Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1 Налоговая система: теоретический аспект ….……………...……………... 5
1.1 Объективная необходимость налогов, их функции ..……………...…… 5
1.2 Принципы классификации налогов ………………………….………….. 7
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие ……………….………… 9
1.4 Элементы налога и основная налоговая терминология……….………... 12
2 Особенности построения налоговых систем в зарубежных странах…….. 16
2.1 Налоговая система Франции …………..…………………………………. 16
2.2 Налоговая система Японии …………………………….…………..…….. 20
2.3 Налоговая система США………………………………………………….. 22
2.4 Налоговая система Канады………………………………………………... 25
3. Особенности налоговой системы Республики Беларусь…………………. 26
3.1 Общая характеристика налоговой системы, особенности налогообложения в Республике Беларусь…………………………………… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики государства, перспективы развития налоговой системы ……………..…………..………….....………… 32
Заключение…………………………………………………………………….. 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 116.21 Кб (Скачать)

Косвенное налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом  на добавленную стоимость, взимаемому согласно методологии стран ОЭСР по ставке 5%, и акцизами.

Акцизное  налогообложение в Японии имеет  ряд своих особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного  налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, которое государством не стимулировалось, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов в Японии рассматривался как предназначенный главным образом для целей обеспечения налоговых поступлении. Второй особенностью косвенного налогообложения в Японии является налогообложение предметов роскоши. Это налогообложение в Японии производится посредством группы специальных налогов на продажу товаров, услуг, например налог на путешествия и т. д. Третьей особенностью является существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

На протяжении последних лет налоговая система  Японии подверглась существенной реформе. Целями проводимой реформы были объявлены  реструктуризация японских корпораций и повышение их глобальной конкурентоспособности. Важным элементом реформы стало  снятие ряда ограничений на создание холдинговых компаний и принятие решения о консолидированном  налогообложении холдингов с 2002 г., хотя это решение и распространилось только на японские корпорации и дочерние компании, в которых японской корпорации принадлежит 100% акций.

 

2.3 Налоговая система США

 

 

Специфика состава и структуры налоговой  системы США определяется масштабами использования всех видов прямого  налогообложения. В системе налогообложения  США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий (табл.). Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных и т. д.

 

Таблица - Состав и структура налоговой системы США

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налог

1

Подоходный налог

Подоходный налог 

Подоходный налог 

2

Налог на прибыль корпораций 

Налог на прибыль корпораций 

Налог на прибыль корпораций 

3

Налог на социальное страхование 

   

4

Акцизы 

Акцизы 

Акцизы 

5

Таможенные пошлины

   

6

Налоги на наследство и дарения 

Налоги на наследство и дарения 

Налоги на наследство и дарения 

7

 

Налог с продаж 

Налог с продаж 

8

 

Поимущественные налоги 

Поимущественные налоги 

9

 

Налоги с владельцев автотранспорта 

 

10

   

Экологические налоги


 

Основную  часть доходов федерального бюджета  составляет подоходный налог с населения, субъектам которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.

Подсчет выполняется  в 3 этапа:

1. Подсчитывается валовой доход, который может состоять из: заработной платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.

2. Валовой  доход корректируется за счет  вычетов из него разрешенных  затрат и льгот. К ним относятся  торговые или производственные  затраты, убытки от продажи  или обменных операций с цепными  бумагами, пенсионные взносы лиц,  уплаченные алименты, авансовые  налоговые взносы и т.д.

3. Из  суммы скорректированного валового  дохода исключаются классифицированные, или стандартные, вычеты. Полученная  величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика, стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов, расходы по переезду на новое место жительства, связанное с повышением квалификации, командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.[4, c.413]

Еще один важнейший налог в системе  подоходного обложения — налог  на прибыль корпораций, претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990-х  гг. Главным принципом налогообложения  корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками  этого налога являются прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% — штатами и местными органами власти. Объект обложения определяется в 3 этапа.

1. Определяется  валовой доход компании, состоящий  из валовой выручки от реализации  и всех внереализационных доходов  и расходов.

2. Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствии, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы па НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т.д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.

3. После  вычета из валового дохода  издержек, дополнительных расходов  и уплаченных налогов из него  вычитают те льготы, которые направлены  непосредственно на уменьшение  налогооблагаемой прибыли. Заключительный  этап связан с решением проблем  двойного обложения той части  прибыли, которая направляется  на выплату дивидендов.

Налог на прибыль также взимается почти  во всех штатах и не столько имеет  фискальную направленность, сколько  используется в качестве метода воздействия  на экономическую ситуацию. Практически  во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как  физические, так и юридические  лица. Ставки налога различаются и  варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается  налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

Органы  местного самоуправления имеют в  своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов  принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в  год с физических и юридических  лиц, владеющих собственностью. Базой  для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается  местный налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Налоговая система Канады

 

 

От других федеративных государств Канада отличается высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена 3 основными уровнями: федеральным (50% государственных доходов); провинциальным (40%); местным (10%).

Основу  доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог  на корпорации, налог на товары и  услуги, акцизы, таможенные пошлины  и взносы в фонды социального  страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли  корпораций, акцизов, взносов в фонды  социального страхования, налогов  на дарение, рентных платежей, различных  регистрационных и лицензионных сторон. Основная доля поступлений  приходится на подоходный налог и  косвенные налоги. Налоговые поступления  местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.

Налоговая система Канады начала модернизироваться  в связи с проведением налоговой  реформы в 1987 г. В соответствии с  ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать 3 ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе — свои ставки.

В целом  в налоговой системе Канады преобладает  прямое налогообложение. Из косвенных  налогов наиболее значимы: федеральный  налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с  продаж. Иногда в провинциях эти  два на лога объединяются в комбинированной  ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие  полномочия в сборе налогов, провинции  получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.

 

 

 

 

3. Особенности налоговой системы  Республики Беларусь

 

 

3.1 Общая характеристика налоговой  системы, особенности налогообложения  в Республике Беларусь

 

 

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система государства должна строиться  исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Весь комплекс принципиальных положений  для системы налогообложения  разграничивается на две подсистемы:

· подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных принципов. Если налоговая система строится на основе их использования, то её можно считать оптимальной.

· подсистема, построенная на основе организационно-экономических или внутринациональных, принципов. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.[5, с.31]

Наряду  с принципами налоговая система  включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный.

1) кадастровый  способ предполагает использование  кадастра (реестра, описи), содержащего  перечень типичных сведений об  оценке и средней доходности  объекта обложения, которые применяются  при исчислении соответствующего  налога. Так, земельный налог Беларуси  рассчитывается на основе земельного  кадастра, в котором представлен  систематизированный перечень данных  о земле как средстве производства, о земельных угодьях и т.д. 

2) декларационный  способ предусматривает подачу  налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о величине  объекта обложения, в которую  включают данные о доходах  и расходах плательщика, источниках  доходов, налоговых льготах и  порядке исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные  пошлины. 

3) административный  способ предполагает исчисление  и изъятие налога у источника  образования объекта обложения,  обычно осуществляемые бухгалтерией  предприятия или другим органом,  который уплачивает налог. Таким  путём взимается подоходный налог  с физических лиц, налог с  доходов по ценным бумагам. 

На территории Республики Беларусь установлены и  действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и  местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. [5, c. 63]

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых  поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений республиканских налогов в местные бюджеты на каждый бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь». [3, с. 42]

В некоторых  случаях суммы отдельных республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты  суммы поступлений подоходного  налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и  ряда других республиканских налоговых  платежей.

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами местных  Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование