Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа
В настоящее время изучение мотивации и стимулирования труда работников предприятий является одним из актуальных вопросов. Это обусловлено тем, что произошли глубокие изменения систем управления в организациях, связанных с завершением перехода России на новую модель хозяйствования и закреплением ее роли в мировой экономике. В современном мире значение мотивации труда персонала вышло за рамки теоретических исследований и разработок методических рекомендаций. Для стимулирования труда персонала действует достаточно широкий арсенал методов: материальное и моральное поощрение, предоставление социальных льгот, участие в управлении, капитале, прибыли.
Введение.
1. Теоретические основы стимулирования труда.
1.1 Мотивация трудовой деятельности персонала
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала.
1.2.1 Материальное стимулирование трудовой активности.
1.2.2 Моральное стимулирование трудовой активности.
2. Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии.
2.1 Виды и анализ моральных стимулов труда.
2.2 Анализ материальных стимулов труда.
2.3 Эффективность стимулирования труда и направления по его совершенствованию
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Теоретические основы стимулирования труда.
1.1 Мотивация трудовой деятельности персонала
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала.
1.2.1 Материальное стимулирование трудовой активности.
1.2.2 Моральное стимулирование трудовой активности.
2. Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии.
2.1 Виды и анализ моральных стимулов труда.
2.2 Анализ материальных стимулов труда.
2.3 Эффективность стимулирования труда и направления по его совершенствованию
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время изучение
мотивации и стимулирования труда
работников предприятий является одним
из актуальных вопросов. Это обусловлено
тем, что произошли глубокие изменения
систем управления в организациях,
связанных с завершением
Переход России к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования, а также современных методов управления персоналом.
Целью данной работы является
раскрытие теоретических
Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в области управления трудовой мотивацией работников в процессе деятельности предприятия.
Объект исследования - работники организаций, их мотивация к труду и системы управления трудовой мотивацией, с учетом закономерностей и тенденций развития современной российской экономики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
1.1 Мотивация трудовой деятельности персонала
Одной из основных проблем современной кадровой работы является проблема эффективной мотивации трудовой деятельности.
Мотивация труда формируется
еще до начала профессиональной трудовой
деятельности, в процессе социализации
индивидуума путем усвоения им ценностей
и норм трудовой морали и этики, а
также посредством личного
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.
Для эффективного функционирования
любой организации, необходимо, чтобы
было выполнено одно важное условие
- обеспечено использование каждого
работника во всём многообразии проявления
психофизиологического и
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.
Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделится основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.
Мотивы могут быть внутренними
Мотивы формируются, если:
-в распоряжении общества
имеется необходимый набор
-для получения этих
благ необходимы трудовые
-трудовая деятельность
позволяет работнику получить
эти блага с меньшими
Основными задачами мотивации являются:
- признание труда сотрудников,
добившихся значительных
- демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
- популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;
- применение различных форм признания заслуг;
- поднятия морального
состояния через
- обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.
Суть эффективной мотивации заключается в создании критериальных условий, которые призваны всесторонне регулировать трудовые отношения, представленные в виде основных теорий мотивации.
Ряд отечественных и зарубежных
исследователей рассматривают современные теор
Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
-теория потребностей Маслоу;
-теория существования, связи и роста Альдерфера;
-теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
-теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу.
Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:
-неудовлетворенные
-если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая;
-потребности, находящиеся
ближе к основанию «пирамиды»
требуют первостепенного
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей: физиологические потребности, потребность безопасности, потребность принадлежать к социальной группе, потребность признания и уважения, потребность самовыражения.
Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и его деятельность, как предоставить человеку возможность реализовать и удовлетворить свои потребности.
Теория существования, связи и роста Альдерфера считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Он считает, что таких групп существует три: потребности существования; потребности связи; потребности роста.
Теория приобретённых потребностей МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей: достижения, соучастия и властвования.
Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.
Теорию двух факторов Герцберга представляют: условия труда и мотивирующие факторы.
К факторам условий труда относятся: политика фирмы; условия работы; заработная плата; межличностные отношения в коллективе; степень непосредственного контроля за работой.
К мотивирующим факторам относятс
Факторы условий труда
связаны с окружающей средой, в
которой осуществляется работа, а
мотивации - с самим характером и
сущностью работы. Например, когда
нужно повысить работника организации
в должности, часто кажется, что
в организации нет человека, способного
занять важный пост. В таком случае
следует найти такого, который
соответствовал бы требованиям только
на 50% и дать ему эту работу. Через
некоторое время он достигнет 100%
к всеобщему удовлетворению. Но брать
человека со стороны неэффективно,
даже если он подходит на 110%, так как
даже через длительный промежуток времени
он все еще будет знакомиться
с секретами деятельности фирмы.
Также не стоит назначать на более
высокую должность работников фирмы,
имеющих большой потенциал, но низкие
результаты труда: потенциал располагает
к лени и много шансов на то, что
работник провалит порученное дело. Если
решено последовать правилу 50%, то из
имеющихся кандидатур нужно выбрать
лидера (формального или
Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
-теория ожидания Врума:
-теория справедливости Адамса;
-модель мотивации Портера - Лоулера.
Теория ожидания Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости Адамса утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
В их работе фигурируют
пять переменных: затраченные усилия,
восприятие, полученные результаты, вознаграждение,
степень удовлетворения. Согласно теории,
достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником
Вывод модели Портера - Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучаютпотребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга.
1.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала
В исследованиях современных зарубежных менеджеров, таких как Десслер Г. и Якокка Л. и отечественных учёных Егоршина А.П. и Одегова Ю.Г. понятие мотивации и стимулирования идентичны. И можно утверждать, что основная роль в деле стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определённым кадровым механизмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.
Для управления активизацией персонала необходимо постоянно контролировать процесс использования методов стимулирования на предприятии. Руководитель, который хочет управлять не «на ощупь», а делать это экономически грамотно, должен постоянно иметь перед собой точную характеристику производственных взаимоотношений на предприятии.
Такую характеристику возможно получить только на основе анализа использования методов стимулирования и выявление наиболее эффективных форм мотивации труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия.
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда в условиях рыночной экономики