Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Налог — одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя.
Существуют различные определения налогов. Х.О. Уэнделл считал, что Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. К.Маркс полагал, что налоги - это экономическое воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………..5
1.1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.2. Виды налогов……………………………………………………………….8
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
Глава 2. Эволюция налогообложения…………………………………………..14
2.1. Исторические этапы возникновения налогообложения…………….....14
2.2. Эволюция налоговой системы в Российской Федерации………………16
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………………….18
3.1. Федеральные налоги……………………………………………………...18
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………21
3.3. Проблемы и перспектива налоговой системы России………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………..………28

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

  В новейшей истории становления налоговой  системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа: 

  
  1. Этап налоговой  централизации (1992—1993).
  2. Этап налоговой децентрализации (1994—1996).
  3. Этап налоговой централизации (с 1997г. по настоящее время).
 

  В Российской Федерации новая налоговая  система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.

  В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно  упрощена и состоят из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.

  В настоящее время налоговую систему  России составляют 13 налогов и два  сбора (госпошлина - это по своим  признакам сбор), в том числе  федеральных 10, региональных - 3, местных - 2.

  Налоговая система формируется и реформируется  путем установления и введения новых  налогов, их изменения и отмены.

  Современная трехуровневая налоговая система  РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд  существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права. 
 
 

     Глава 3. Налоговая система  Российской Федерации 

     Совокупность  предусмотренных законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так  же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  на территории страны.

     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. 

3.1.Федеральные  налоги 

  Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны на всей территории Российской Федерации. К федеральным  налогам и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. При системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.
  2. Акцизы - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.
  3. Налог на доходы физических лиц - является прямым налогом. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ.
  4. Единый социальный налог - заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом целевое назначение ЕСН сохранилось: он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь.
  5. Налог на прибыль организаций - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Базовая ставка составляет 20 %: 2% — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  6. Налог на добычу полезных ископаемых - является федеральным налогом, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса, которая вступила в силу 1 января 2002 (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ). Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого.
  7. Водный налог - налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Является федеральным налогом. Регулируется главой 25.2 Налогового кодекса, которая вступила в силу 1 января 2005 (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ). Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах: при заборе воды при использовании акватории при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - Регулируется главой 25.2 Налогового кодекса, которая вступила в силу с 1 января 2004 года (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ). Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
  9. Государственная пошлина - Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они в соответствии с главой 25.3 НК РФ: обращаются за совершением юридически значимых действий; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (статья 333.17 НК РФ).
 
 

  3.2. Региональные и местные налоги 

  Региональные  налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ. Они обязательны на всей территории субъекта Российской Федерации. К региональным налогам и сборам относят:

  1. Налог на имущество организаций - регулируется главой 30 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ) и региональными законами. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
  2. Налог на игорный бизнес - налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.
  3. Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относят:

  1) Земельный налог - обязательным  к уплате на территориях тех  муниципальных образований, представительные  органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    1. Налог на имущество физических лиц - до сих пор не включен отдельной главой в часть вторую НК РФ. Его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Согласно ст.15 НК данный налог относится к местным налогам.

  Основными налогами для Российской Федерации  по-прежнему остаются налог на добавленную  стоимость, акцизы и таможенные пошлины, а не налог на доходы физических лиц, как в западных странах с  более развитой системой частной  собственности. Несмотря на это, в отечественном законодательном процессе появляются тенденции к созданию общих для юридических и физических лиц налогов на доходы и имущество, отвечающих принципу равноправия субъектов налогообложения.

  Характерной особенностью развития системы на современном этапе является ужесточение наказаний за уклонение от уплаты налогов и сборов. Самым наглядным примером может служить введение ряда статей об экономических преступлениях в Уголовной кодекс Российской Федерации.

  Кардинальным  изменениям структура налоговой системы подвергается в последние годы. Этот процесс – отражение экономической и политической тенденций в стране.

  3.3. Проблемы и перспектива  налоговой системы  России 

  На  сегодняшний день российская налоговая  система находится в плачевном  состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет назад.

  Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

  Подобная  оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

  Какими  должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

  Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

  Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Информация о работе Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения