Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение и анализ литературы и документов;
сравнительный метод;
обобщение собранной информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5
1.1.Понятия, сущность и структура налоговой системы………………………….5
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в условиях Российской Федерации………………….......17
Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1 курс.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Существуют следующие  виды ставок:

    • По способу определения суммы налога:

а) твердые – на каждую единицу измерения установлен фиксированный  размер налога;

б) адвалорные или процентные – ставки, когда размер налога выражен  в процентах от стоимостной величина налоговой базы;

в) комбинированные –  совмещают процентные и твердые  ставки.

     5. Налоговый  период – срок, в течение которого  сформируется налоговая база. Он может быть разбит на отчетные периоды (по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала года: НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество).

     6. Порядок  исчисления налога – это совокупность  действий соответствующего лица  по определению суммы налога.

Выделяют следующие  стадии исчисления налога:

    • Ведение учета объекта налогообложения,;
    • Исчисление налоговой базы;
    • Определение ставки налога;
    • Определение порядка применения налоговой ставки;
    • Исчисление суммы налога.

     7. Порядок  уплаты налога – это установленные налоговым законом правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход части собственности от плательщика к государству.

Порядок уплаты налога включает три основных элемента способы, срок, формы уплаты налога.

Существуют следующие способы уплаты налога:

  • Самостоятельная передача платежа государству;
  • Принудительное взимание.

Срок же уплаты налогов  установлены в законодательстве. Со дня следующего за сроком уплаты производится начисление пеней, если налог  не поступил в бюджет.

8. Налоговые льготы  – это освобождение плательщика  от налогового бремени или  уменьшение его тяжести по  сравнению с обычным режимом  налогообложения. 

Самой важной налоговой  льготой является необлагаемый минимум  – наименьшая часть объекта, освобожденная  от налога.

По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов  принимаются статьи в налоговом  законодательстве. Кроме того, устанавливается  порядок исчисления и сроки уплаты налогов, определяются санкции за нарушение  законодательства.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Структура налоговой  системы любого государства определяется следующими факторами:  
1. уровнем экономического развития,  
2. общественно-экономическим устройством общества,  
3. господствующей в обществе экономической доктриной,  
4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное),  
5. историческим развитием налоговой системы. 

К числу участников налоговых  отношений в России относятся:

1. организации и физические лица – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

2. государственные налоговые органы – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

3. государственные таможенные органы – Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

4. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

5. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

Элементами любой налоговой системы являются:

  • Виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • Органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • Законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете  РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную  стоимость, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций – 1/5, налог на доходы физических лиц – 1/8, акцизы – 1/9. В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет.

Кроме того, в структуре налоговой  системы Российской Федерации можно  выделить следующие подсистемы: (рис.1)

  • Правовая (законодательная) подсистема:

Фундаментом налоговой  системы является законодательство РФ о налогах и сборах, о полномочиях  государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

  • Подсистема налогов и сборов:

Подсистема представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий  их установления и взимания, а также  сборов и пошлин, утвержденных в  законодательном порядке.

  • Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства:

Подсистема включает в себя налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

  • Правоохранительная подсистема:

Подсистема, обеспечивающая экономическую безопасность государства и включающая федеральные органы внутренних дел и таможенные органы.

  • Подсистема судопроизводства:

Данная подсистема обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах  и судах общей юрисдикции налоговых  споров между государственными органами и налогоплательщиками  - организациями и физическими лицами.

  • Банковская система:

Данная подсистема обеспечивает через кредитные организации  территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов РФ перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерального, территориальных и местных.

Рис.1.Структура налоговой системы  Российской Федерации

1.2. Характеристика  принципов построения налоговой системы

Важное место в создании эффектной системы налогообложения  занимают принципы её построения.

     Фундаментальные  принципы налогообложения были  сформулированы А.Смитом в работе  «Исследование о природе и  принципах богатства народов», опубликованной в 1776г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре «правила»[3;c.151]:

  • налоги должны уплачивается в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, что бы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным  условиям позволяет расширить и  уточнить принципы построения налоговой  системы.

 Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов. Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия  – горизонтальная справедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость – справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип удобства плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов  субъектами налогообложения, т.е. привилегии в удобстве за ними, а не за налоговыми службами.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной и продуктивной.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности. Подразумевается  способность налоговой системы  к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства  или, наоборот, к сокращению при наличии  возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности  налогообложения. Смысл состоит  в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный  период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием.

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный  выбор источника и объекта налогообложения (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.).

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы  на всей территории страны и для  всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Налогообложение  в условиях Российской Федерации

Отечественная история  налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.

Введенная с 1 января 1992года налоговая система в РФ включает 4 группы налогов:

    1. Общегосударственные налоги и  сборы, определяемые законодательством РФ;
    2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законом этих республик и решениями государственных органов этих образований;
    3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти и в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
    4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Налоговая система РФ функционирует на основании Налогового кодекса РФ, принятого Государственной Думой 16 июля 1998г.

Налоговая система РФ состоит из следующих элементов:

    1. системы налоговых органов;
    2. системы и принципов налогового законодательства;
    3. совокупности принципов налоговой политики;
    4. порядка распределения налогов по бюджетам;
    5. форм и методов налогового контроля;
    6. порядка и условий налогового контроля;
    7. подхода к решению проблемы двойного обложения.

Информация о работе Налоги и налогообложение