Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных

экономических наук.

Содержание

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

2 Цели национальной экономики

3 Занятость населения, как фактор экономики.

4 Структура национальной экономики, ее виды.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Содержани7.docx

— 112.42 Кб (Скачать)

   межгосударственные   —   между   отдельными   государствами   на   основе

 международного  разделения труда.

  Макроэкономические  пропорции  можно  также   классифицировать  по   форме

отображения: натурально-вещественные, стоимостные,  распределения  трудовых

ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение  между

производством и  потреблением отдельных  видов  продукции,  например,  между

производством и  потреблением стали, проката,  тракторов,  сахарной  свеклы.

Анализ   натурально-вещественных   пропорций   осуществляется   с   помощью

материальных балансов.

  Стоимостные  пропорции показывают соотношения  между отдельными  элементами

стоимости  ВНП:  денежной  выручкой,  доходами  в  сферах  материального   и

нематериального   производства,   доходами   предприятий,   государства    и

населения.   Пропорции   распределения   трудовых   ресурсов   характеризуют

соотношения трудовых ресурсов между  производственной  и  непроизводственной

сферами, городом  и деревней,  отдельными  отраслями  и  регионами  и  т.  п.

Изменения в распределении  трудовых  ресурсов  обусловлены  демографическими

причинами, структурной  и инвестиционной политикой,  кризисными  явлениями  в

экономике и другими  факторами.

   К главным  пропорциям в национальной экономике  можно отнести,

   во-первых,  пропорции  между  I  и   II   подразделениями   материального

производства. Они  характеризуются соотношением объемов  производства средств

производства и  предметов  потребления  в  ВНП,  численностью  работающих  в

каждом из  этих  подразделений,  стоимостью  их  основных  производственных

фондов.

   во-вторых,  пропорции  между   фондами   накопления   и   потребления   в

национальном  доходе.  От  этих  пропорций   зависят   темпы   расширенного

воспроизводства, решение  социальных и производственных задач.

  Каждая  национальная  экономика  стремится  к   установлению   оптимальных

пропорций,  обеспечивающих  наиболее  полное  удовлетворение   общественных

потребностей при  наименьших затратах  живого  и  овеществленного  труда.  С

точки зрения воспроизводства  оптимальные пропорции означают качественное  и

количественное соответствие между структурой общественного  производства  и

структурой общественных потребностей.

  Можно  выделить  следующие  устойчивые  тенденции   изменения   пропорций,

присущие большинству  национальных экономик:

  1) повышение технического  уровня  производства,  проявляющееся   в  росте

     фондовооруженности   труда,    количестве    сырья    и    материалов,

     перерабатываемых  работниками,  что   ведет   к   опережению   объемов

     производственных  фондов по отношению к численности  работающих;

  2) опережающее  развитие  электроэнергетики,  машино-  и  приборостроения,

     химической  промышленности и других наукоемких  отраслей;

  3) увеличение  доли непроизводственной  сферы   по  сравнению  с  отраслями

     материального  производства;

  4) опережающее  развитие  обрабатывающей  промышленности  по  отношению  к

     добывающей;

  5)  расширение  участия  в  международном   разделении   труда,   которое

     выражается  в  более  быстром  увеличении  внешнеторгового  оборота   по

     сравнению  с ростом производства в стране. 
 
 

  2.1 Проблемы сбалансированности  национальной экономики. 

  Сбалансированность  национальной  экономики  означает  соответствие  между

взаимосвязанными  отраслями,  между  объемами   производимых   продуктов   и

потребностями    в     них.     Основу     сбалансированности     составляет

пропорциональность.  Сбалансированность  и  пропорциональность  в   реальной

действительности  обычно  неустойчивы  и  постоянно  нарушаются.   Например,

экономический  рост  ведет  к   установлению   новых   пропорций   и   новой

сбалансированности.  Поскольку  полного  соответствия  между   отраслями   в

реальной жизни  не бывает, существует постоянная необходимость  в  поддержании

сбалансированности  путем корректировки пропорций  между  отдельными  сферами

экономики, а также  внутри них. В материальном производстве для этого  нужно,

прежде   всего,   обеспечить   соответствие   между    первым    и    вторым

подразделениями, т.е. между производством средств  производства  и  предметов

потребления. Если такое  соответствие будет нарушено, то I  подразделение  не

сможет  обеспечить  средствами  производства   оба   подразделения,   а   II

подразделение —  предметами потребления занятых  и дополнительно  привлекаемых

работников обоих  подразделений.

   В национальной  экономике РБ и других стран  СНГ  преобладает  производство

средств производства, характеризующееся  высокой  капитало-,  материало-  и

энергоемкостью.  Это  является  основной  причиной  избыточного  спроса  на

инвестиции, сырье  и  материалы.  В  результате  производственный  потенциал

государств СНГ  в  совокупности  превосходит  США,  а  уровень  жизни  —  в

несколько раз ниже. Кроме того, по  сравнению  с  развитыми  странами  наша

национальная экономика  отличается  малым  удельным  весом  нематериального

производства.

