Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Содержание

Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Эта система не обеспечивала равенства всех форм собственности и видов деятельности, имелось много льгот, что усложняло контроль. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1.01.1994г. «О налогообложении прибыли и доходов предприятий» объектом налогообложения устанавливалась балансовая прибыль – сумма всех доходов, уменьшенная на сумму всех расходов. Ставка налога – 30%, а прибыль от банковской и страховой деятельности – 45%, доходы от дивидендов и процентов – 15%.

    С 1995г. введены основная ставка 30% для  юридических лиц и дифференцированные ставки для отдельных категорий плательщиков и видов доходов (от10 до 20%).

    В 2001 году принят новый Закон «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» (введен с начала 2002г.), в  котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.

    Таким образом, налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

    Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

    Налоги  возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям  и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.

    В последующем принципы налогов уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим современным трактовкам:

      Принцип справедливости в налогообложении, который рассматривается в 2-х аспектах:

      а) достижение «горизонтального  равенства», которое требует, чтобы  все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они  зарабатываются и тратятся, облагались  единообразно на равных условиях;

      б) соблюдение «вертикального  равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производиться с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для перераспределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных.

      Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы. Преимущественное использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога с заработком рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налог должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия-плательщика.

      Определенность налогов – непреложное равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих объектов.

      Минимум налоговых  льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономики. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дают ясного представления о реальной стоимости каждого продукта.

      Экономическая приемлемость – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше не применять.

      Сопоставимость налоговых  ставок по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

    В законодательстве Казахстана о налогах  и других обязательных платежах в  бюджет оговорены также такие  принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой  системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.

    Характерной особенностью налоговых поступлений  государству является их последующее  обезличенное использование для  разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами.

    Сущность  налогов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что, с точки зрения категории финансов в целом, налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов. Налоги проявляют следующие функции: фискальную, перераспределительную, регулирующую и контрольную.

    Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

    Следующей функцией налогов является перераспределительная, которая заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 1997г., 16,6% - в 1998г., 17,4 – в 1999г., 22,6 – в 2000г., 19,3 – в 2001г. (а с учетом Национального фонда – 25,0%), в 2003г. – 21,3% (25,3% с Национальным фондом Республики Казахстан)1.

    Третья  функция налогов – регулирующая – возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью – уклонением от налогообложения.

    Налогам свойственна также контрольная функция, позволяющая обеспечить проверку правильности и своевременности внесения налогоплательщиков налоговых платежей в бюджет посредством количественного отображения финансовых показателей.

    Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий из взаимосвязанных элементов. 

Налоговый инструментарий

 

                                                               Трудовой доход

                                                               Предпринимательский доход

  Источник налога                                 Капитал

                                                      Доход

                                                                Имущество 
 

                                     Передача имущества

 Объект налога                                     Обороты

                                                               Земля 

Субъект налога                                    Физическое лицо

                                                               Юридическое лицо 

                                                              Наемные работники, фермеры, служащие,

Носитель налога                                    рантье, землевладельцы,

                                                               предприниматели 
 

                                                              Денежная единица

Единица обложения                            Единица товара

                                                              Прочие 
 
 

Ставка налога                                      В % к единице обложения 

                                                               В твердом размере 
 

Способ взимания                                  Через систему цен

                                                               Непосредственно через доход 

Рисунок 1 – Налоговый инструментарий в современной экономике2 

Государство проводит налоговую политику – систему  мероприятий в области налогов  с соответствии с выработанной экономической  политикой, в зависимости от социально-экономических  и других целей и задач общества каждого конкретного периода  его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от неоправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения через централизованные общественные фонды потребления. Это  позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества. 
 
 
 
 
 
 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  КАЗАХСТАНА.

    Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов  налоговой службы образует налоговую  систему государства.

    Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

  • От объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;
  • По использованию;
  • От органа, взимающего налог;
  • По экономическому признаку.

    По  первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Информация о работе Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования