Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Налог — одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя.
Существуют различные определения налогов. Х.О. Уэнделл считал, что Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. К.Маркс полагал, что налоги - это экономическое воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………..5
1.1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.2. Виды налогов……………………………………………………………….8
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
Глава 2. Эволюция налогообложения…………………………………………..14
2.1. Исторические этапы возникновения налогообложения…………….....14
2.2. Эволюция налоговой системы в Российской Федерации………………16
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………………….18
3.1. Федеральные налоги……………………………………………………...18
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………21
3.3. Проблемы и перспектива налоговой системы России………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………..………28

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет финансы и кредит 
 
 
 
 

Кафедра экономических наук 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по экономической  теории

на тему 
 
 
 

«Налоги: типы, эволюция. Теория  налогообложения» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка 1 курса

                Группы  № 2

                Егорова Полина Сергеевна

                Научный руководитель

к.э.н., доц. Денисова С.О. 
 
 
 

                            Москва  2011

                            Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………..5 

    1. Сущность  налогов………………………………………………………….5
    2. Виды налогов……………………………………………………………….8
    3. Функции налогов………………………………………………………….11
 

Глава 2. Эволюция налогообложения…………………………………………..14 

  1. Исторические  этапы возникновения налогообложения…………….....14
  2. Эволюция налоговой системы в Российской Федерации………………16
 

Глава 3. Налоговая  система Российской Федерации………………………….18 

  1. Федеральные налоги……………………………………………………...18
  2. Региональные и местные налоги…………………………………………21
  3. Проблемы и перспектива налоговой системы России………………….23
 

Заключение……………………………………………………………………….26 

Библиографический список……………………………………………..………28 
 
 
 

                            Введение 
 

  Налог — одна из самых древних форм экономических отношений, появление  которой связано с самыми первыми  общественными потребностями. К  налогам относили разнообразные  виды платежей из доходов отдельных  граждан в пользу государства или государя.

  Существуют  различные определения налогов. Х.О. Уэнделл считал, что Налоги —  это цена, которую мы платим за возможность  жить в цивилизованном обществе. К.Маркс  полагал, что налоги - это экономическое  воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

  Как известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти. «Ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им», - писалось в прошлом. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов.

  Если  сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с  покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,

основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

  Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Как говорил Новалис: «Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки».

  Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась одним из главных  предметов дискуссий о путях  и методах реформирования, равно как и острой критики.

  Данную  тему курсовой работы я выбрала потому, что считаю проблему налогообложения  актуальной для России. Налоговая  система каждого государства  отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

  Ни  одно  государство  не  может  существовать  без  налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки.

  Для  России, в переходный период, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых  и происходит выполнение государственных  функций. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.          
 

Глава 1. Сущность, функции  и виды налогов 

1.1.Сущность  налогов 
 

  В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж

обязательный. Другими словами, платежи, которые  не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

  Налоги  представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты.

  В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

  Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов  их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

  Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

  С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

  Таким образом, экономическая сущность налогов  заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

  Налоги  объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

  Кроме того, они воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота, как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

  Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты  перераспределения ВВП, они оказывают  влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций  и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

  Налоговое регулирование доходов ставит своей  основной задачей сосредоточение в  руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

  Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

  1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.
  2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
  4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

  Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения: равномерность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога; определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения; простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков. 

  1.2.Виды  налогов 

  Существуют  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедулы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

  В глобальной налоговой системе все доходы физических и  юридических лиц  облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

  Многообразие  налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации. 

  Классификация налогов. 

  
  1. По объекту  обложения - прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или  имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.
  2. По субъектам обложения - раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
  3. По месту поступления - закрепленные и регулирующие.
  4. По уровню управления - федеральные, региональные и местные.
  5. По цели использования - общие и целевые.
  6. По срокам оплаты - регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Информация о работе Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения