Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Содержание

Введение
1.Сущность налогов и их история развития в Казахстане
2.Налоговая система Казахстана и новые реформы в Налоговом кодексе

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

    Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

    В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

    Косвенные налоги взимаются непосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

    По  признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).

    В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются  центральные (общегосударственные) и  местные налоги.

    По  экономическим признакам объекта  различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

    Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы).

    Перечень  налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает:

     1.Налоги

    • Корпоративный подоходный налог.
    • Индивидуальный подоходный налог.
    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
    • Налоги и специальные платежи недропользователей (налог на сверхприбыль, подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти, доля Республики Казахстан по разделу продукции, дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции).
    • Социальный налог.
    • Земельный налог.
    • Налог на транспортные средства.
    • Налог на имущество.

    Сборами, пошлинами, платежами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

     2.Сборы

    • Сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.
    • Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
    • Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    • Сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества.
    • Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
    • Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
    • Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
    • Сбор за государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна.
    • Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
    • Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
    • Сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов, смежных прав.
    • Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
    • Сбор с аукционов.
    • Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
    • Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным радиовещательным организациям.

     3.Платы

    • Плата за пользование земельными участками.
    • Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.
    • Плата за загрязнение окружающей среды.
    • Плата за пользование животным миром.
    • Плата за лесные пользования.
    • Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
    • Плата за использование радиочастотного спектра.
    • Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.
    • Плата за пользование судоходными водными путями.
    • Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

     4.Государственная пошлина

    Государственная пошлина 

     5.Таможенные платежи

  • Таможенная пошлина.
  • Таможенные сборы.
  • Плата за предварительное решение.
  • Сборы.

    Налоговая система включает в свой состав государственную  службу, которая представлена в Казахстане уполномоченным государственным органом  – Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, межрегиональными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по областям, межрайонными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по районам, городам и районам в городах. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон.

    Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

НОВЫЕ РЕФОРМЫ  В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ

    Проект  нового Налогового кодекса, разработанный  по поручению Главы государства, сейчас находится на обсуждении в Парламенте. Вступление в силу главного фискального документа страны запланировано на январь 2009 года. Перед рабочей группой стоит непростая задача: подготовить качественный закон в самые короткие сроки. Предлагаемые Правительством нормы и положения законодательства о налогах разъясняет министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов.

    Необходимость нормотворческих новаций в фискальной сфере назрела давно. В последние  годы экономика нашей страны претерпела значительную трансформацию: мы взяли курс на повышение ее конкурентоспособности на мировой арене. Реализация этих целей, безусловно, потребовала пересмотра нашей фискальной политики, проведения реформ налоговой системы для усиления международной конкуренции, свободного перетока капитала между государствами, создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования бизнеса в несырьевом секторе экономики.

    В Послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан – главная  цель государственной политики»  Президент страны поручил Правительству разработать новый Налоговый кодекс, который должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из тени. Он создаст условия для устойчивого развития экономики, позволит уменьшить прессинг на несырьевые отрасли. Становясь законом прямого действия, кодекс обеспечит снижение коррупциогенности налоговой системы и эффективное взаимодействие фискальных органов и налогоплательщиков.

    Кардинальное  отличие кодекса то ныне действующего заключается в том, что в его основу заложена новая парадигма: предусматривается оптимизация льгот с одновременным снижением нагрузки на обрабатывающий сектор, налогообложение юридических лиц приведено в соответствие с международными стандартами. Так предполагается унифицировать акцизы на импорт и на внутреннее производство в течение трех лет; незначительно, но реформировать специальные налоговые режимы для их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса. Помимо этого, в проект введены нормы по упрощению администрирования, повышению качества налоговых услуг, сокращению отчетности, упорядочению проверок.

