Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение и анализ литературы и документов;
сравнительный метод;
обобщение собранной информации.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5
1.1.Понятия, сущность и структура налоговой системы………………………….5
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в условиях Российской Федерации………………….......17
Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………38
Регулирующие налоги
поступают одновременно в бюджеты
различных уровней в пропорциях
В зависимости от порядка использования все налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей.
Целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления расходов (например, налоги, служащие источником формирования дорожных фондов).
По объекту налогообложения налоги делятся на:
По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:
По источнику уплаты налоговых сумм налоги делятся на:
По фискальной потребности существует следующая классификация:
В зависимости от порядка зачисления в бюджет выделяют:
По порядку ведения налоги классифицируют на:
Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.
2.2. Практический
анализ сбора налогов в
Территория Калужской области составляет 29,8 тыс. км²
Численность населения области, по данным переписи населения, проведенной в 2009 году, составляет 1002,9 тыс. человек, а плотность населения - 33,5 чел/км² .
Город Калуга является административным центром области. Численность населения города составляет 341,7 тыс. человек
По итогам 2010 года регион занимает первое место в России по индексу промышленного производства, который составил 144,7 %.(прил.1) Ведущее место в структуре хозяйственного комплекса Калужской области занимает промышленное производство. Калужская область является ярким примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств. Наибольшую долю в объёме промышленного производства занимают машиностроение и металлообработка (67 %), пищевая промышленность (14 %), лесопромышленный комплекс (4,5 %), энергетика (4,5 %).
В регионе развиты различные виды производств машиностроительного комплекса:
Производство автомобилей:
Автокомплектующие предприятия:
Весной 2011 начато строительство цементного завода по производству строительных материалов Французской компании Lafarge.
Пищевая промышленность представлена:
Таким образом, Калужская область является одним из наибольших промышленных регионов центра России.
Поступления администрируемых доходов в январе-марте 2010 и 2011г.г значительно отличаются друг от друга.
За январь-март 2011 года
в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета поступлений
ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет)
мобилизовано 9 768,9 млн. руб., что на 1952,7
млн. руб., или на 25,0% больше, чем в январе
- марте 2010 года. (рис.1)
В федеральный бюджет (без учета ЕСН)
поступления составили 3838,5 млн. руб., что
на 771,3 млн. руб. или 25,1% больше, чем за январь
– март 2010 года. (рис.1)
Рис.1. Поступления администрируемых доходов в январе-марте 2010 и 2011г.г. (млн. рублей)
Структура налоговых поступлений с Калужского региона в федеральный бюджет за январь-март 2011г. выглядит следующим образом. Налоговые поступления в федеральный бюджет обеспечены в основном налогом на добавленную стоимость – 81,2%, акцизам – 12,5%, налогом на прибыль – 3,9%.
Рис.2. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за январь-март 2011г.
Что же касается поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Калужской области, а также в областной и местные бюджеты, то ситуация на январь-март 2011г. Складывается следующим образом.
В консолидированный бюджет Калужской области поступило 5930,4 млн. рублей, что на 1181,4 млн. руб., или 24,9% больше, чем за январь – март 2010 года.(рис.3)
Поступления в областной бюджет составили 3938,6 млн. рублей, или 124,8% к уровню за январь-март 2010 года. (рис.3)
Поступления в местные бюджеты составили 1991,7 млн. рублей, или 124,9% к уровню за январь - март 2010 года.(рис.3)
Рис.3. Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет области, областной и местный бюджеты за январь-март 2011г. (млн. рублей)
Основную долю поступлений в консолидированный бюджет области составляют налог на доходы физических лиц – 39,8%, налог на прибыль – 25,4%, акцизы – 13,9%, налоги со специальным налоговым режимом – 6,1%. (рис.4)
Рис.4. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет области за январь-март 2011г.
Заключение
Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка.
Основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, “питают” бюджетную систему.
С развитием в России рыночных отношений и появлением разнообразных объектов частной собственности вопросы налогов стали крайне актуальными.
Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Естественно, что адекватную предъявляемым требованиям налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный производственный и научный потенциал.
Законодательство о налогах стремительно меняется из года в год. В 1998 году вступила в силу I часть Налогового кодекса, а с 1 января 2001г. II часть.
Однако практика показывает, что и он нуждается в корректировке.
К основным недостаткам действующей в России налоговой системы относятся: отсутствие обоснованной программы развития и системного подхода в налогообложении; неувязка с другими экономическими инструментами регулирования экономики, а также организационная сложность: множественность налогов, налоговых ставок и льгот, а нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков.
Государство пытается усовершенствовать налоговый кодекс, или хотя бы приблизить к тому идеалу налоговой системы, при которой возможно было бы нормальное процветание малого бизнеса и уплата налогов, удовлетворявшая как предпринимателя, так и государство.
И пока не будет достигнут максимальный уровень идеальной модели налогообложения, налоговый вопрос останется открытым.
Список использованной литературы
РАГС, 2007.- 640с.
Дополнительная литература