Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
1. Налоги в экономической системе общества…………………………………….…….…4
1.1. Сущность налогов……………………………………………………….……….…….….5
1.2. Принципы налогообложения………………………………………..………………..…..8
1.3. Функции налогов………………………………………………………………..….….....11
1.4. Классификация налогов…………………………………………………………...…..…13
1.5. Структура налогов………………………………………………………………..…...….16
1.6. Основные федеральные налоги РФ…………………………………………………..….18
2. Основные налоговые теории……………………………………………………….…..…27
3. Сущность и инструменты налогового регулирования…………………………….……30
3.1. Роль налогов в формировании финансов государств…………………………….…….30
3.2. Налоги как инструмент социальной политики…………………………………….……32
3.3. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса…………………..36
Заключение…………………………………………………………………………………………39
Список использованных источников ……

Работа содержит 1 файл

ref-23070.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Статус налогоплательщика распространяется на всех лиц, не­смотря на их возраст, От лица недееспособных (детей) налог уп­лачивают их опекуны и попечители (родители).

[2, стр 262-264]

 

3. Акцизы

Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это — косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачива­ются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукта. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ре­гулирования спроса и предложения, а также средство ограниче­ния потребления. Акцизы препятствуют образованию сверхвысо­кой прибыли, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье или производящие спирт.

Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают пред­меты роскоши (меха, ювелирные изделия и т.п.). Посредством ак­цизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложе­ния товаров народного потребления действует система льгот. На­пример, выведены из-под обложения легковые автомобили с руч­ным управлением, включая ввезенные на территорию РФ, для ре­ализации инвалидам.

По подакцизным товарам применяются как процентные (адва­лорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

Согласно ст. 181 Кодекса подакцизными товарами и подакциз­ным минеральным сырьем признаются следующие позиции:

 спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением конь­ячного);

 спиртосодержащая продукция с долей спирта более 9% (за исключением лекарственных товаров, ветеринарных препа­ратов, парфюмерно-косметической продукции и др.);

 алкогольная продукция с долей спирта более 1,5%;

 пиво;

 табачная продукция;

 ювелирные изделия (за исключением государственных на­град, медалей, знаков отличия и т.п.);

 легковые автомобили и мотоциклы;                     

 автомобильный бензин;

 дизельное топливо;

 моторные масла;

 нефть и стабильный газовый конденсат;

 природный газ.

Акцизы принято классифицировать по видам в зависимости от предмета налогообложения и плательщиков. В первую группу вхо­дят акцизы на товары народного потребления. Вторую группу образуют акцизы на природно-минеральное сырье и продукты переработки. Третья группа — акцизы, взимаемые на таможне; существует особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья.                                                                                                                                                                                           

Акцизы перекладываются на конечного потребителя подакциз­ных товаров и подакцизного минерального сырья. Этот потребитель выступает как носитель акцизов. Субъектами налогообложе­ния, т.е. налогоплательщиками акцизов, в соответствии со ст. 179 Кодекса признаются:

• организации;

•  индивидуальные предприниматели;

•  лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Действующее законодательство ввело новшество — в ст. 180 Кодекса оговариваются особенности определения плательщика акциза в рамках договора простого товарищества (договора о со­вместной деятельности). Участники такого договора несут соли­дарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов. Плательщиком является лицо, ведущее дела по договору о совместной деятельности, либо лицо, определенное участника­ми договора из их числа. Данное лицо должно встать на налого­вый учет в качестве налогоплательщика повторно, т.е. независи­мо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведуще­го собственную деятельность. [2, стр 251-253]

 

4. Налог на добавочную стоимость.

Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает то­варооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающий­ся при осуществлении внешнеторговых операций'. В настоящее время в России (и в европейских странах) используется принцип места назначения: налог уплачивают при импорте товаров и ус­луг, но не взимают при их экспорте.

Налог на добавленную стоимость является косвенным много­ступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в фе­деральный бюджет РФ.

