ustify">
· предотвращение утечки
капитала и стимулирование инвестиционной
активности;
· пересмотр и упорядочение
льгот в системе налогообложения;
· постепенное перемещение
налогового бремени с предприятий на доходы
и имущество физических лиц;
· совершенствование
таможенного регулирования, способствующее
активизации импорта;
· согласование механизма
налогообложения научно-инн6овационных
субъектов хозяйствования;
· стремление к унификации
с налоговыми системами, действующими
в государствах СНГ и ЕС, в частности создания
согласованного налогового законодательства
с Российской Федерацией.
Так,
в течение января-мая 2007 года проведение
налоговой политики в Республике
Беларусь осуществлялось в рамках реализации
следующих основных направлений:
Изменен
порядок налогообложения доходов
в виде дивидендов и доходов страховых
организаций путем включения
данных видов доходов в налогооблагаемую
базу для исчисления налога на прибыль.
В
целях реализации Закона Республики
Беларусь «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законы Республики Беларусь
по вопросам налогообложения» Президентом
Республики Беларусь принят Указ от 26
марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах
обложения налогом на добавленную стоимость».
Указом утверждены перечни работ по строительству
и ремонту объектов жилищного фонда и
жилищно-коммунальных и эксплуатационных
услуг, оказываемых физическим лицам,
в том числе через организации, осуществляющие
эксплуатацию жилищного фонда, и иные
организации, заключившие договоры на
оказание этих услуг физическим лицам,
обороты по реализации которых на территории
Республики Беларусь освобождаются от
обложения налогом на добавленную стоимость.
Таким
образом, налоговая система Республики
Беларусь пока что имеет в своей
основе малоэффективный налоговый механизм.
Который, опираясь на преобладание косвенной
формы налогообложения, высокие налоговые
ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность
распределения налогового бремени, сужающуюся
налоговую базу, с одной стороны, недостаточно
обеспечивает требуемую доходность бюджета,
а с другой – отрицательно воздействует
на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Заключение
Предприятия
постоянно ведут расчеты с
бюджетом по платежам в бюджет и ассигнованиям
из него. При этом основная часть расчетов
с бюджетом - это платежи. К ним относятся:
-
налог на прибыль (доходы);
-
налог на добавленную стоимость;
-
налог за пользование природными ресурсами
(экологический налог);
-
налог на недвижимость;
-чрезвычайный
налог и обязательные отчисления в государственный
фонд содействия занятости;
-
акцизы;
-
платежи за землю;
-
отчисления в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки и др.
По
мере укрепления экономики страны и
достижения стабильно высоких темпов
экономического роста акцент в работе
налоговой системы смещался с ее фискальной
функции в сторону стимулирующего влияния
налогообложения на развитие бизнеса.
Как результат, на протяжении последнего
десятилетия актуальными стали вопросы
упрощения налогового законодательства,
снижения налоговой нагрузки на субъектов
предпринимательской деятельности, либерализации
порядка применения штрафов.
В
результате этой работы величина налоговой
нагрузки на экономику (без учета
отчислений в Фонд социальной защиты
населения – ИФ) сократилась с 40 % к ВВП
в начале 90-х годов до 30 % в настоящее время.
Мы отказались от таких обременительных
для субъектов хозяйствования платежей,
как чрезвычайный налог для ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС, 6 видов платежей из выручки, которые
фактически приводили к двойному налогообложению
доходов предприятий, многих иных разновидностей
отчислений и сборов. Количество подакцизных
товаров сократилось с 19 до 10.
Реальное
же снижение налогового давления на экономику
может быть достигнуто только за счет
сокращения количества применяемых налогов
или снижения их ставок (при условии качественного
построения моделей взимания каждого
из налогов), для этого необходимо проведение
комплекса следующих мер:
- Введение
общепринятых норм и принципов налогообложения;
- Совершенствование
структуры и сокращение количества применяемых
налогов за счет отмены малоэффективных
сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
- Существенная
модернизация методов расчета, механизмов
и принципов взимания таких основных налогов,
как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы
предприятий, подоходный налог с граждан;
- Пересмотр
и сокращение налоговых льгот по всем
применяемым налогам и сборам в целях
расширения их налоговой базы с тем, чтобы
сделать возможным снижение ставок и дальнейшее
уменьшение количества налогов и сборов;
- Поиск и выбор
оптимального соотношения республиканских
и местных налогов и сборов, а также эффективного
взаимодействия республиканского и местных
бюджетов.
