НДС ___________________________________________26
2.3 Налоговые поступления в бюджет России за 2005 год_______27
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ____________________________________________________________29
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ______________29
Заключение_____________________________________________________32
Список используемой литературы__________________________________33
Акцизы - вид
косвенных налогов,
Косвенные налоги называют еще безусловными,
потому что они ни связаны непосредственно
с доходом налогоплательщика и взимаются
вне зависимости от конечных результатов
деятельности, получения прибыли.
В случае высокой эластичности спроса
увеличение косвенных налогов может привести
к сокращению потребления, а при высокой
эластичности предложения - к сокращению
чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала
в другие сферы деятельности. Прямые налоги
распространяются на стадии производства
и реализации продукции, а косвенные -
большей степени регулируют процессы
распределения и потребления. Поэтому
принято считать, что прямые налоги - это
налоги на доходы, а косвенные на расходы,
что они в большей мере относятся к стадии
потребления в условиях равновесной экономики.
Безразличные - налог, источник уплаты
которого не имеет значения и поэтому
может быть любой комбинацией доходов
(например, поголовный налог, налог на
собак).
В основе
данной классификации лежит
В соответствии
с государственным устройством
и бюджетной структурой налоги
подразделяются на федеральные
и местные.
Местные
налоги и сборы
Налоги на прибыль представляют собой
снижающуюся статью доходов правительства,
поэтому в настоящее время в развитых
странах рассчитывают на прогрессивные
подоходные налоги. Данный налог контрастирует
со строго пропорциональным налогом, при
котором все налогоплательщики платят
одинаковую часть своего дохода. Регрессивный
налог отбирает большую долю дохода у
бедных семей, чем у богатых.
Налог называется пропорциональным,
прогрессивным, или регрессивным в зависимости
от того, какую долю дохода платит налогоплательщик
с высоким доходом.
Налог считается: прогрессивным, если
с увеличением дохода доля налога в общем,
доходе возрастает; пропорциональным,
если сумма налога представляет собой
постоянную долю дохода; и регрессивным,
если бремя налога относительно тяжелее
для семей с низкими доходами, чем для
богатых семей.
Регрессивный налог характеризуется
взиманием более высокого процента с низких
доходов и меньшего процента с высоких
доходов. Это такой налог, который возрастает
медленнее, чем доход.
Пропорциональный налог, забирает одинаковую
часть от любого дохода (единая ставка
для доходов любой величины).
Классификация категорий налогов в соответствии
с международными стандартами:
1. Подоходные
налоги, налоги на прибыль, налоги
на увеличение рыночной
1.1. С частных
лиц и домашних хозяйств,
К этой группе относятся любые налоги на доходы от собственности, земли или недвижимого имущества, которые взимаются на основе предполагаемого чистого дохода как часть подоходного налога. Но в эту группу не включаются налоги на собственность, взимаемые на основе дохода с аренды.
Эта категория объединяет налоги с различными базами:
2. Отчисления на социальное страхование.
2.1. Взносы работающих по найму
2.2. Отчисления работодателей
2.3. Взносы работающих не по найму или неработающих
2.4. Прочие
неразделимые отчисления на
3. Налоги на фонд заработной платы.
4. Налоги на собственность.
4.1. Периодические
налоги на недвижимое
4.2. Периодические налоги на чистую стоимость имущества.
4.2.1. С населения
4.2.2. С корпораций
4.3. Налоги на имущество, передаваемое и получаемое по наследству, налоги на дарения
4.4. Налоги
на финансовые операции и
4.5. Единовременные налоги на собственность
4.6. Прочие
периодические налоги на
5. Внутренние налоги на товары и услуги
5.1. Общие налоги с продаж, налоги с оборота или налоги на добавленную стоимость
5.2. Акцизные сборы
5.3. Прибыли фискальных монополий
5.4. Налоги на отдельные виды услуг
5.5. Налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или проведение определенных видов деятельности
5.5.1. Лицензии
на проведение
5.5.2. Налоги на автотранспортные средства
5.5.3. Прочие налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или на право занятия определенным видом деятельности
5.6. Прочие налоги на товары и услуги
6. Налоги на
международную торговлю и
6.1. Импортные пошлины
6.1.1. Таможенные пошлины
6.1.2. Прочие сборы по импорту
6.2. Экспортные пошлины
6.3. Прибыль
экспортных или импортных
6.4. Прибыль от операций с иностранной валютой
6.5. Налоги на операции с иностранной валютой
6.6. Прочие
налоги на международную
1.3
Функции налогов
Функции налогов - это проявление их сущности в действии, способ выражения их свойств.
Основные функции налогов:
Регулирующая.
Госyдарственное регулирование осуществляется
в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом
в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов,
определяющих взаимоотношения дейтсвyющих
на рынке лиц, прежде всего предпринимателей,
работодателей и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие
взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж труда, торговых домов, устанавливающие
порядок проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг и т.п.
Это направление государственного регулирования
рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства,
общественного производства в условиях,
когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является
закон стоимости. Здесь речь идет главным
образом о финансово-экономических методах
воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью направления
их деятельности в нужном, выгодном обществу
направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций, государственных закупок и
осуществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги.
Маневрирyя налоговыми ставками, льготами
и штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем.
Стимулирующая.С
помощью налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс, увеличение
числа рабочих мест, капитальные вложения
в расширение производства и др. Стимyлирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от
налогообложения.
Распределительная, или, вернее,
перераспределительная. Посредством налогов
в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ
- наyчно-технических, экономических и
др.
С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры,
на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады,
добывающие отрасли, электростанции и
др.
Перераспределительная функция
налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер, соответствующим
образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем установления прогрессивных
ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств на
социальные нужды населения, полного или
частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
«Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». (Налоговый кодекс Российской Федерации).
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того,
насколько правильно
зависит эффективное
функционирование всего народного
хозяйства. В связи с этим
необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована
к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
Вообще характерной чертой
налоговой системы России
становится появление большого
количества местных налогов и сборов.
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ
Список действующих налогов в РФ. Какие налоги действуют в РФ? Какие налоги взимаются с предпринимателей?
Согласно
ст. 12 НК РФ В Российской Федерации
устанавливаются следующие
Законодательными
(представительными) органами