Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение 3
1. Налоги: сущность, функции, виды 5
1.1. Роль и место налогов в системе государственного управления 5
1.2. Классификация налогов, их виды 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения в Республике Беларусь 13
2. Налоги и ВВП. Налоговый мультипликатор 16
2.1. Налоговая нагрузка, ее определение 16
2.2. Налоговый мультипликатор, его значение 18
3. Проблемы системы налогообложения в Республике Беларусь 23
3.1. Анализ налогов в Республике Беларусь 23
3.2. Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь 27
Заключение 35
Список использованных источников 38
Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, а порядок их исчисления и взимания — простым и понятным каждому плательщику.
В-третъих, необходимы согласованность и взаимоувязка налогов без их дублирования одного другим, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.
В-четвертых, система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и хозяйствования и в то же время гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество [8, с. 57].
Обеспечив соблюдение вышеизложенных принципов, мы тем самым будем способствовать становлению наиболее эффективной системы налогообложения в Республике Беларусь.
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Согласно законодательству Республики Беларусь объектами налогообложения являются:
- прибыль (доходы);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная стоимость продукции;
- имущество юридических и физических лиц;
- доходы физических лиц;
- другие объекты, установленные законодательством.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные).
Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).
Различают несколько способов классификации налогов по различным признакам.
По методу установления и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на отдельные объекты имущества (земля, дома, денежный капитал, имущество):
Косвенные налоги взимаются через действующий механизм цен и вытекают из хозяйственных актов, финансовых операций и оборотов.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источникам налогообложения.
Различают три источника налогообложения:
- издержки производства (себестоимость);
- прибыль;
- выручка.
По значимости и принадлежности налоги подразделяются на:
-
общереспубликанские (
- местные (подоходный налог, налог на недвижимость).
В Республике Беларусь
-
налоги и отчисления от
- налоги на прибыль и доходы (налог на недвижимость);
-
налог в счёт остающейся
- налоги, включаемые в себестоимость;
- прочие [23, c. 67].
Таким образом, повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества.
При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. При этом существуют различные классификации налогов, основная из которых – разделение налогов на косвенные и прямые.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений.
Согласно закону «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» были установлены следующие виды общегосударственных налогов и сбоpов: налог на добавленную стоимость, акцизы; налог на прибыль и доходы; налог за пользование природными pесуpсами (экологический налог), налог на недвижимость, налог на экспорт и импорт (отменен с 28.04.94 г.), земельный налог (плата за землю), налог на топливо (отменен с 01.04.96 г.), транспортный налог, государственная пошлина и сборы, подоходный налог с граждан. Плательщиками налогов были определены юридические лица, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения независимо от подчиненности и форм собственности, а также физические лица. Также законом были установлены права и обязанности налогоплательщиков, мера их ответственности.
Важным этапом в развитии налоговой системы Беларуси стало вступление в силу в 2002 г. общей части Налогового кодекса. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
В кодексе закреплено, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Кодексом закреплены права плательщика, его обязанности.
В налоговом кодексе дается юридическая трактовка таким понятиям и терминам, как объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка (ставки), налоговый период, налоговые льготы, прописаны порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин), порядок уплаты налогов, сборов (пошлин).
Описываются в общей части налогового кодекса понятия и принципы налогового учета, дается определение налоговой декларации.
Налоговым контролем в кодексе признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Общая
часть налогового кодекса также
дает описание процедуре проведения
различных типов налоговых
Налоговый кодекс дает определение налоговым и таможенным органам, в нем прописаны их права, обязанности и ответственность этих органов и их должностных лиц
Налоговая нагрузка ВВП, это соотношение суммы всех налогов к ВВП.
Для
того, чтобы оценить уровень
При расчете налоговой нагрузке следует учитывать, что предприятие платит как республиканские так и местные налоги и сборы, причем местные налоги дифференцируются в соответствии с законодательством.
Также необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрено огромное количество налоговых льгот по различным налогам и платежам.
Можно также сказать, что по некоторым сборам ставки дифференцированы, а шкала налогообложения имеет прогрессивный вид, т.е. сумма налога подлежащего к уплате в бюджет напрямую зависит от величины дохода субъекта налоговых отношений.
Промышленное предприятие по действующему законодательству будет являться плательщиком следующих налогов (целевых сборов):
- налог на добавленную стоимость (налог исчисляется и уплачивается СС выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также иных объектов налогообложения);
- акцизы (исчисляется со стоимости подакцизных товаров по утвержденным перечням);
- налог на прибыль (уплачивается с прибыли предприятия);
- налоги на доходы (исчисляется с суммы дохода платежа, выплачиваемой нерезиденту за оказанные услуги, выполненные работы);
- подоходный налог с физических лиц (с суммы дохода физических лиц);
- налоги с пользователей природных ресурсов (уплачивается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за добычу природных ресурсов);
-
налоги на имущество (
- земельный налог (объектом налогообложения является стоимость земельного участка);