Вышеизложенное
свидетельствует о необходимости дальнейшего
реформирования системы налогообложения
по следующим направлениям:
- снижение
совокупного уровня налогообложения посредством
пересмотра предельных ставок налогов
и прогрессивности шкал налогообложения,
отмены низкоэффективных налогов;
- обложение
доходов, величина которых скорректирована
на уровень инфляции;
- установление
такого уровня налоговых ставок, которые
предотвращают переложение налогов и
отток капитала за границу;
- исключение
множественного обложения с одних и тех
же доходов;
- унификация
налогообложения республики с налоговыми
системами, действующими в государствах
СНГ и Европейском союзе.
Кроме
того, для стимулирования мобилизации
налоговых поступлений из регионов
в республиканский бюджет и регулирования
направлений их использования на местах
правомерно по опыту государств с переходной
экономикой создание фонда (фонд финансовой
поддержки регионов или фонд стимулирования
развития регионов) за счет средств от
налоговых поступлений государственного
бюджета для предоставления трансфертов
или дотаций местным органам власти. Данные
меры позволят создать налоговую систему,
соответствующую бюджетному устройству,
усовершенствовать формирование доходной
части бюджетов и распределение налоговых
поступлений.
Список
использованных источников
- Анализ
хозяйственной деятельности в промышленности
/ Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.:
Выш.шк., 2007. – 398с.
- Белый И.Н.,
Михалкевич А.П., Папковская П.Я. Теория
бухгалтерского учета. – Мн.: Эскаунт,
2002. - 241 с.
- Гаралова
Н. Налоговая система Беларуси: история
и современность // ФУА. - 2007. - №10. - С.36-37.
- Горский
И.В. Налоговая политика и экономический
рост //Финансы - №1. – 2006. - С. 22-26.
- Демчук Н.
О налоговой системе РБ // НЭГ. - 2010. - № 1.
- С.1-4.
- Закон Республики
Беларусь от 30 декабря 2002 г. №2/918 «О бюджете
Республики Беларусь на 2003 год» // Национальная
экономическая газета. – 2003. – 24 января.
- Законодательство
о налогах и сборах в Республике Беларусь
/ серия: «Настольная книга бухгалтера».
- Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.
- Заяц Н.Е.
Теория налогов: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2002.
– 220с.
- Инструкция
о порядке исчисления и сроках уплаты
в республиканский бюджет чрезвычайного
налога и обязательных отчислений в государственный
фонд содействия занятости в 2002 г. единым
платежом, утв. Постановлением МНС РБ,
Минфином РБ от 28.02.2002 г. №21/27 зарегистрировано
в НРПА РБ от 14.03.2002, рег. №8/7861 (Республика,
2002г., 21 марта. – С.34)
- Инструкция
о порядке исчисления и сроках уплаты
единым платежом отчислений в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки и налог с пользователей автомобильных
налог в дорожные фонды в 2002 г. Утв. Постановлением
МНС РБ и Министерством Финансов РБ от
31.05.2002 г. №60/82 (рег.№8/8185 от 10.06.2002.) (Республика,
2002, 20 июня. – С.57)
- Инструкция
о порядке исчисления и сроках уплаты
единым платежом целевых сборов на формирование
местных целевых бюджетных фондов стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных
фондов и целевого сбора на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом
жилищного фонда, в 2002 году. Утв. Постановлением
МНС РБ и Министерством Финансов РБ от
31.05.2002. №59/81 (рег.№8/8184 от 10.06.2002) (Республика,
2002, 20 июня. – С. 79)
- Инструкция
о порядке исчисления и уплаты в бюджет
налогов на доходы и прибыль, утв. Постановлением
МНС РБ от 18.03.2002 г. №30 НРПА РБ Изменения
внесены постановлением МНС РБ от 07.02.2003
г. №7. Зарегистрировано в НРПА РБ от 03.03.2003
г. №25,8/9144. - www.levonevski.net/pravo/razdelb/text588/index.html
- Инструкция
о порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость./ Утв. Постановлением
ГНК РБ от 29.06.2001 №94 ( рег. №8/6945 от 11.09.2001).
