Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Содержание

Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Если  говорить о накоплении средств через  создание специальных фондов, куда относилась бы вся прибыль или  ее часть, этот вопрос сложный. Наша республика консультировалась с ведущими мировыми специалистами, но ответ был однозначным: риск использования подобного механизма для уклонения от налогообложения слишком велик. Лучший вариант – снижение ставки корпоративного подоходного налога, что и реализовано в законопроекте.

    Налоговый режим в целом сохраняется: на территориях СЭЗ будут действовать освобождения от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество. Но в процессе общего реформирования НДС (перехода от совокупности льгот к автоматическому возврату «дебетового» сальдо) освобождение от этого вида налога будет исключено. Сохранение льгот на территориях свободных экономических зон обеспечивает стабильность законодательства, которая необходима для длительных инвестиционных проектов.

    В последние годы фискальная нагрузка на малый и средний бизнес была уменьшена до минимума, и дальнейшее снижение ставок просто невозможно. Особенно, если принять во внимание: ставки налога в специальных налоговых режимах для бизнеса равны двум и трем процентам притом, что он заменяет уплату подоходного и социального налогов.

      Тем не менее, с учетом необходимости  сокращения теневого сектора  и систематизации налогообложения  на рынках, предлагается ликвидировать  специальный налоговый режим  на основе разового талона  с 2011 года. Тех,  для кого он  изначально создавался: лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность, к примеру, пенсионеры, продающие овощи с приусадебного участка, перемены не коснутся. Они подпадают под необлагаемый минимум и не признаются осуществляющими предпринимательскую деятельность.

    Льготный  режим для малых предприятий, как известно, «способствует» дроблению крупных. И, чтобы минимизировать этот эффект, установлены новые правила: учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут быть юридические и физические лица, которые уже выступали учредителями предприятий под такой режим подпадающих.

    Ко  всему, подоспеет механизм администрирования  при переходе налогоплательщиков на общеустановленный порядок, а также  план мероприятий по обеспечению «мягких» условий такого перехода, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Следует учитывать и такой немаловажный факт, что субъекты малого и среднего бизнеса  с объемами до 325 000-кратногомесячного расчетного показателя не станут уплачивать авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу…

    Все эти меры должны будут способствовать стабильному развитию малого бизнеса, расширению и переходу на общеустановленный  налоговый режим и стимулировать  конкурентоспособность предпринимательства.

    На  проработку проекта Налогового кодекса  в Правительстве выделялось всего  полгода. Однако, учитывая особую важность формирования с первого января 2009 года нового, более совершенного правового  поля в Казахстане, государственные  органы и бизнес-сообщество приложили максимум усилий, чтобы с поставленной задачей справиться.

    Концептуально новый Налоговый кодекс был проработан полностью. Причем изменения касаются не только текста документа, но и самой  системы налогового администрирования. В основу законопроекта заложено поэтапное реформирование налогового контроля на ближайшие три года, переход на систему управления рисками. Сейчас работа над Налоговым кодексом продолжается в Парламенте.3

         
 
 
 

  
 

   
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет  государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется. 
Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место, занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов. 
Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно- технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов, как с юридических, так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

    Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

    Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

      Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

      Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически  заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

    Неуклонное  повышение роли налогов в социально-экономическом  развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени  зависит от решения все более  острых и чрезвычайно сложных  бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

    Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное  изменение налоговых отношений  в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма – системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую – экономическую. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Кодекс  Республики Казахстан о налогах  и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года № 209-II по состоянию на 1 января 2006 г.// Бюллетень бухгалтера №53-55, 2005.
  2. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.
  3. Курс экономической теории. Учебник. 5-ое изд., испр., доп. и перераб. / Под ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров, Аса,2005,832С.
  4. Маметова Р.А. Соотношение закона Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет и правил, разработанных для реализации положений этого закона / Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001г.
  5. Мельников В.Д. Основы финансов; Учебник для вузов. Алматы. ТОО «Издательство LEM», 2007, 568С.
  6. Мельников В.Д., Ильсов К.К. «Финансы» Алматы-1997г.
  7. Султанов Б. Кодекс формируем сообща // Казахстанская правда, 2008. 25 сентября, С.4.
  8. Шеденов У.К., Байжуматов У.С., Жунисов Б.А., Комягин Б.И. Общая экономическая теория. Учебник. Актобе, 2004, 586С.
  9. Экономическая теория. Учебник. Под ред В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М, ИНФРА – М, 2005,672С.

Информация о работе Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования