Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Содержание

Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
 
 
 

ПЛАН 
 

Введение 

1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане

2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе

 

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

    С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении  политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.

    Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие   закономерностям  общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой  теории.  Нарушение этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.

    Формирование  налоговой  политики  и  создание   налоговой системы  происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе  собственности,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной политики и т. п.. Поэтому в любой конкретный временной промежуток  каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных  решений  по другим направлениям реформы.

      На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. 

    Формируя  основы налоговой политики, правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.

    Недостатки  налоговой системы, перед принятием  нового налогового законодательства, лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу.

    Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

    ИСТОРИЯ НАЛОГОВ КАЗАХСТАНА

    В связи с неразвитостью товарно-денежных отношений налоги взимались в  натуральной форме. Например, в Казахстане до середины XIX века эквивалентом –  заменителем денег был скот (преимущественно  овцы, лошади), в переводе на стоимость  которых оценивались другие товары.

    Общинники-скотоводы  кочевали на землях, принадлежащих  феодалам, и обязаны были платить  им земельную ренту – 20-ю часть  скота в скотоводческих районах  – зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах – ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом – согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбага). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) – 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время войн источником доходов была еще и военная добыча – ясырь.

    Формой  обогащения феодалов был сауын – «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были, потом возвращать скот с приплодом.

    Кокандское  ханство взимало с казахов- земледельцев харадж – 2/3 урожая.

    В 1834 г. была введена раскладочная система  налогообложения – от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределять по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.

    В 1841 г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) – серебром, а согым – деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым – от числа кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

    После отмены в 1855-1856 гг. специальными манифестами  недоимок самодержавие ввело окладочную подать, хотя в ее основе лежала та же ханская раскладка.

    Были  и другие повинности: кибиточная подать – за проживание за пределами орды на внутренних землях; билетный сборпри найме в работники к линейным жителям; акциз – за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.

    После установления Советской власти, с 1917 года, финансовое обеспечение потребностей государства осуществлялось, в основном, путем контрибуций с имущих слоев  населения, что, однако, не обеспечивало регулярного поступления средств. Поэтому, начиная с 1918 года, вводится высокопрогрессивное подоходно-поимущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, налог с недвижимого имущества, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919 года была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесцениванием денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог – «продналог».

    С переходом, начиная с 1921 года, к новой экономической политике – «нэп» возрождаются денежные реформы налогов: косвенные – акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольственный, труд-гужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

    Финансовые  реформы 1930-1932 годов унифицировали  множественность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий – налог с оборота (объединены акцизы и промысловый налог) и отчисления от прибылей (концентрировавших накопления социалистических предприятий и хозяйственных организаций), для кооперации – налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства; сельское население – сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор, единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств.

    С началом Великой Отечественной  войны был введен для граждан  военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

    Вплоть  до конца 90-х годов основными налоговыми источниками оставались поступления  от социалистического хозяйства – до 92% всех доходов государственного бюджета: налог с оборота – до 30% доходов, отчисления от прибыли (в форме платы за производственные фонды, фиксированных рентных платежей, свободного остатка прибыли) – до 29% поступлений в бюджет; кооперативно-колхозные предприятия и предприятия общественных организаций вносили в бюджет подоходный налог. К другим доходам бюджета относились: доходы от внешней торговли (монополия государства), лесной доход, плата за воду, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам и некоторые другие. Поступления от населения включали: подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельхозналог, земельный налог (для сельских жителей), налог с владельцев строений, налог с индивидуальных владельцев транспортных средств. Однако налоги с населения занимали только 8% от всех поступлений в государственный бюджет.

    С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

    С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная  налоговая система.

    Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 г. практически  являлся скопированным вариантом  налогового законодательства Российской Федерации, в результате чего в Казахстане сформировалась 3-звенная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и трудноуправляемой.

    С 1992 по 1995 гг. (июнь) в Республике Казахстан  функционировало 43 вида налогов и  сборов: 16 – общегосударственных; 10 – общеобязательных местных налогов и сборов; 17 – местных налогов и сборов.

    Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. количество налогов сократилось до 11, а с учетом изменений и дополнений с 1999г. по 2001г. их количество увеличилось до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004г. действовали регрессивные ставки – от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд – 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования – 3%; Фонд социального страхования – 1,5%; в Государственный фонд занятости населения – 2%). Если в 1998г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999г. – 17,9%.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместо налога с оборота и налога с продаж с 1992г. при ставке 28%, для предприятий общественного питания – 13%, по продуктам первой необходимости (в основном питания) – 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, услуги учреждений культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строительство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС – 16%, с 2004 – 15%.

    Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его ставки устанавливались от 10% до 70%: для предприятий, объединений и организаций – 25%; для коммерческих банков и страховых организаций – 45%; для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства – 20%; для общественных организаций, их предприятий, религиозных организаций и их предприятий – 35%; для производственных кооперативов – не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов); для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукции – 10% (мясной, молочной, хлебопекарной); для остальных предприятий АПК – 25%; для предприятий бытового обслуживания – 15%; для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предприятий посреднической и коммерческой деятельности – 55%; доходы по дивидендам и процентам от акций, облигаций, ценных бумаг – 15%; казино, видеосалоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий – 70%.

Информация о работе Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования