Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение 3
1. Налоги: сущность, функции, виды 5
1.1. Роль и место налогов в системе государственного управления 5
1.2. Классификация налогов, их виды 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения в Республике Беларусь 13
2. Налоги и ВВП. Налоговый мультипликатор 16
2.1. Налоговая нагрузка, ее определение 16
2.2. Налоговый мультипликатор, его значение 18
3. Проблемы системы налогообложения в Республике Беларусь 23
3.1. Анализ налогов в Республике Беларусь 23
3.2. Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь 27
Заключение 35
Список использованных источников 38
- дорожные налоги и сборы (уплачивается с выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг);
- оффшорный сбор (уплачивается при приобретении товаров, сырья у резидентов оффшорных зон);
Исходя
из вышеизложенного можно сделать
вывод, что уровень налоговой
нагрузки на промышленные предприятия
дифференцируется в зависимости
от вида и сферы деятельности (это
обусловлено дифференциацией
Поэтому уровень налоговой нагрузки целесообразно определять на примере отдельного промышленного предприятия. Необходимо также учитывать, что предприятия (особенно промышленные) в соответствии с законодательством имеют право на применение налоговых льгот при наличии оснований, поэтому уровень налоговой нагрузки даже у предприятий занятых в одной отрасли экономики существенно отличается. (применение налоговых льгот по законодательству Республики Беларусь не обязательно и предприятие по своему желанию может применять льготу, а может отказаться от ее применения) [19, c. 65].
Налоговая нагрузка на промышленное предприятие будет, определяется как отношение начисленных налогов к выручке промышленного предприятия.
Оценить реальную налоговую нагрузку на промышленные предприятия можно следующим образом:
Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос, ВВП полагая, что:
1)
государственные расходы не
2) чистый экспорт равен нулю;
3)
вся совокупность налогов
4) налоговые поступления - величина постоянная;
5) фискальная политика влияет на совокупный спрос (совокупные расходы), но не на совокупное предложение.
С
учетом этих допущений проанализируем
воздействие государственных
Рис. 2.1. Государственные расходы и равновесный ВВП
Источник: [19, c. 68]
Пусть в период спада производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. р. Эти государственные расходы G будем считать постоянными для любого объема реального валового внутреннего продукта. Введение их обусловило рост совокупных расходов тоже на 20 млрд. р. Значит, прямая C + I переместилась вверх в положение C + I + G. Увеличение совокупных расходов стимулировало рост объема ВВП с Q1 до Q2. Точка макроэкономического равновесия переместится из E1 в E2. Расстояние по вертикали между прямыми C + I и C + I + G показывает величину государственных расходов, а расстояние между Q2 и Q1 — прирост реального ВВП. Из рисунка видно, что этот прирост превышает в несколько раз объем государственных расходов, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов МG показывает изменение реального ВВП в результате изменения расходов государства.
Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, т.к. они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций.
Чтобы
определить изменение реального
национального продукта (дохода), полученное
в результате роста государственных
закупок, надо умножить мультипликатор
МG на прирост государственных
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема ВВП. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом [19, c. 69].
В
периоды подъема экономики, когда
частные расходы достаточно велики,
правительство уменьшает
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается плавного роста объема национального производства.
Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Пусть первоначально совокупные расходы равны сумме C + I + G (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Налоги и равновесный ВВП
Источник: [19, c. 69]
Предположим, что государство ввело новый налог, который дает постоянные поступления в казну в размере 20 млрд р. при любом равновесном ВВП. Согласно условиям, при которых рассматривается механизм фискальной политики, он будет взиматься с располагаемых доходов населения.
Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение совокупного потребления на 15 млрд. р. Прямая C + I + G сдвинется вниз, в положение C1 + I + G. Точка макроэкономического равновесия переместится из Е2 в Е1, объем равновесного ВВП сократится с Q2 до Q1. Причем разница между Q2 и Q1 больше 20 млрд. р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он показывает изменение реального ВВП в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.
Он
меньше мультипликатора
Снижение существующих налогов сдвинет кривую совокупных расходов вверх и вызовет рост равновесного ВВП с Q1 до Q2.
Таким образом, изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а, следовательно, и на объем национального продукта, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов [19, c. 72].
Белорусская
экономика последних лет
Успешно
сложилась динамика и других ключевых
макроэкономических показателей социально-
За январь-июль 2010 года в консолидированный бюджет государства аккумулировано 25975,7 млрд. рублей (без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты), что в сопоставимых ценах на 13,2% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Плановые назначения по доходам консолидированного бюджета выполнены на 102,1%, сверх плана мобилизовано 534,2 млрд. рублей.
По доходам бюджета, контролируемым налоговыми органами, поступления составили 18965,5 млрд. рублей и на 0,65% превысили уровень прошлого года. При этом доведенные плановые задания налоговая служба перевыполнила на 2,2%, дополнительно в бюджет поступило 410,7 млрд. рублей.
Вклад
налоговых органов в
Превалирующая масса поступлений, контролируемых налоговыми органами, традиционно сформирована плательщиками г. Минска (38,2%). Далее следуют Гомельская (16,3%), Витебская (12,5%) и Минская (10,8%) области. На долю остальных регионов республики пришлось чуть более 22% всех контролируемых налоговой службой платежей (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой, за январь-июль 2010 года
Источник: Собственная разработка
По видам плательщиков налогов и сборов основную часть налоговых поступлений в бюджет – 95,8% всех платежей – обеспечили юридические лица. За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц сформировано 3,1 и 1,1% всех поступлений соответственно.
Среди юридических лиц наибольший объем налоговых платежей приходится на государственные унитарные предприятия и объединения, акционерные общества с долей государственной собственности, которыми сформировано 65,4% всех налоговых поступлений. При этом в целом по республике платежи данных организаций сократились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 1,4%.
В
первом полугодии объемы налога на
прибыль превысили уровень
Важно заметить, что рост поступлений произошел с учетом отмены ряда налогов, снижения ставки налога при упрощенной системе налогообложения, уменьшения количества платежей и принятия других мер по уменьшению налоговой нагрузки. Это лишний раз говорит о том, что снижение налогового «пресса» постепенно высвобождает оборотные средства субъектов хозяйствования и позволяет им эффективнее развиваться и – круг замыкается – ведет к расширению баз налогообложения и увеличению поступлений налогов в бюджет.
В разрезе органов государственного управления и организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, основной вклад в государственную казну – 44,6% – обеспечили организации концерна «Белнефтехим» (15,5% всех поступлений), Министерства энергетики (9,7%), Министерства промышленности (5,3%), концерна «Белгоспищепром» (4,4%), Министерства транспорта и коммуникаций (3,5%), Министерства архитектуры и строительства (3,1%), Министерства связи (1,9%), Министерства сельского хозяйства и продовольствия (1,2%). Удельный вес каждого из прочих государственных органов составил не более 1%.