Изменения внесены постановлением МНС
РБ от 17.06.2002 №63. Зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов РБ 25.06.2002 рег.№8/8241
(Республика, 2002, 11 июля. – С. 78) Изменения
внесены постановлением МНС РБ 31.01.2003 г.
№6. Зарегистрировано в Национальном реестре
правовых актов РБ. 26.03.2003 г. , рег.№8/9292.
- Инструкция
о порядке исчисления и уплаты налога
на недвижимость юридическими лицами,
утв. Постановлением ГНК РБ от 10.05.2002г.
№40. Изменения внесены постановлением
МНС РБ от 18.02.2003г. №12 (рег. №8/9176 от 27.02.2003
г.) (Республика, 2003 г, 6 марта. – С. 35)
- Инструкция
о целевом транспортном сборе на обновление
и восстановление городского, пригородного
пассажирского транспорта, автобусов
международных сообщений и содержание
ведомственного городского электрического
транспорта и целевом сборе на содержание
и развитие инфраструктуры города, утв.
Решением Минского городского совета
от 25.04.2002. г. №233.
- pravo.levonevsky.org/bazaby/org387/basic/text0158.htm
- Комментарий
налогового законодательства: ответы
налоговых и др.компетентных органов на
запросы аудит / Сост. А.Н. Малофеева. - М.:
АиН, 1997. - 63с.
- Лаптев И.И.,
Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы
общества // Налоговый вестник. - 2007. - №3.
- С.11-17.
- Лешко В.
Сравнительный анализ налоговых систем
Республики Беларусь и Федеративной Республики
Германия // Главный бухгалтер. - 2009. - №44.
- С. 85-86.
- Макроэкономика:
Учеб. Пособие / Под ред. Л.П. Зеньковой.
- Мн.: Новое знание. 2002. - 244с.
- Налоговый
кодекс Республики Беларусь от 19 декабря
2002 г. № 166-З.
- Положение
о порядке формирования и использования
средств внебюджетного целевого фонда
оздоровления реки Свислочь и её бассейна,
утв. решением Минского городского Совета
депутатов от 27 июня 2001 г. №198 (НРПА РБ,
2001 г. №76, 9/1124; №92, 9/1197)
- pravo.kulichki.com/zak/mest/mes02136.htm
- Положение
об уплате обязательных страховых взносов
и иных платежей в Фонд социальной защиты
населения Министерства Труда и социальной
защиты утв. Указом Президента РБ от 05.06.2000
г. №318 (рег. №1/1342 от 07.06.2000) НРПА РБ, 2000 г.
№54, 1/1342, газета «Советская Белоруссия»,
2001, 28 ноября, №344. – С. 56
- Постановление
Министерства Финансов Республики Беларусь
от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового
плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции
по применению Типового плана счетов бухгалтерского
учета» // Вестник Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь. – 2003. - №34.
– С.43
- Постановление
Министерства Финансов Республики Беларусь
от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового
плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции
по применению Типового плана счетов бухгалтерского
учета» // Вестник Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь. – 2003. - №34.
– С.34
- Черник Д.Г.
Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы.
- 1997. - 383с.
- Шевчук А.
Инструменты налогового регулирования:
направления использования сквозь призму
мирового опыта // Главный бухгалтер. -
2009. №40. - с.88-90.
- Шмарловская
Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование.
- Мн.: ГЭУ, 2000. – 78с.
- http://www.nalog.by/ma/mns_sdata/mns_sdata_mac.htm О
налоговой нагрузке на экономику Республики
Беларусь Сайт Министерства по налогам
и сборам)