По своей экономической сущности этот налог представляет со­бой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, со­здаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавлен­ная стоимость выявляется как разница между стоимостью .реали­зованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Поскольку величина НДС добавляется к цене товара, источником уплаты налога служат сред­ства конечных покупателей. Для организаций НДС является тран­зитным налогом. Поэтому НДС, как и любой ценообразующий и транзитный налог, отвлекает часть оборотных средств предприя­тия и вызывает их недостаток.

Для расчета НДС в налоговое производство России введено применение счетов-фактур. Установлены определенные требова­ния, предъявляемые к оформлению счетов-фактур (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и достав­ки). Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу, или методу зачета по счетам. Суть этого метода заключается в следующем.

Налогоплательщик оформляет покупателю товара (работы, ус­луги) счет-фактуру, указывая в этом документе увеличенную на величину налога цену товара, а также отдельной строкой — сум­му НДС. Из полученного от покупателя НДС налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при покупке необходимых для производственных нужд товаров. Сумма разницы вносится в бюджет.

Следовательно, продавец товара не несет никакой экономичес­кой нагрузки, связанной с уплатой НДС, при покупке сырья и ма­териалов, поскольку покупатель его товара компенсирует эти за­траты. Процесс переложения налога завершается, когда товар при­обретает конечный потребитель,

В связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ вне­сены изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты НДС. В первую очередь это касается субъектов обложения НДС.

Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками данного на­лога признаются:

 организации;

 индивидуальные предприниматели;

 лица, осуществляющие перемещение товаров через тамо­женную границу РФ.

Характерно, что в число плательщиков НДС включены инди­видуальные предприниматели. Это позволяет производить выче­ты по товарам и услугам, приобретенным у индивидуальных пред­принимателей, при условии, что последние реализуют товары, облагаемые НДС.

Впервые в законодательстве появилось положение об освобож­дении от исполнения обязанности налогоплательщика в зависимо­сти от величины выручки от реализации. Так, организации и инди­видуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календар­ных месяца суммарная выручка от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Для получения ос­вобождения в налоговый орган подаются заявление и документы, подтверждающие величину выручки. Срок подачи заявления — до 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Следует подчеркнуть, что по законодательству все плательщи­ки НДС должны быть поставлены на учет в налоговом органе в течение 15 дней с момента государственной регистрации. Орга­низации подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Индивидуальные пред­приниматели должны встать на учет в налоговых органах по мес­ту жительства в качестве налогоплательщиков. Иностранные орга­низации имеют право встать на учет в налоговых органах по мес­ту нахождения своих постоянных представительств в РФ. [2, стр 234-236]

 

5. Налог на прибыль.

Прибыль — один из ключевых показателей эффективности де­ятельности предприятия. За счет роста прибыли осуществляется развитие и совершенствование производства. Чистая (нераспре­деленная) прибыль служит индикатором производственного потен­циала и осуществления новых инвестиций без привлечения внеш­них источников финансирования. Отсутствие прибыли прямо влияет не только на размер выплачиваемых дивидендов, но и на сни­жение курсовой стоимости акций.

Прибыль, полученная налогоплательщиком, является базой налогообложения. Распоряжение прибылью после налогообложе­ния включает в себя распределение ее между владельцами, кре­диторами и реинвестированием в бизнес.

Налог на прибыль — прямой, личный налог, основанный на принципе резидснтства. Основное функциональное предназначе­ние этого налога — обеспечивать эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капи­тала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного на­лога вторична.

В начале 90-х годов налог на прибыль занимал видное место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. Однако с 1994 г. наблюдается тенденция к уменьшению его доли в сумме налоговых доходов федерального бюджета с-20,8 до 14,5% (по данным бюджета на 2001 г.). Этим объясняется необходимость проведения реформы в области налогообложения прибыли пред­приятий и организаций.

Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа непо­средственно связана с принятием новой гл. 25 «Налог на прибыль организаций», основанной на положениях части первой Кодекса. Новое законодательство насчитывает 87 статей и существенно изменяет и конкретизирует порядок исчисления и уплаты налога на прибыль хозяйствующих субъектов.

С 1 января 2002 г. налогооблагаемая прибыль должна определяться не по данным бухгалтерского учета, а по данным налогового учета. Налогоплательщики обязаны утвердить приказом отдельную учетную политику для целей налогообложения (ст. 313 Кодекса), разработать и вести регистры налогового учета. Аналитические регистры долж­ны содержать информацию о хозяйственных операциях (дата, сум­ма, описание и др.) и их группировку для целей налогообложения (по отдельным статьям доходов и расходов).

Балансовая прибыль — субъективный показатель, ее в опреде­ленной степени создают бухгалтеры. Величина этой прибыли ин­тересует всех участников хозяйственного процесса по-разному. Завышение прибыли может быть выгодно государству в лице на­логовых органов, владельцам бизнеса — в случае привлечения долгосрочных инвестиций. В пониженном размере могут быть за­интересованы менеджеры предприятия, если их благосостояние напрямую не связано с величиной прибыли, показанной в бухгалтерской отчетности, и существует возможность получения дохода за счет различных финансовых схем.

Бухгалтерские приемы, устанавливающие порядок получения доходов и списания затрат, имели, с одной стороны, прямую связь с формированием финансового результата предприятия, с другой стороны -— с его налогообложением. Поэтому, изменяя учетную политику в дозволенных законом рамках, можно было выбирать наиболее выгодный для себя способ учета — тот, который несколь­ко улучшает финансовое положение, или тот, который позволяет снизить налог на прибыль.

Однако наиболее типичным моментом при принятии решения о величине прибыли являлась минимизация налогообложения. Исходя из этого формирование учетной политики зачастую связы­валось с возможностью получения налоговых экономии вследствие уменьшения балансовой прибыли. Такое положение (в отличие от западной классической схемы) приводило не к прозрачности бух­галтерской отчетности, а наоборот — к искажению данных о ре­альном финансовом состоянии объекта. Занижение в учете при­были вводило в заблуждение пользователей отчетности, и в пер­вую очередь — инвесторов.

Теперь все предприятия, у которых выручка не превышает 1 млн руб. в квартал, переходят на уплату налога на прибыль по методу начисления. При использовании этого метода датой полу­чения дохода считается дата реализации товаров (работ, услуг). С этого же момента у налогоплательщика возникает обязанность по уплате данного налога в бюджет.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. В законодательном порядке установлена налоговая база, равная нулю, в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогопла­тельщиком получен убыток. Если по итогам налогового периода (года) в целом по организации получился убыток, его можно вы­честь из прибыли любого года из последующих 10 лет. Но при этом сумма вычета убытков прошлых лет не должна превышать 30% от прибыли текущего года (ст. 283 Кодекса).

Ставка налога на прибыль снижена до 24%, а по дивидендам от российских организаций, получаемым российскими организация­ми — до 6% (в 2001 г. ставки составляли 35 и 15% соответственно).

Еще одной характерной чертой нового законодательства о нало­ге на прибыль организаций является отсутствие налоговых льгот, которые в ряде случаев служат Причиной судебных разбирательств.

В отличие от ранее действующих положений, отменены все льготы, которые касались капитальных вложений, благотворительности, предприятий, использующих труд инвалидов, и т.д.

Кроме того, налогоплательщику разрешено принимать к вычету необходимые для ведения бизнеса и обоснованные затраты, расширено применение ускоренной амортизации. Тем самым ре­шается одна из важных задач налоговой реформы — приведение к цивилизованному виду правил исчисления налоговой базы по на­логу на прибыль, при которых инвестиции в производство и про­изводственное накопление предприятий в значительной мере ос­вобождаются от налогообложения. [2, стр 214-217]

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики