Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных
экономических наук.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
2 Цели национальной экономики
3 Занятость населения, как фактор экономики.
4 Структура национальной экономики, ее виды.
Заключение.
межгосударственные — между отдельными государствами на основе
международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме
отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых
ресурсов. Натурально-вещественные
пропорции характеризуют
производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между
производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы.
Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью
материальных балансов.
Стоимостные
пропорции показывают
стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и
нематериального производства, доходами предприятий, государства и
населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют
соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной
сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п.
Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими
причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в
экономике и другими факторами.
К главным
пропорциям в национальной
во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального
производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств
производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в
каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных
фондов.
во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в
национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного
воспроизводства, решение социальных и производственных задач.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных
пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных
потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С
точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и
количественное соответствие между структурой общественного производства и
структурой общественных потребностей.
Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций,
присущие большинству национальных экономик:
1) повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте
фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов,
перерабатываемых работниками, что ведет к опережению объемов
производственных
фондов по отношению к
2) опережающее развитие электроэнергетики, машино- и приборостроения,
химической
промышленности и других
3) увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями
материального производства;
4) опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к
добывающей;
5) расширение участия в международном разделении труда, которое
выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по
сравнению
с ростом производства в
2.1 Проблемы сбалансированности
национальной экономики.
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между
взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и
потребностями в них. Основу сбалансированности составляет
пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной
действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например,
экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой
сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в
реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании
сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами
экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно,
прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым
подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов
потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не
сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II
подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых
работников обоих подразделений.
В национальной экономике РБ и других стран СНГ преобладает производство
средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и
энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на
инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал
государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни — в
несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша
национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального
производства.
На сбалансированность
национальной экономики
топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности,
собственной металлургической базы. Поэтому в республике ввоз сырья и
комплектующих преобладает над вывозом продукции, причем 2/3 ввоза
составляют каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, хлебопродукты,
цемент. Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей
промышленности
и сельскохозяйственные
К прежним проблемам сбалансированности национальной экономики нашей
республики добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в
связи со структурным кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от
административно-командной системы к рыночной в значительной степени
обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего
производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции
устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно
небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние,
межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не самой
республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.
В период
перехода к рынку национальная
экономика Беларуси
всеобщей
нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и
расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с
Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в
преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями
республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время
характерны снижение численности населения, его постарение, рост
заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском
обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива
динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается
предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть
просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы;
высок уровень инфляции и девальвации белорусского рубля; недостаточное
финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства,
выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а
также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не
способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается
продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности,
около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии
ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской
местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс.
человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды
жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и
социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного
загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее
организованных форм
- коррупции, наркобизнеса.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной
экономики.
На протяжении многих десятилетий макроэкономическое планирование
зарубежными исследователями противопоставлялось централизованному
планированию, а рынок — плану. Считалось, что для развитых
капиталистических стран, использующих систему рыночных отношений, присуще
макроэкономическое планирование, а советской экономике — централизованное.
При этом особая роль централизованного планирования виделась в том, что
посредством составления и реализации текущих и перспективных планов в жизнь
воплощались приоритеты и решения государственных органов управления и
директив правящих партий. Несмотря на то, что за последние годы произошли
радикальные изменения в экономике и политике бывших социалистических стран,
отношение к централизованному планированию осталось прежним: оно
отождествляется с командно-административной системой хозяйствования.
Переход к рыночной структуре экономики ассоциируется с обязательным
разрушением системы централизованного планирования. Это рекомендуют
странам, переходящим к рыночной экономике, и МВФ, и Международный банк
реконструкции и развития. Причем эти рекомендации превращаются в
обязательные условия в случае обращения за кредитами. Правительства данных