Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа
С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.
Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН
Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.
Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п.. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
Формируя основы налоговой политики, правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.
Недостатки налоговой системы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу.
Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.
ИСТОРИЯ НАЛОГОВ КАЗАХСТАНА
В
связи с неразвитостью товарно-
Общинники-скотоводы кочевали на землях, принадлежащих феодалам, и обязаны были платить им земельную ренту – 20-ю часть скота в скотоводческих районах – зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах – ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом – согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбага). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) – 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время войн источником доходов была еще и военная добыча – ясырь.
Формой обогащения феодалов был сауын – «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были, потом возвращать скот с приплодом.
Кокандское ханство взимало с казахов- земледельцев харадж – 2/3 урожая.
В 1834 г. была введена раскладочная система налогообложения – от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределять по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.
В 1841 г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) – серебром, а согым – деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым – от числа кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.
После отмены в 1855-1856 гг. специальными манифестами недоимок самодержавие ввело окладочную подать, хотя в ее основе лежала та же ханская раскладка.
Были и другие повинности: кибиточная подать – за проживание за пределами орды на внутренних землях; билетный сбор – при найме в работники к линейным жителям; акциз – за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.
После
установления Советской власти, с 1917
года, финансовое обеспечение потребностей
государства осуществлялось, в основном,
путем контрибуций с имущих слоев
населения, что, однако, не обеспечивало
регулярного поступления
С переходом, начиная с 1921 года, к новой экономической политике – «нэп» возрождаются денежные реформы налогов: косвенные – акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольственный, труд-гужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.
Финансовые
реформы 1930-1932 годов унифицировали
множественность налоговых
С началом Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.
Вплоть
до конца 90-х годов основными
С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.
С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.
Закон
«О налоговой системе в Республике
Казахстан» от 24 декабря 1991 г. практически
являлся скопированным
С 1992 по 1995 гг. (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов: 16 – общегосударственных; 10 – общеобязательных местных налогов и сборов; 17 – местных налогов и сборов.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. количество налогов сократилось до 11, а с учетом изменений и дополнений с 1999г. по 2001г. их количество увеличилось до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004г. действовали регрессивные ставки – от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд – 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования – 3%; Фонд социального страхования – 1,5%; в Государственный фонд занятости населения – 2%). Если в 1998г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999г. – 17,9%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместо налога с оборота и налога с продаж с 1992г. при ставке 28%, для предприятий общественного питания – 13%, по продуктам первой необходимости (в основном питания) – 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, услуги учреждений культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строительство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС – 16%, с 2004 – 15%.
Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его ставки устанавливались от 10% до 70%: для предприятий, объединений и организаций – 25%; для коммерческих банков и страховых организаций – 45%; для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства – 20%; для общественных организаций, их предприятий, религиозных организаций и их предприятий – 35%; для производственных кооперативов – не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов); для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукции – 10% (мясной, молочной, хлебопекарной); для остальных предприятий АПК – 25%; для предприятий бытового обслуживания – 15%; для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предприятий посреднической и коммерческой деятельности – 55%; доходы по дивидендам и процентам от акций, облигаций, ценных бумаг – 15%; казино, видеосалоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий – 70%.