Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение и анализ литературы и документов;
сравнительный метод;
обобщение собранной информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5
1.1.Понятия, сущность и структура налоговой системы………………………….5
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в условиях Российской Федерации………………….......17
Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1 курс.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

При формировании налоговой  системы России предпринята попытка  учесть разработанные ранее налоговой  практикой зарубежных стран принципы налогообложения. Однако в силу сложных социально-экономических условий они не могли в полном объеме лечь в основу российской налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в части I Налогового кодекса, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах[1; ст.3].

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4.  Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

 

7. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить

 

8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов

В РФ установлена трехуровневая  налоговая система. Трехуровневый  характер действующих налогов и  сборов, закрепленный в ст.ст. 13-15 части  первой Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется территориальным  устройством РФ.[1; ст.13-15] Налоги подразделяются на:

    1.Федеральные  налоговые платежи. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на определенные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на производство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор на право  пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы

   2. Региональные  налоговые платежи. К ним относятся:

    • налог на имущество организации;
    • налог на недвижимость;
    • дорожный налог;
    • транспортный налог;
    • налог с продаж;
    • налог на игорный бизнес;
    • региональные лицензионные сборы.

3.Местные налоговые  платежи. К ним относят:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу;
    • налог на наследование или дарение;
    • местные лицензионные сборы.

 

Как уже было сказано  выше, налоговая система РФ функционирует на основании Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следующих задач: [3; с.161]

  • систематизацию норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему;
  • устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;
  • изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;
  • реальное обеспечение налоговой нагрузки на экономику;
  • перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;
  • построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;
  • развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем  кардинального изменения налоговой  системы, а путем ее эволюционного  преобразования, устранения имеющихся  недостатков и ликвидации внутрисистемных перекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены основные налоги – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги, формирующие основу российской налоговой системы.

К сожалению, Налоговый  кодекс сохраняет принципиальные недостатки действующей налоговой системы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). В то же время он позволяет, во-первых, внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования экономического роста; во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации; в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятия, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет большей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации

2.1. Классификация  налогов в Российской Федерации

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации на определенной основе.

Классификация налогов  – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов  в соответствии с однородными  признаками. Назначение классификации  налогов определяется потребностями  четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.[3; с.154]

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагается имущество, выручка, процесс извлечение прибыли (дохода). Среди прямых налогов выделяют: личные прямые и реальные прямые.

Личные прямые налоги – это налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество  юридических и физических лиц. Они  уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. К основным из них относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций; налоги с наследства или дарения и др.

Реальными прямыми налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. Ими облагаются отдельные виды имущества (собственности) налогоплательщика (дом, земля, денежный капитал и т. д.). При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается, а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Косвенные налоги связаны  с экономическим потенциалом  налогоплательщика лишь косвенно, они  взимаются через цену товара и  вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций. Косвенный налог оплачивается конкретным потребителем товара, а непосредственная связь между потребителем и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения является обязательное наличие посредника между государством и реальным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на акцизы, фискальные монополии (налог с оборота), таможенные пошлины.

Акцизы – косвенные  налоги на товары и услуги, которые  производятся частными предприятиями. Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота.

Второй вид косвенных  налогов -  фискальная монополия -  монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, предусматривает чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных  налогов -  налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

  1. по видам – на экспортные, импортные, транзитные;
  2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок);
  3. по экономической роли- на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышение пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений – льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

В общем плане необходимо подчеркнуть, что в настоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна.

Согласно ст.12 Налогового Кодекса Российской Федерации, в  зависимости от органа взимания налога и распоряжения его суммой все  налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.[1; ст.12]

Федеральными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются  ст. 13 Налогового Кодекса Российской Федерации обязательны к уплате на всей территории РФ. К федеральным  налогам и сборам относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами живого мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными(представительными) органами государственной власти субьектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативным  правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Кодексом.

Кроме того, не могут устанавливаться  федеральные, региональные  или местные  налоги и сборы, не предусмотренные  Кодексом.

В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоги,  они делятся на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают  в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.

Информация о работе Налоги и налогообложение