Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение 3
1. Налоги: сущность, функции, виды 5
1.1. Роль и место налогов в системе государственного управления 5
1.2. Классификация налогов, их виды 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения в Республике Беларусь 13
2. Налоги и ВВП. Налоговый мультипликатор 16
2.1. Налоговая нагрузка, ее определение 16
2.2. Налоговый мультипликатор, его значение 18
3. Проблемы системы налогообложения в Республике Беларусь 23
3.1. Анализ налогов в Республике Беларусь 23
3.2. Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь 27
Заключение 35
Список использованных источников 38
Из
перечисленных министерств и
концернов положительная
Доля организаций негосударственного сектора в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета составила 30,4%, их налоговые платежи возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3%.
Центральное место среди поступлений этой категории плательщиков занимают платежи коммерческих организаций различных организационно-правовых форм – 56,1%, или 17,1% всех поступлений, контролируемых МНС. Далее следуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, обеспечившие 35,6% поступлений негосударственного сектора, или 10,8% контролируемых налоговой службой доходов бюджета.
Вклад
остальных категорий
В доходах консолидированного бюджета, администрируемых налоговой службой, около 84% занимают следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (20,1%), налоги на прибыль и доходы (14,9%), платежи, исчисляемые из выручки (11,5%), акцизы (11,4%), подоходный налог (11,2%), отчисления в инновационные фонды (6,0%), налог на недвижимость (4,2%), экологический налог (1,8%), земельный налог (1,6%), единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (1,1%) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за январь-июль 2010 года
Источник: Собственная разработка
В
целях обеспечения полноты
В текущем году проведено свыше 58 тысяч проверок в отношении более 15% состоящих на учете организаций и индивидуальных предпринимателей. По итогам контрольных работы выявлены нарушения у 72,4% проверенных организаций и 71,3% индивидуальных предпринимателей, в бюджет дополнительно поступило 132,4 млрд. рублей.
В ходе оперативно-рейдовых мероприятий изъято из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 32,9 млрд. рублей, по решениям судов обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на 27,6 млрд. рублей. С применением метода контрольной закупки проведено 9,4 тыс. рейдовых проверок, результативность которых составила 89,7%. При этом на 1 рубль выделенных для контрольных закупок бюджетных средств пришлось более 138 рублей доначисленных налогов, экономических санкций, административных штрафов, изъятых денежных средств и обращенных в доход государства товарно-материальных ценностей.
По итогам контрольных мероприятий в сфере производства и оборота подакцизной продукции арестовано 434,2 тыс. литров алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, 20,7 млн. штук табачных изделий, 455,3 тыс. литров нефти и нефтепродуктов, 53,1 тыс. литров пива солодового [28].
Общепризнанной аксиомой выступает утверждение, что в период спада общественного производства при незначительных инвестициях и большом уровне безработицы государства должны осуществлять стимулирующую налоговую политику, направленную на повышение спроса, рост ВВП, увеличение занятости населения. Доказано, что снижение налогов даёт существенный эффект для подъёма экономики, так как оно приводит к росту доходов населения, повышению совокупного спроса, а следовательно, и совокупного предложения через расширение объёмов производства. Одновременно возрастают объёмы предпринимательских инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, происходит постепенное оживление всех сфер деятельности. Иными словами, стимулирующая налоговая политика базируется на мультипликационном эффекте налогов и оказывает реальное позитивное воздействие на общество.
В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и плательщиков, которая не препятствует экономическому прогрессу. Эмпирическим путём установлено, что если уровень налоговой нагрузки на доходы предприятий превышает 35 %, то возникают стагнация производства, затем его спад, так как сокращаются капитальные вложения и нарушается воспроизводственный цикл. С учётом данного положения анализ уровня налогового давления на экономику, его оценка и обоснованные выводы имеют важнейшее значение для принятия эффективных решений в вопросах налоговых отношений. В опубликованных разными ведомствами аналитических материалах приводятся цифровые данные о размерах налоговых изъятий в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. Но если ориентироваться даже на наименьшие из них, представленные Министерством по налогам и сборам, то уровень налоговой нагрузки и его динамика не прибавляют оптимизма по поводу позитивного воздействия налоговой системы на экономику.
Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.
Таким образом, важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т. д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [27, c. 6].
Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль и доходы, целевой транспортный сбор.
Учитывая способы и возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более эффективными или полезными для экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике.
Кроме того, применяемые в этих системах модели косвенных налогов (а это только НДС или идентичный ему налог с розничных продаж, а в США и акцизы) также построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).
Следует
учитывать, что помимо значительных
административных издержек по сбору
налогов, введение высокодоходных прямых
налогов требует
С 1 января 2011 г. планируется отмена местного сбора на развитие территорий. Его ставка реально увеличивает налоговую нагрузку на прибыль. К примеру, ставки налога на прибыль в соседних странах составляют: в Польше – 19 %, Литве – 15 %, России и Казахстане – 20 %, в Украине – пока 25 %.
Из состава экологического налога будут исключены платежи за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и платежи за импорт товаров, упакованных в данную тару, как не носящие налоговый характер. Будет произведен перевод названных платежей в сферу гражданско-правовых отношений в рамках ответственности производителей и импортеров соответствующих товаров.
Произойдет отмена авансовых платежей по НДС. В связи с развитием рынка в сфере доверительного управления будут установлены специальные нормы, регулирующие порядок налогообложения при отношениях доверительного управления по всем видам налогов.
На
перспективу (после 2011 г.) в этом и
следующем годах
Тенденция
акционирования государственных предприятий,
увеличение в связи с этим частного
капитала, включение белорусских
акционерных предприятий в
Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов. льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.
Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении налоговой политики.
Разгосударствление собственности, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платёжеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды. Во-вторых, создать условия расширения налоговой базы; в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов. Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.
Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.
Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь могут быть:
а) сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
б) уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых льгот;
в) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трёх лет;
г)
облегчение налогового бремени производителей
продукции и недопущение
д) консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств [17, c. 12].
Таким образом, налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надёжно решить многие проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
Основой
совершенствования налоговой
· упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
· жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;
· совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;
· поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;
· борьба с теневым сектором экономики;