    Главное изменение в налогообложении  недропользователей -  замена роялти налогом на добычу полезных ископаемых. При этом исчисление этого налога будет производиться в зависимости от стоимости объема добываемых  полезных ископаемых. Соглашение о разделе продукции как вид контракта на недропользование упраздняется, кроме заключенных до первого января 2009 года. Для защиты интересов республики, мы и вовсе отказались от «стабильности» налогового режима  договоров с разработчиками недр. Это правило опять-таки не коснется действующих соглашений о разделе продукции.

    Тем не менее, предлагается установить льготные ставки налогообложения недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения, а также базовые принципы ведения раздельного налогового учета по контрактам как основы для построения системы распределения доходов и расходов.

    Наша  страна достаточно глубоко интегрирована в мировую экономическую систему, и мы не можем создавать наши законы, не опираясь на опыт других государств. К работе по формированию проекта была привлечена группа международных экспертов, а непосредственно в написании документа принимали участие специалисты в области налогообложения от Европейского союза (ТАСИС), Всемирного банка, Международного валютного фонда.

    Например, в рамках разработки норм по ревизии  налоговых льгот по корпоративному подоходному налогу и НДС был  исследован опыт ЕС, в частности, директива ЕС 2006/112 «Об общей системе НДС». Для будущего реформирования инвестиционных налоговых стимулов, включая специальные экономические зоны, изучался опыт Китая, ОАЭ, Турции, Гонконга и Сингапура.

    Многие  изменения в отечественном законодательстве связаны с приведением его в соответствие с принятой общемировой практикой. К примеру, возврат дебетового сальдо НДС существует в большинстве стран, «предпочитающих» этот вид налога.

    Один  из самых обсуждаемых вопросов последнего времени – возможность замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. За последний выступало немало известных экономистов, приводилась в пример все та же международная практика. Наша республика  остановила свой выбор на НДС, так как он обеспечивает наиболее высокий уровень собираемости. К примеру, мы не можем собирать налог с продаж с импорта, поскольку при последующем обложении розницы будет возникать двойное обложение налогом с продаж. А это лишает нас гарантированного источника поступлений, поскольку НДС с импорта эффективно контролируется.

    Кроме того, налог с продаж взимается  только на этапе конечной реализации. Розничный же сектор, скажем так, сравнительно «прост» для уклонения от налогов: почти 50 % реализации производится на рынках. У НДС подобного недостатка нет, поскольку он взимается по частям с каждого участника производства и продажи.

    Что касается международного опыта, то в  мире наберется не так уж много  стран, применяющих НСП: Египет, Малайзия и, конечно, США. Остальной мир принял свое решение в пользу НДС. Главный  недостаток казахстанского НДС – отсутствие возврата «дебетового» сальдо – с принятием нового Налогового кодекса будет исправлен.

    В новом кодексе не только прописано  снижение ставки корпоративного подоходного  налога, либерализирован и сам  порядок исчисления налога, таким образом решены многие вопросы, которые поднимались налогоплательщиками ранее, но не находили ответов в рамках действующего законодательства. Так, проект предусматривает признание расходов арендатора на ремонт арендуемых основных средств, в нем ликвидируются требования по отнесению на вычет расходов на ремонт собственных основных средств, норма по отнесению на вычет представительских расходов расширена до одного процента от фонда оплаты труда.

    С помощью инвестиционных преференций  будет реализован механизм поддержки модернизирующихся предприятий в секторе переработки. Речь идет о возможности разового вычета расходов на приобретение фиксированных активов. Кстати, эта норма может применяться налогоплательщиком самостоятельно, то есть без получения на то разрешения. Предпринимателей порядок налогообложения не разочарует: он в полной мере отвечает их потребностям.

    Капитальные расходы могут быть отнесены на разовый  вычет через обновленные инвестиционные налоговые преференции. Дивиденды, которые выплачиваются юридическим лицам, освобождены от подоходного налога. Для физических лиц существует временной порог – от трех лет владения акцией или долей участия. То есть акционер, учредитель, может и получить дивиденды, и рефинансировать их в уставной капитал без дополнительной налоговой нагрузки.

Информация о работе Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования