Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа
В настоящее время изучение мотивации и стимулирования труда работников предприятий является одним из актуальных вопросов. Это обусловлено тем, что произошли глубокие изменения систем управления в организациях, связанных с завершением перехода России на новую модель хозяйствования и закреплением ее роли в мировой экономике. В современном мире значение мотивации труда персонала вышло за рамки теоретических исследований и разработок методических рекомендаций. Для стимулирования труда персонала действует достаточно широкий арсенал методов: материальное и моральное поощрение, предоставление социальных льгот, участие в управлении, капитале, прибыли.
Введение.
1. Теоретические основы стимулирования труда.
1.1 Мотивация трудовой деятельности персонала
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала.
1.2.1 Материальное стимулирование трудовой активности.
1.2.2 Моральное стимулирование трудовой активности.
2. Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии.
2.1 Виды и анализ моральных стимулов труда.
2.2 Анализ материальных стимулов труда.
2.3 Эффективность стимулирования труда и направления по его совершенствованию
Заключение
Список литературы
Для обеспечения стимулирующей роли заработной платы в повышении уровня квалификации и продуктивности труда необходимо обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и средней. За рубежом минимальная заработная плата составляет около 40% от средней. В России в настоящее время - примерно 20%, что явно недостаточно.
На основе районных коэффициентов осуществляется государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения.
2.3Эффективность
стимулирования труда и
Предприятия должны внимательнее следить за своим имиджем на внешнем и внутрифирменном рынках рабочей силы. Именно имидж становится решающим фактором привлекательности компании, определяющим ее шансы приобретения новых кадровых ресурсов. Они повышаются у предприятий с хорошо налаженной системой стимулирования. В настоящее время активизируются разработки новых усовершенствованных систем оплаты труда. Это связано с необходимостью усиления стимулирующей функции заработной платы: повышения ее гибкости, объективности оценки достижений работников и соотношений в оплате труда разных групп. По этим причинам все большее распространение приобретают бестарифные, гибкие, доле - паевые системы и т.п.
Теория потребностей А. Маслоу и его последователей находят свое выражение в разработанных на предприятиях конкретных системах стимулирования труда. Основными формами стимулирования работников предприятий являются:
Заработная плата, характеризующая оценку вклада в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях, однако в условиях рыночной экономики руководителю предоставлено право самостоятельно решать и назначать уровень благосостояния своих работников. Заработок работника должен определяться в зависимости от уровня его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включать различные доплаты и премии. К нему должны приплюсовываться доходы от участия в прибылях и в акционерном капитале предприятия.
Система внутрифирменных льгот для работников предприятия. Например, субсидирование и льготное питание (установка на предприятии «кухни» для продажи горячих напитков и закусок); продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (10% и более); полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно; предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента; предоставление права пользования транспортом фирмы; оплата больничных листов сверх определенного уровня; страхование здоровья работников за счет предприятия; эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии, за рационализаторские предложения по повышению производительности труда и др.
Нематериальные льготы и привилегии персоналу:
предоставление права на скользящий, гибкий график работы;
предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
более ранний выход на пенсию и др.
Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников.
Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, технологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Моральное поощрение работников.
Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по повышению и совершенствованию стимуляции и мотивации труда позволят более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.
Изучение практической деятельности предприятий позволяет выделить общие характеристики совершенствования системы стимулирования труда и участия в прибылях. Они заключаются в следующем:
стимулирование в организации необходимо строить на научной основе;
в основе стимулирования должен лежать учет реальных интересов работников, как духовных, так и материальных;
непосредственная
и тесная связь с достигнутыми
успехами в работе в виде дохода
от роста прибыли, выраженного в
процентах для каждого
заранее согласованные
принципы вознаграждения за перевыполнение
плана, внесенные в систему
ограничение базовых
окладов для руководителей
принцип материального стимулирования распространяется на всех работников фирмы и носит постоянный характер;
каждая премия
вручается непосредственно
не должно быть выплат, не зависящих от результатов работы, лучше не премировать вообще никого;
никогда нельзя наказывать работника материально, если он совершил ошибку по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник на своем участке выполняет работу отлично, он должен быть поощрен;
система стимулирования
должна способствовать, возможно, более
полному раскрытию
в фирме не должно быть никаких секретных или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему;
необходимо учесть действие объективного экономического закона перемены труда, причем не только в рамках организации, но и за ее пределами;
следует гармонично сочетать нравственные начала с денежным, материальным вознаграждением работников, так, чтобы нравственность и вознаграждение усиливали друг друга.
Помимо премиальной системы должна существовать система регулярного пересмотра зарплат в два этапа: на первом зарплату пересматривает коллектив, на втором - руководитель. При желании последнего и с согласия коллектива этапы можно поменять местами. Важно отметить, что в малых и средних фирмах оплата труда руководителей не должна быть выше, чем в два раза оплаты труда ведущих специалистов, так как объем управленческой работы не настолько велик, чтобы его выражала столь большая денежная сумма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог изучению мотивации трудовой деятельности в условиях рыночной экономики и вопросов по их стимулированию, можно сделать определенные выводы.
Так, чтобы в социально-
Следует отметить, что теоретико-методологические аспекты трудовой мотивации проработаны недостаточно и требуют своего дальнейшего развития. До настоящего времени среди исследователей трудовой мотивации нет четкого представления о структуре аппарата трудовой мотивации, что оказывает негативное воздействие на формирование эффективной системы мотивации труда и не способствует ускорению социализации работника в организации.
Процессы глобализации и информатизации общества вносят коренные изменения в отношения между работником и работодателем, что выражается с, одной стороны, в меньшей защищенности работников, а с другой - в стремлении работников к большей личной и финансовой свободе, творческой реализации своего потенциала. Новые возможности современного общества порождают новые потребности и изменяют структуру мотивов работника к труду, что должно обязательно учитываться при построении эффективных систем управления трудовой мотивацией.
Система управления трудовой мотивацией персонала является неотъемлемым и важнейшим элементом всех современных зарубежных систем управления компаниями (организациями). Выбор той или иной системы управления мотивацией обусловлен выбором стратегии развития и главными целями организации.
Современные
зарубежные методики управления могут
успешно использоваться в российских
организациях лишь с учетом специфических
особенностей трудовой мотивации и
трудового поведения российских
работников, при глубоком понимании
причин возникновения этих особенностей.
Кроме того, при внедрении таких
методик следует учитывать
Также обязательным условием построения эффективной и рациональной системы управления трудовой мотивацией будет являться комплексный подход руководства организации, основанный на принципах и глубоком понимании механизма формирования трудовой мотивации, как отдельного работника, так и коллектива в целом, а также основных причинно-следственных взаимосвязей.
На практике, в целях формализации процесса принятия управленческих решений при создании системы управления трудовой мотивацией целесообразно будет применять индивидуальные карты трудовой мотивации и общую таблицу трудовой мотивации в связи с карьерным ростом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варданян И.С. Мотивация начинается там, где заканчивается воздействие приказа/ Управление персоналом. 2005. № 11.-317с.
2. Горячев С.С. Рыночные реформы и управление мотивацией труда. - М.: Маркетинг, 2005.-174с.
3. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник/В.Я. Иохин- М.: Юристъ, 2000.-861 с.
4. Нелин, Д.В. Переходная экономика. Учебное пособие по курсу «Экономическая теория»: учебное пособие / Д.В. Нелин. - Челябинск: Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ, 2004.-75с.
5. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.:1998.
6. Управление персоналом /под ред. В.А. Спивак 2000-340с.
7. Шамхалов, Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес./ Ф. Шамхалов 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2005.-714с.
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда в условиях рыночной экономики