Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных

экономических наук.

Содержание

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

2 Цели национальной экономики

3 Занятость населения, как фактор экономики.

4 Структура национальной экономики, ее виды.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Содержани7.docx

— 112.42 Кб (Скачать)

трудно ожидать  эффективности  производства  и  высокой  скорости  денежного

оборота.

Правительство  осуществляет  анализ,  контроль  и  регулирование  процессов

кругооборота  материальных  и  денежных  ресурсов  в  секторах   экономики,

используя фискальную политику - урезая с помощью  налогов  потребление  или

сбережения в секторе  домашних хозяйств. Оно регулирует расходы  на  частные

инвестиции  через  государственные  займы  и  ограничения  коммерческих   и

банковских кредитов.  С  помощью  государственных  расходов  на  содержание

армии,  судов,  органов  охраны  общественного  порядка,  на   «бесплатное»

лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог  и  прочее

правительство  урезает  и  конечное  потребление  в  домашних   хозяйствах.

Посредством  так  называемых  трансфертных  платежей  (пенсий,  пособий  по

безработице, пособий  на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку

домашних  хозяйств.  Только  правительство  с   помощью   денежно-кредитной

политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.

В практику управления национальной экономикой сегодня прочно  вошел  термин

«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют  место отношения  со

многими  экономическими  субъектами,  не   подпадающими   под   определение

самостоятельного  субъекта  хозяйствования.   Таковы,   например,   филиалы

предприятия, профсоюзные  органы, бюджетные учреждения и т.д. Более  широким

понятием, которое  используется в СНС, является «институциональная единица».

В экономике это  юридическое или физическое лицо, которое  может  от  своего

имени владеть  активами  (имуществом),  принимать  на  себя  обязательства,

осуществлять экономическую  деятельность и хозяйственные операции с  другими

институциональными  единицами.

Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются  институциональными  единицами

на микроэкономическом уровне.

Денежная масса  в стране зависит от скорости обращения  денег, уровня  цен  и

величины реального  НП. Это выражено в классическом уравнении обмена:

                                                                    МV = РУ, 

где М - денежная масса  в обращении;

V - скорость обращения  денег;

Р - индекс цен на готовые товары и услуги;

У - реальный национальный продукт. 

Преобразованное  данное уравнение:

                                  М = РY/V. 

Количество денег  в обращении прямо пропорционально  росту номинального НП  и

обратно пропорционально  скорости обращения денег.

На основе уравнения  обмена можно сделать многие важные выводы  относительно

анализа  макроэкономики  на  правительственном  уровне,  в  том  числе   по

управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим  ростом.  Особенно  важно

учитывать структурные  изменения в производстве и  распределении  НП.  Здесь

главенствуют деньги в качестве сбережений  -  той  части  доходов  домашних

хозяйств, которая  не используется для потребления  и уплаты  чистых  налогов

(налоги  за  вычетом   трансфертных  платежей  правительства).  В   рыночном

хозяйстве равновесие  между  сбережениями  и  инвестициями  регулируется  с

помощью  финансовых  рынков  или  рынков  денег.  Чтобы  превратить  потоки

сбережений в потоки инвестиций,  существуют  каналы  прямого  и  косвенного

финансирования. Прямой способ финансирования - это  перемещения  сбережений

от  их  собственников  к  заемщикам  путем  выпуска  ценных  бумаг:  акций,

префакций, облигаций  и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто

получают право  долевого  участия  в  собственности  на  капитал  корпорации

(фирмы). Такое   финансирование  еще  называют  капитальным.  Вторая  группа

каналов связана  с косвенным финансированием,  осуществляемым  через  особый

сектор  экономики  -  сектор  финансовых  организаций,  в  который   входят

финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые

фонды, валютные и  фондовые биржи, страховые  компании,  ссудосберегательные

компании, ипотечные  банки.  Через  финансовых  посредников  перекачивается

существенная часть  всех  денежных  потоков  сбережений  домашних  хозяйств.

Финансовые корпорации  представляют  собой  важнейший  сектор  экономики  в

условиях  рынка.  Кроме  секторов  нефинансовых   предприятий,   финансовых

организаций, домашних хозяйств и сектора  правительственных  учреждений,  в

национальной  экономике  функционирует  сектор  некоммерческих  организаций

(НКО), в который  входят не  субъекты  хозяйствования,  а  институциональные

единицы,  призванные  обслуживать   домашние   хозяйства,   в   том   числе

профессиональные,  творческие   и   другие   союзы,   партии,   религиозные

учреждения, общества,  ассоциации,  фонды  и  пр.,  т.е.  институциональные

единицы, целью деятельности которых не является  извлечение  прибыли.  Этот

сектор существует за  счет  членских  взносов,  пожертвований,  субсидий  и

других целевых  средств, получаемых из других секторов экономики.

По всем указанным  секторам  в  СНС  составляется  как  минимум  10  счетов:

производства,  образования  доходов,  первичного   распределения   доходов,

вторичного распределения  доходов, операций с капиталом, финансовый,  прочих

изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих  операций по

ВЭД, балансовый счет.

        До сих  пор  были  охарактеризованы  денежные  потоки  в  замкнутой

экономической  системе.  Однако  Беларусь   представляет   собой   открытую

экономическую систему, связанную с  иностранными  экономическими  системами

(«остальной мир») посредством экспорта и импорта  товаров и услуг,  а  также

мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта  и финансовых операций

с «остальным миром» может  способствовать  притоку  иностранного  капитала,

если экспорт товаров  и услуг превышает  их  импорт,  и  наоборот  -  оттоку

денежного капитала в валюте, если  импорт  товаров  и  услуг  превышает  их

экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме  займов  и  кредитов,

покупок и продаж ценных бумаг  приводятся  в  движение  потоки  доходов  от

собственности внутри страны и за рубежом.

Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС  как по текущим, так и

капитальным затратам в национальную экономику.

  НП  выступает   в  виде  расходов  реального   сектора  на  производство  и

инвестиции. Правительство  образует дополнительные потоки  товаров  и  услуг

для общественного  потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.

Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются  через финансовых

посредников, т.е. через  финансовые корпорации.  Следует  также  подчеркнуть

существование трех видов денежных  средств,  которые  не  идут  на  покупку

товаров и услуг, произведенных для внутреннего  рынка.  Это  чистые  налоги,

поступающие  в  распоряжение  правительства;  сбережения,   попадающие   на

финансовые рынки (рынки ценных бумаг, кредитные  и  валютные  рынки)  через

финансовых посредников  или минуя их; наконец,  компенсационные  платежи  по

импорту, которые  уходят в иностранные экономические  системы.

Эти три части  НД, не используемые на покупку товаров  и услуг, произведенных

внутри страны, носят  название «утечки». В противоположность  «утечкам»  есть

три  вида  так  называемых  инъекций.  К  инъекциям  относятся  расходы  на

финансирование   НП,   осуществляемые   непотребителями.   Речь   идет   об

инвестициях, государственных  закупках  и  денежном  покрытии  экспорта  от

«остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций  и  потребления  составляет

национальный продукт, который равен национальному  доходу.

Основой информационного  обеспечения СНС выступает первичный  статистический

и бухгалтерский  учет, его  интеграция  через  бухгалтерскую,  финансовую  и

другие виды отчетности в СНС.

 Переход к СНС   следует  рассматривать  как   длительный  поэтапный  процесс

совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического

учета  в  форму,  пригодную  для  макроэкономического  анализа  и  прогноза

развития национального  хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики.

Цель СНС - получить полную  картину  экономической  деятельности  страны  с

помощью системы  взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.

На основе СНС  необходимо решать задачи  повышения  оперативности  получения

статистических  данных  о  произведенном  ВВП,  НД,  конечном  потреблении,

валовой прибыли, национальном сбережении и др.  Можно  с  высокой  степенью

вероятности   предсказать,   что   от    годовой    периодичности    данных

макроэкономических  показателей  статистика  Беларуси  сможет   перейти   к

полугодовому, затем - к поквартальному режиму их разработки.  Это  позволит

прогнозировать  тенденции  в  социально-экономическом   развитии   секторов

экономики, отраслей и подотраслей национального  хозяйства.

Наряду с классификацией  (делением)  национального  хозяйства  по  признаку

разделения труда  и специализации производства, в  основу управления  (учета,

анализа,  регулирования)  экономикой  в  СНС  в   зависимости   от   целей,

выполняемых    институциональными    единицами,    берутся     определенные

экономические и  социальные признаки, предполагающие  деление  национального

хозяйства на секторы  экономики.  Подобное  деление  делает  сектор  главным

компонентом экономики  по  отношению  к  отрасли,  а  последняя  становится

вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов.

Бесспорно, осуществлять статистический учет и  анализ  в  разрезе  секторов

экономики  значительно  эффективнее,  чем  по  отраслям   экономики,   т.к.

становится предельно  ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть  кто»  и

какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое  развитие  страны

в целом. Только после  этого  можно  адресно  решать  проблему  регулирующих

воздействий на ту или  иную отрасль экономики в  целях  повышения  темпов  и

улучшения  пропорций  экономического  развития  государства.  Именно  таким

образом и должна быть осуществлена реорганизация

Информация о работе Национальная экономика