   На сбалансированность  национальной экономики республики  влияет  скудность

 топливных природных,  ресурсов, сырья для некоторых  отраслей промышленности,

 собственной металлургической  базы.  Поэтому  в  республике  ввоз  сырья  и

 комплектующих   преобладает  над  вывозом   продукции,   причем   2/3   ввоза

 составляют каменный  уголь, нефть,  черные  металлы,  зерно,  хлебопродукты,

 цемент.  Вывозятся   же   в   основном   сложные   изделия   обрабатывающей

 промышленности  и сельскохозяйственные продукты.

  К  прежним   проблемам  сбалансированности  национальной  экономики  нашей

республики добавились новые, связанные с  ломкой  сложившихся  пропорций  в

связи со структурным  кризисом и  распадом  СССР.  Кроме  того,  переход  от

административно-командной  системы  к  рыночной  в   значительной   степени

обусловил  деформацию   всего   воспроизводственного   цикла,   включающего

производство,   распределение,   обмен,    потребление.    Эти    пропорции

устанавливались внутри единой  страны,  а  сейчас  для  таких  относительно

небольших  республик,  как   Беларусь,   они   превратились   во   внешние,

межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются  не  самой

республикой, а вне  ее, на основе межгосударственных договоров.

   В период  перехода к рынку национальная  экономика Беларуси характеризуется

всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение  хозяйственных  связей

нарушили товарно-денежную сбалансированность,  баланс  денежных  доходов  и

расходов населения, торговый баланс с  другими  странами,  прежде  всего  с

Россией  и  т.  п.  Необходима  структурная  перестройка,  проявляющаяся  в

преобразовании  национальной  экономики  в  соответствии  с   потребностями

республики и запросами  мирового  рынка.  Для  Беларуси  в  настоящее  время

характерны   снижение   численности   населения,   его   постарение,   рост

заболеваемости,   инвалидности,   серьезные    проблемы    в    медицинском

обслуживании,  появление  новых  видов  вынужденной  миграции.  Неустойчива

динамика  реформирования  отношений  собственности,  медленно   развивается

предпринимательство,  а  также  реформирование  трудовых  отношений.   Есть

просчеты в государственном  регулировании  экономики  и  социальной  сферы;

высок уровень инфляции  и  девальвации  белорусского  рубля;  недостаточное

финансирование   образования,   науки,   культуры;   ограничены   средства,

выделяемые на внедрение  ресурсосберегающих  и  малоотходных  технологий,  а

также на преодоление  последствий  чернобыльской  катастрофы.  Все  это  не

способствует     устойчивому     человеческому     развитию.      Снижается

продолжительность жизни, около 1/3  населения  живет  за  чертой  бедности,

около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров  получает пенсии

ниже прожиточного минимума. Почти  треть  населения  проживает  в  сельской

местности и в  малых городских поселениях с  числом  жителей  менее  10  тыс.

человек  и   не   имеет   даже   минимума   современного   комфорта   среды

жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская  и

социальная  защита   населения,   проживающего   в   зонах   радиоактивного

загрязнения.   Высок   уровень   преступности,   расширилось   влияние   ее

организованных форм - коррупции, наркобизнеса. 
 
 

3.Современный подход  к проблеме планирования и  прогнозирования

   национальной  экономики. 

     На  протяжении  многих  десятилетий   макроэкономическое   планирование

зарубежными    исследователями     противопоставлялось     централизованному

планированию,   а   рынок   —   плану.   Считалось,   что    для    развитых

капиталистических стран, использующих систему  рыночных  отношений,  присуще

макроэкономическое  планирование, а советской экономике  —  централизованное.

При этом особая роль централизованного  планирования  виделась  в  том,  что

посредством составления  и реализации текущих и перспективных  планов в  жизнь

воплощались  приоритеты  и  решения  государственных  органов  управления  и

директив правящих партий. Несмотря на то, что за  последние  годы  произошли

радикальные изменения  в экономике и политике бывших социалистических  стран,

отношение   к   централизованному   планированию   осталось   прежним:   оно

отождествляется   с   командно-административной   системой   хозяйствования.

Переход  к  рыночной  структуре  экономики   ассоциируется  с   обязательным

разрушением  системы   централизованного   планирования.   Это   рекомендуют

странам, переходящим  к рыночной  экономике,  и  МВФ,  и  Международный  банк

реконструкции  и  развития.   Причем   эти   рекомендации   превращаются   в

обязательные условия  в случае обращения за кредитами.  Правительства  данных

Информация о работе Национальная экономика