Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение и анализ литературы и документов;
сравнительный метод;
обобщение собранной информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5
1.1.Понятия, сущность и структура налоговой системы………………………….5
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в условиях Российской Федерации………………….......17
Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1 курс.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5

1.1.Понятия, сущность  и структура налоговой системы………………………….5

1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14

1.3. Налогообложения в  условиях Российской Федерации………………….......17

Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23

2.1 Классификация налогов  в Российской Федерации…………………………..23

2.2. Практический анализ  сбора налогов в Калужской  области………………...29

Заключение………………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………………………..37

Приложения…………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 По мере развития  товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

Роль налогов в современной  экономической системе очень  велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, как было сказано выше. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Необходимость налогов  предопределена комплексом объективных  факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального  характера.

Итак, в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, главной статьей бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Проблемам налогов и  современной налоговой системе Российской Федерации уделяются сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют уровень жизни современного общества. Кроме того, успешно решая данные проблемы, государство через налоги может успешно решать экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.

Задачи курсовой работы:

    1. рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
    2. проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

    • изучение и анализ литературы и документов;
    • сравнительный метод;
    • обобщение собранной информации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы

1.1. Понятия,  сущность и структура налоговой  системы

Налоги - сложная стоимостная  категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством.[3; с.145]

С одной стороны, государство  не может существовать без взимания налогов. С другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.

          Первоначально налоги носили  временный нерегулярный характер  и назывались auxilia (лат. помощь). Они существовали наряду с такими формами доходов государства, как дань с побеждённых народов, домены (государственное имущество, которое имеет назначение приносить доход казне), регалии (промысловые источники дохода, которыми  государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, не допускается частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю). Введение нового налога было, как правило, связанно с появлением каких-либо дополнительных расходов государства. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов. Сегодня наряду с налогами доходы государства формируются так же за счёт внутренних и внешних займов, доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования государственной собственности. Однако, доля налоговых поступлений в доходах бюджетов государств в конце ХХ в. достигала 80 - 90%.

         В ХV-XVI вв. налоги рассматривались  исключительно с позиции частной  собственности, и их содержание  сводилось к изъятию части  доходов. Налоги допускались лишь в экстраординарных случаях.

         В XVII-XVIII вв. различные экономические теории рассматривали налоги как сделку обмена: граждане платят налоги в обмен на услуги государства (защита от внешних врагов, охрана личной безопасности и имущества граждан). Развитие государства в XIX в привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство начало производить разнообразные материальные и нематериальные ценности.

         В XX вв. расширился круг государственных услуг, в основном за счёт проведения социальной и экологической политики. Услуги, предоставляемые государством своим гражданам, по природе своей считаются благами общественными и неделимыми, которыми можно пользоваться сообща. Поэтому в XIX в. налоги стали рассматриваться как принудительный, безэквивалентный платёж. Невозможно жить в государстве и не пользоваться его услугами. Государство законодательно устанавливает обязанность уплачивать установленные налоги.

        Однако характер предоставляемых  государством услуг (национальная безопасность, обеспечение правопорядка, соблюдение законности, борьба с эпидемиями, развитие фундаментальных научных исследований и др.) таков, что невозможно оценить их стоимость для каждого отдельного человека.

       Согласно  ст. 8 Налогового кодекса РФ:  «Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[1; ст.8]

       Первый  сущностный признак налога –  императивность, т.е. предписание  налогоплательщику со стороны  государства, требование обязательности налогового платежа. При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

       Второй  признак - смена собственника. Через  налоги доля частной собственности  (в денежной форме) становится  государственной или муниципальной,  образуя бюджетный фонд.

        Третий признак налогов – безвозвратность  (налоговые платежи обезличиваются  и не возвращаются конкретному  плательщику) и безвозмездность  (плательщик не получает за  выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак отличает налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций.

        Экономическая сущность налога  заключается в безвозмездном  изъятии государством части валового  национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. [3; с.148]

Социально-экономическое  содержание налогов раскрывается в их функциях. Выделяют четыре основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую).  Все они, проявляясь во взаимосвязи, формируют комплексную воспроизводительную функцию налогов.[5;с.361]

Фискальная функция проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и его организации, а также в использовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджетов и других общегосударственных  и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

Реализация этой функции  сопровождается осуществлением других функций, прежде всего перераспределительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в процессе финансирования направляются на те или иные цели – содержание органов управления, оборону, просвещение и науку, здравоохранение и т.д..

Контрольная функция  налогов осуществляется налоговой  службой. Несмотря на довольно жесткий  контроль налоговых платежей, по оценкам  экспертов, собираемость налогов в последние годы в России составляет примерно 2/3 сумм, которые возможны к поступлению.

Особая роль в налогообложении  отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым  отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде экономического рычага стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами, установления необходимых пропорций в развитии экономики, т.е. в качестве стимула экономического развития.

       Таким  образом, сущность налога едина, но практические формы её воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и конечных целей.[4; с.113]

       Налоговая  система - совокупность всех налогов,  методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. Понятия «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.[3; с.150]

Налог – это сложная  система отношений, включающая ряд  взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное  юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.

Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.[1; ст.3]

Хотя структура налогов  различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение.

Выделяют следующие  виды элементов налога:

  1. Основные элементы – это те элементы, отсутствие которых делает налог не установленным;
  2. Дополнительные элементы – это элементы, отсутствие которых не освобождает плательщика от налогового обязательства;
  3. Специфические элементы – могут быть свойственны конкретным видам налогов.

 

К основным элементам  налога относятся:

  1. Объект налога -  совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющие реальную денежную оценку, и т.п.), подлежащая налогообложению в законодательном порядке. Объектом обложения могут быть реализации товаров, работ, услуг, имущества плательщика, прибыль, доход и иной объект обложения, установленные в законодательстве о налогах и сборах.
  2. Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенные на него обязательства по уплате налогов.
  3. Налоговая база – часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется налоговая ставка.
  4. Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения.

Информация о работе Налоги и налогообложение