Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты налогов, то есть сущность, структуру налоговой системы, различные классификации налогов, а так же принципы построение налоговой системы;
проанализировать сбор налогов в Калужской области за 2010-2011 г.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение и анализ литературы и документов;
сравнительный метод;
обобщение собранной информации.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы……………………………………………………………………………....5
1.1.Понятия, сущность и структура налоговой системы………………………….5
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в условиях Российской Федерации………………….......17
Глава 2. Анализ практики налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………….23
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения…………………………………………………………………………38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Концептуальные основы формирования
налоговой системы……………………………………………………………
1.1.Понятия, сущность
и структура налоговой системы…
1.2. Характеристика принципов построения налоговой системы……………....14
1.3. Налогообложения в
условиях Российской Федерации…
Глава 2. Анализ практики налогообложения
в Российской Федерации………………………………………………………
2.1 Классификация налогов в Российской Федерации…………………………..23
2.2. Практический анализ сбора налогов в Калужской области………………...29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложения……………………………………………………
Введение
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно из основных
условий существования
Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
По мере развития
товарно-денежных отношений
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, как было сказано выше. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.
Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера.
Итак, в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, главной статьей бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Проблемам налогов и современной налоговой системе Российской Федерации уделяются сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют уровень жизни современного общества. Кроме того, успешно решая данные проблемы, государство через налоги может успешно решать экономические, социальные и другие общественные проблемы.
Цель данной работы – исследовать вопросы, связанные с принципами становления налоговой системы.
Задачи курсовой работы:
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
Глава 1. Концептуальные основы формирования налоговой системы
1.1. Понятия,
сущность и структура
Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством.[3; с.145]
С одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов. С другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.
Первоначально налоги носили
временный нерегулярный
В ХV-XVI вв. налоги рассматривались
исключительно с позиции
В XVII-XVIII вв. различные экономические теории рассматривали налоги как сделку обмена: граждане платят налоги в обмен на услуги государства (защита от внешних врагов, охрана личной безопасности и имущества граждан). Развитие государства в XIX в привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство начало производить разнообразные материальные и нематериальные ценности.
В XX вв. расширился круг государственных услуг, в основном за счёт проведения социальной и экологической политики. Услуги, предоставляемые государством своим гражданам, по природе своей считаются благами общественными и неделимыми, которыми можно пользоваться сообща. Поэтому в XIX в. налоги стали рассматриваться как принудительный, безэквивалентный платёж. Невозможно жить в государстве и не пользоваться его услугами. Государство законодательно устанавливает обязанность уплачивать установленные налоги.
Однако характер
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[1; ст.8]
Первый
сущностный признак налога –
императивность, т.е. предписание
налогоплательщику со стороны
государства, требование
Второй
признак - смена собственника. Через
налоги доля частной
Третий признак налогов –
Экономическая сущность налога
заключается в безвозмездном
изъятии государством части
Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях. Выделяют четыре основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Все они, проявляясь во взаимосвязи, формируют комплексную воспроизводительную функцию налогов.[5;с.361]
Фискальная функция проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и его организации, а также в использовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджетов и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.
Реализация этой функции сопровождается осуществлением других функций, прежде всего перераспределительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в процессе финансирования направляются на те или иные цели – содержание органов управления, оборону, просвещение и науку, здравоохранение и т.д..
Контрольная функция налогов осуществляется налоговой службой. Несмотря на довольно жесткий контроль налоговых платежей, по оценкам экспертов, собираемость налогов в последние годы в России составляет примерно 2/3 сумм, которые возможны к поступлению.
Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде экономического рычага стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами, установления необходимых пропорций в развитии экономики, т.е. в качестве стимула экономического развития.
Таким образом, сущность налога едина, но практические формы её воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и конечных целей.[4; с.113]
Налоговая
система - совокупность всех налогов,
методы и принципы их построени
Налог – это сложная
система отношений, включающая ряд
взаимодействующих
Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.[1; ст.3]
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение.
Выделяют следующие виды элементов налога:
К основным элементам налога относятся: