Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, курсовая работа
Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.
Целью данной курсовой работы является выявление сущности и функций налогов, характеристика их основных видов.
Введение …………………………………………………………………….2
Глава 1. Система налогообложения …………………………………...3
1.1. Сущность и функции налогов……………………………………….3
Глава 2. Виды налогов…………………………………………………..11
Прямые налоги………………………………………………………11
Косвенные налоги…………………………………………………...23
2.3. Местные налоги……………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….53
Литература…………………………………………………………………..54
Нижний уровень регулирования – это отдельные налоговые льготы внутри какого – либо сектора.
Фискальная функция заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для формирования финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. С её помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.
Эта функция, способствующая огосударствлению части национального дохода в денежной форме, создаёт объективные предпосылки государственного регулирования экономики.
То есть эти две функции взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой и находятся во внутреннем единстве. Увеличение значения фискальной функции позволяет расширить налоговую базу, создать объективное предпосылки для более глубокого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время, успешное регулирование налогами обеспечивает экономический рост, повышает благосостояние населения, что в свою очередь, создаёт благоприятную базу для фискальной функции.
В России фискальная роль налогов всегда выдвигалась на первый план, не изменилась такая политика и сейчас. Руководители министерства финансов прямо считают её «важнейшей из всех функций, что бы не говорилось по этому поводу».
Вместе с тем в обязанности государства входит обеспечивать прогрессивное развитие общества и оно должно гибко использовать как фискальную так и стимулирующую функцию.
Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.
Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.
Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.
В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и пере распределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.
Учётно-контрольная функция позволяет налоговой системе, и в целом системе государственного управления учитывать доходы предприятия и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать эти показатели на будущее.
Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы дохода должна взиматься большая доля в виде налога. При этом всегда низко обеспеченная группа населения считает, сто рост ставки с повышением дохода недостаточен, а высоко обеспеченная группа утверждает, что изъятие налогов сдерживает инвестиционный рост.
Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, поскольку они в одинаковой степени оказывают налоговое давление на всё население, но в относительном значении наиболее сильно воздействуют на лиц с низкими доходами. Через налоги поглощается более высокая доля личного дохода при покупке товаров. Высокодоходные слои населения направляют часть средств на накопление, где нет косвенного налога, тем самым снижается косвенное налоговое давление. В российской налоговой системе пока эта функция проявляется слабо.
Часть социальной функции является социально – воспитательной, которая проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие акцизные налоги на вино водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.
Виды ставок.
Различают, твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
обложения, независимо от размера дохода.
к объекту налога без учёта его дифференциации его величины.
мере возраста дохода. При прогрессивной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В
общих чертах видно,
что прогрессивные
налоги – это те
налоги, бремя которых
наиболее сильно давит
на лиц с большими
доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело
ударяют по физическим
и юридическим лицам,
обладающим незначительными
доходами.
Глава 2. Виды
налогов
2.1.
Прямые налоги.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и
косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный
налог, с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость
(охватывает
широкий диапазон продукции), акцизы
(облагается относительно
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды
имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.
В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в
системе местного налогообложения.
Поземельным налогом называется налог, падающий на владельца
земли и имеющий в виде обложение дохода от земли. Объектом этого налога служит земля. Субъектом этого налога считается собственник земли. Источником этого налога является доход от земли, т.е. поземельная рента.
Поземельный налог - это один из налогов, существовавших с
древнейших времен.
Во второй половине XIX века значение поземельного налога в доходах
государства относительно уменьшилось в результате введения новых видов налога, но не утратило своего значения для бюджета.
Преимущество поземельного налога исходит из тех качеств, которыми
обладает земля, и из ее значения в экономической и политической жизни. Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в разных странах были разнообразны.
С развитием техники обложения появились более современные
способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой - кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX века в финансовой науке было принято определение кадастра как "совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т.е. чистого дохода с земли".
Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание
рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.
Подомовый кадастр. Чтобы провести обложение домов, нужно
произвести учет объектов подомового налога и их доходности. Когда этот налог появился, например, в Англии в XVII веке, то первоначальный учет домов был упрощенным. Налог взимался по числу очагов или каминов в доме. Такой учет не требовал посещения дома и исчисления доходности. В самом конце XVII века очажный сбор превращается в домовой налог,
исчисляемый по числу окон в доме. Это был очень грубый прием, но для того времени приемлемый и более точный, чем налог по числу очагов. По примеру Англии подомовый налог во Франции, введенный конце XVIII века был тоже построен на обложении домов по числу окон и дверей. В XIX столетии такой способ обложения становится слишком грубым и неравномерным, и государства переходят в большинстве случаев к обложению по доходности. Однако доходность определялась не индивидуально для каждого дома, а по разрядам средних норм, к которым были отнесены отдельные дома.
Обычно город разделяли по районам, в каждом районе на основании
наблюдении определялась средняя доходность одной квадратной сажени жилой площади по разрядам зданий (каменные, деревянные) и по этим нормам исчислялся валовой доход каждого дома посредством измерения его площади. Из этого дохода исключались текущие расходы, тоже по установленным нормам, и остающегося чистого дохода взимался налог.
Третий реальный налог – промысловый.
Объектом его являлся промысел, за исключением
сельскохозяйственного. Это – налог на всякую хозяйственную деятельность в виде промысла, которая имело в виду получение дохода. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, промыслы в области торговли и транспорта и разные виды свободных профессий. Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом, прежде всего потому, что он облагался поземельным налогом.
Субъектом промыслового налога явилось лицо, занимающееся каким
либо промыслом. Субъект этого налога не всегда совпадал с носителем, так как здесь часто происходило переложение налога на потребителя.
Лицо, ведущее промысел, могло связать налог со своими меновыми операциями и переложить налог на потребителя путем увеличения цены.
Торговец, зная сумму причитающегося с него налога, учитывал его в себестоимости продаваемых товаров и, повышая цену, перелагал его на покупателя.
Зубной врач, платящий промысловый налог, принимая его во внимание
поднимал плату за лечение. Поэтому на смену промысловому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль.
Более распространены личные прямые налоги – налоги на доход или