Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1 Налоговая система: теоретический аспект ….……………...……………... 5
1.1 Объективная необходимость налогов, их функции ..……………...…… 5
1.2 Принципы классификации налогов ………………………….………….. 7
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие ……………….………… 9
1.4 Элементы налога и основная налоговая терминология……….………... 12
2 Особенности построения налоговых систем в зарубежных странах…….. 16
2.1 Налоговая система Франции …………..…………………………………. 16
2.2 Налоговая система Японии …………………………….…………..…….. 20
2.3 Налоговая система США………………………………………………….. 22
2.4 Налоговая система Канады………………………………………………... 25
3. Особенности налоговой системы Республики Беларусь…………………. 26
3.1 Общая характеристика налоговой системы, особенности налогообложения в Республике Беларусь…………………………………… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики государства, перспективы развития налоговой системы ……………..…………..………….....………… 32
Заключение…………………………………………………………………….. 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 116.21 Кб (Скачать)

Налоговый агент - лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетным  фонд) налога или сбора.

Резидент  — юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в  данной стране.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее  в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в  другой; 2) физическое лицо, действующее  в одной стране, но постоянно проживающее  в другой. Для нерезидентов могут  быть установлены особые правила  налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности построения налоговых  систем в зарубежных странах

 

 

2.1 Налоговая система Франции

 

 

Одним из крупнейших унитарных государств современной  Европы является Франция. Налогообложение  в этой стране можно условно разделить  на три крупных блока: косвенные  налоги, включаемые в цену товара, или  налоги на потребление; налоги на прибыль (доход); налоги на собственность.

Основным  источником доходов бюджета Французской  Республики в настоящее время  служат косвенные налоги, а среди  них наиболее важным является налог  на добавленную стоимость (НДС), действующий  во Франции с 1954 г. Применяются стандартная  и пониженная ставки НДС — соответственно 18,6 и 5,5% (пониженная ставка применяется  по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, грузовым и пассажирским перевозкам, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристическим и гостиничным услугам).

Важным  источником доходов бюджета также  служат акцизы. Перечень подакцизных  товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных  изделий, произведений искусства и  антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных  мероприятий, телевизионной рекламы.[ 4, c.399]

К числу  налогов на потребление относятся  таможенные пошлины, которые могут  взиматься по специфическим или  адвалорным ставкам и выступают  помимо источника доходов бюджета  важным инструментом экономической  политики государства, направленной на защиту национальной промышленности и  сельского хозяйства.

Среди прямых налогов наибольшую роль играют налог  на прибыль (доход) корпораций и физических лиц. Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных  компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской  деятельностью и не освобожденных  от этого налога. Как резиденты, так  и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налоговой  базой является годовая прибыль  корпорации, декларацию по которой  каждое предприятие предоставляет  в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Подоходный  налог с физических лиц взимается  со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая  заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов как коммерческой деятельности, так и деятельности некоммерческого характера, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от источников за рубежом. Кроме того, подлежат обложению и доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Принципиальная особенность: обложению подлежит доход не физического лица, а семьи; если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается начиная с 18-летнего возраста.

Помимо  подоходного налога на размер фактической  оплаты труда работников оказывает  влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения  по которым служит фонд оплаты труда  работников.

Третьим крупным источником государственных  доходов Франции являются налоги на собственность и имущество  — здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы. Налог на собственность во Франции имеет прогрессивный  характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного  налога и налога на собственность  не должна превышать 85% всего дохода.

Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:

• при сдаче  в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный  законодательством предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной  ставке 2,5%;

• налог  на транспортные средства, взимающийся  с автомобилей, принадлежащих или  используемых корпорациями — юридическими лицами (за исключением автомобилей  старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены  в зависимости от мощности двигателя;

• налог  на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля. При осуществлении международных  перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается  на таможне, за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено  международными договорами;

• регистрационный  налог — налог, взимаемый при  оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости  от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество  – от 13,4 до 15,4%; при создании компании — 1, при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется  фиксированный регистрационный налог.[4, c.401]

Достаточно  развила во Франции и система  местного налогообложения. Общий объем  местных бюджетов достигает 60% бюджета  страны. Местные органы власти могут  дополнительно вводить па своей  территории следующие местные налоги и сборы:

• налог  па уборку территории;

• земельный  налог на застроенные участки;

• земельный  налог на незастроенные участки;

• налог  на жилье;

• профессиональный налог;

• пошлину  на содержание сельскохозяйственной палаты;

• пошлину  на содержание торгово-промышленной палаты;

• пошлину  на содержание палаты ремесел;

• местные  сборы на освоение рудников;

• сборы  на установку электроосвещения;

• пошлины  на используемое оборудование;

• налог  на продажу зданий;

• пошлины  на автотранспортные средства;

• налог  на превышение допустимого лимита плотности  застройки;

• налог  на превышение предела удельной занятости  площади;

• налог  на озеленение.

Местные органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их компетенции, при формировании бюджета  на следующий год, однако величина этих ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный центральными властями. На практике основными  источниками доходов местных  бюджетов являются земельный налог  на застроенные участки, земельный  налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько  подробнее.

Земельным налогом на застроенные участки  облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для  коммерческого или промышленного  использования. Налогооблагаемая часть  равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие  льготы по налогу: стоимость государственной  собственности; здания, находящиеся  за пределами городов и предназначенные  для сельскохозяйственного использования; жилье — с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих пособия  из общественных фондов или пособия  по инвалидности.

Налоговой базой по налогу на незастроенные  участки является 80% от кадастровой  арендной стоимости незастроенного участка — полей, лесов, болот, участка  под застройку. От уплаты данного  налога освобождены участки, находящиеся  в государственной собственности, временно могут быть освобождены  также территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные  для развития сельскохозяйственного  производства.

Налог на жилье платится собственником жилья  или его арендатором. Мало обеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога за объект жилья по месту основного проживания.

Профессиональный  налог вносится лицами, которые постоянно  занимаются деятельностью, не вознаграждаемой  заработной платой. Расчет данного  налога осуществляется исходя из суммы  следующих показателей:

• арендная стоимость недвижимости, используемой налогоплательщиком для целей осуществления  своей профессиональной деятельности;

• процент  заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).

Правительство Франции приняло решение отсрочить  реформу налога на прирост капитала, которая призвана защитить местные  компании от поглощения их иностранными. Данная реформа была запланирована  на 2006г. В соответствии с ней налог  на прирост капитала от продажи акций  будет постепенно снижаться в  зависимости от срока владения акциями. Кроме того, правительство Франции  планирует пересмотреть линию на отказ от налоговых льгот и  восстановить ряд налоговых льгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Налоговая система Японии

 

 

Особый  интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных  стран представляет налоговая система  Японии. Ее можно охарактеризовать следующими особенностями:

• сравнительно невысокий по сравнению с другими  промышленно развитыми странами совокупный уровень налогового бремени. Например, доля налогов в национальном доходе Японии — 26%, тогда как в  Великобритании — 40%;

• общая  ориентация налоговой системы на прямые налоги в отличие от преимущественной роли косвенных, что присуще большинству  промышленно развитых стран;

• высокое  бюджетное значение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль  корпораций;

• последовательное проведение политики экономического стимулирования посредством предоставления налоговых  льгот;

• щадящий  режим налогообложения крупных  корпораций.

Более 64% всех налоговых доходов Японии образуется за счет государственных налогов, что  характеризует финансовую мощь федерального правительства и сравнительно малую  финансовую базу нижестоящих органов  власти. В отличие от стран Европы наибольший доход государству в  Японии приносят налоги на доходы —  налог на прибыль корпораций и  налог на доходы физических лиц.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется  и национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций; надо, однако, отметить и факт существования в налоговом системе Японии пониженной льготной ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемая база— прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений.[4, c.405]

Еще более  велико для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля которого в объеме доходов национального  бюджета страны в разные годы составляла от 35 до 42%. Средства от этого налога поступают также в бюджеты  всех трех уровней. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий: проценты по вкладам; дивиденды; доходы от недвижимости; доходы от предпринимательской деятельности; заработная плата; бонусы; выходные пособия, пенсии; случайные доходы; смешанные, разносторонние доходы; доходы от капитала.

Для исчисления подоходного налога суммируются  доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем  из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый  с учетом различных скидок: базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному  страхованию, по страхованию жизни  и в пенсионный фонд, на расходы  на медицинское обслуживание, а также  специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т.д.

Налоги  на имущество в Японии как юридические, так и физические лица уплачивают по единой ставке. В большинстве  случаев она составляет 1,4% от стоимости  имущества. Большое внимание уделено  в Японии и налогообложению момента  перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами  налогообложения. Имеются две главные  предпосылки для обложения наследств  и дарений. Во-первых, такой налог  на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства  в одних руках и способствует более эквивалентному распределению ресурсов. Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование