Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
1. Налоги в экономической системе общества…………………………………….…….…4
1.1. Сущность налогов……………………………………………………….……….…….….5
1.2. Принципы налогообложения………………………………………..………………..…..8
1.3. Функции налогов………………………………………………………………..….….....11
1.4. Классификация налогов…………………………………………………………...…..…13
1.5. Структура налогов………………………………………………………………..…...….16
1.6. Основные федеральные налоги РФ…………………………………………………..….18
2. Основные налоговые теории……………………………………………………….…..…27
3. Сущность и инструменты налогового регулирования…………………………….……30
3.1. Роль налогов в формировании финансов государств…………………………….…….30
3.2. Налоги как инструмент социальной политики…………………………………….……32
3.3. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса…………………..36
Заключение…………………………………………………………………………………………39
Список использованных источников ……

Работа содержит 1 файл

ref-23070.doc

— 273.50 Кб (Скачать)


44

 

Министерство образования Российский Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

Курсовая работа

По экономической теории

На тему: Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

 

 

 

Выполнила:                                                                                                  Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2006

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………….…..3

1.                   Налоги в экономической системе общества…………………………………….…….…4

1.1.   Сущность налогов……………………………………………………….……….…….….5

1.2.   Принципы налогообложения………………………………………..………………..…..8

1.3.   Функции налогов………………………………………………………………..….….....11

1.4.   Классификация налогов…………………………………………………………...…..…13

1.5.   Структура налогов………………………………………………………………..…...….16

1.6.   Основные федеральные налоги РФ…………………………………………………..….18

2.                   Основные налоговые теории……………………………………………………….…..…27

3.                   Сущность и инструменты налогового регулирования…………………………….……30

3.1.   Роль налогов в формировании финансов государств…………………………….…….30

3.2.   Налоги как инструмент социальной политики…………………………………….……32

3.3.   Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса…………………..36

Заключение…………………………………………………………………………………………39

Список использованных источников …………………………………………………………….41

Приложение………………………………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоги в экономической системе общества

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. [4, стр 18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность налогов

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количе­ство различного рода определений налогов. При этом во всех опреде­лениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязатель­ный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без­возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а так­же различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справед­ливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом по­рядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде совре­менных государств налоги могут вводиться постановлениями выс­шей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодатель­ной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что нало­ги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «на­лог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взима­ется с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщи­ками которых выступали отдельные административно-территориаль­ные единицы.

Часто отмечается, что налоги — денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.

Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали ис­пользоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с кото­рыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образо­вания различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходи­мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, сле­дует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государ­ственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоя­тельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих пла­тежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Ана­логичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

Возможна такая ситуация: законодательством установлена обяза­тельность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Та­кая ситуация возникает, например, при обязательном страховании оп­ределенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различ­ных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же слу­чаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять сред­ства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственно­го принуждения, являются также алименты (средства, которые в уста­новленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачи­вать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ пере­распределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении нацио­нального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, пере­распределенная с помощью налогов, становится централизованным. фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного/ отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природ­ными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче­ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. [4, стр 18-21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы налогообложения

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положе­ния, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложе­ния можно выделить экономические, юридические и организаци­онные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной эко­номической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претер­пели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

 

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

1. Экономические

 Принцип хозяйственной независимости

 Принцип справедливости

 Принцип соразмерности

 Принцип учета интересов

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики