Монополия как структура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Типы рынков (типы рыночных структур) различаются прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой фирмами продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Монополия как структура рынка
1.1 Рыночные структуры...........................................................................3
1.2 Чистая монополия................................................................................5
1.3 Естественные монополии....................................................................7
1.4 Административные монополии........................................................10
1.5 Барьеры для вступления в отрасль...................................................11
Глава 2. Ценообразования при монопольной власти
2.1 Монопольный спрос..........................................................................15
2.2 Определение цены и объёма производства.....................................17
2.3 Влияние налога...................................................................................20
2.4 Неправильные представления о монополистическом ценообразовании..........................................................................................................21
Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................23

Работа содержит 1 файл

Монополия как структура рынка. Принцыпы ценообразования при монопольной власти.doc

— 565.00 Кб (Скачать)

Собственность на важнейшие виды сырья. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров. “Алюминиум компани оф Америка” удержи вала свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многиё годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Одно время “Интернэшнл никель компани оф Кэнада” (называемая теперь “Инко”) контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Как отмечалось ранее, большинство из известных мировых алмазных рудников принадлежит или находится под эффективным контролем “Де Бирс компани оф Саус Эфрика”. Также очень трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен. 

Нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных действий. Привычными приемами являются поношение продукта давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес. Например хотя федеральное законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников?

Два условия

При рассмотрении барьеров для вступления в отрасль, следует обратить внимание на два важных момента.

1. Относительно  редкие. Барьеры для вступления  редко являются абсолютно непреодолимыми, действительно, это просто другой способ изложения нашего предыдущего вопроса о том, что чистая монополия является относительно редкой. Хотя, как мы видим, научно-исследовательская работа и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, технология может также подорвать существующую монопольную власть. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Вероятно, будет не большим преувеличением сказать, что монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущенного ей времени только с санкции или с помощью правительства, например монополия почтовой службы на доставку первоклассной почты.

2. Приемлемость? Мы предположили, что монополии могут быть приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях (на предприятиях общественного пользования и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. С другой стороны, наши выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают скорее на нежелательность существования предпринимательской монополии.

Имея в виду эти моменты, давайте проанализируем поведение чистого монополиста в области ценообразования и определения объема производства. Рассмотрим также проблему приемлемости монополии для общества. 
 
 

Глава 2. Ценообразования при монопольной власти

Монопольный спрос

Решающее различие между чистым монополистом и чисто  конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определенной отраслевым предложением и спросом. Конкурирующая фирма “соглашается с ценой”, может продать так много или так мало, как она хочет, по текущей рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину — свою цену— к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста — на самом деле кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца — во многом является отличной. Так как чистый монополи является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, но, напротив, является нисходящей. Существуют три следствия нисходящей кривой спроса, которые должны быть поняты.

1. Цена превышает  предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

Рисунок 26-1. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

Рисунок 26-1 является полезным при рассмотрении этого вопроса. Мы выбрали здесь две комбинации цены и количества 142 дол. - З единицы и 132 дол. — 4 единицы на кривой спроса монополиста. Понизив цену со 142 до 132 дол., монополист может продать еще одну единицу продукции и, таким образом, получить в к дохода цену четвертой единицы в 132 дол. Этот прирост обозначен вертикальным прямоугольником на рисунке 26-1. Но чтобы продать эту четвертую единицу продукции за 132 дол., монополист должен понизить цену на первые три единицы со 142 до 132 дол. Это 10-долларовое снижение на 3 единицах вызывает 30-долларовую потерю, как показано горизонтальным прямоугольником на рисунке 26-1. Общее изменение валового дохода, или, другими словами, пре дельный доход, от продажи четвертой единицы составляет 102 дол.: прирост в 132 дол. минус 30 дол. потерь.

Глядя в таблицу 26-1, мы также замечаем, что предельный доход от второй единицы продукции составляет 142 дол., а не равен ее цене 152 дол., потому что цена должна быть снижена на 10 дол. ПО сравнению с ценой первой единицы, чтобы увеличить продажи с 1 до 2 единиц. Таким образом, чтобы продать З единицы, фирма должна понизить цену со 152 до 142 дол. Получаемый в результате предельный доход будет только 122 дол. — увеличение на 142 дол. валового дохода за счет продаж третьей единицы за вычетом 10 дол. из цен первых 2 единиц продукции. Именно это является причиной, которая объясняет, почему значения предельного дохода в колонке 4 таблицы 26-1 ниже цены продукции в колонке 2 для всех уровней производства, за исключением первого. Так как предельный доход есть, по определению, прирост валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовой доход будет расти замедляющимся темпом, как показано в колонке З таблицы 26-1.

Зависимости между  кривыми спроса, предельно го дохода и валового дохода графически изображены на рисунках 26-2(а и б). Рисуя этот график, мы продолжали исходить из того, что при последовательных сокращениях цены на 10 дол, будет продаваться одна дополнительная единица (колонки 1—4 табл. 25-1), то есть 11 единиц могут быть проданы по 62 дол., 12— по 52 дол. и т. д. Кроме того что кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса (обратите внимание на определенную связь между валовым доходом и предельным доходом). Так как пре дельный доход есть, по определению,. изменение в валовом доходе, мы замечаем, что, до тех пор, пока 13 доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным

2. Тот, кто диктует  цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену и объём производства.. Монополист может продать только объем продукции за 1 единицу по цене 162 дол., только объем продукции в 2 единицы по цене в 152 дол. за штуку и т.д.

Но все это  не означает, что монополист “свободен” от рыночных сил в установлении цены и объема производства или что покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж и наоборот, низкие цены- с большими объемами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж  или увеличить продажи без назначения более низкой цены. 

3. Ценовая эластичность. Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для нашего третьего вывода. Тест на валовой доход показывает нам, что, когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Также, когда спрос является неэластичным, падение цены уменьшит валовой доход. Начиная с верхнего конца кривой спроса на рисунке 26-2, заметьте, что для всех сокращений цены со 172 дол. до приблизительно 82 дол. валовой доход - увеличивается (и предельный доход, следовательно, является положительным). Это означает, что спрос является эластичным в этом ценовом диапазоне. Напротив, при падении цены ниже 82 дол. валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным), что указывает на то, что спрос неэластичен.

Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит  в следующем: что монополист никогда не выберет такую комбинацию цена — количество, при которой валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его— кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена — количество на эластичном отрезке. При понижёнии цены до неэластичной области валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки означают уменьшение прибыли.

Вопрос, который  теперь встает, таков: какую определенную комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? Это зависит не только от спроса и данных о предельном доходе, но также и от издержек.

 

Определение цены и  объема производства

 Если  в условиях совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

 Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р>МR.

 Для правильного понимания ценовой  стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. главу З).

 Приведем  пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р до 100 долл. (Р При этом спрос растет с 4 единиц ( до б единиц (Су). Убытки от снижения цены равны (Р1 – Р2)Q1 = (110 – 100) × 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит ( Q2 – Q1) Р2 = (6 – 4) × 100 = 200 долл. (рис. 7—З). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

   

 В общем  виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы ручки (см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

 

 В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (си рис. 7—5):

 

  В точке Е достигается равновесный  объем производства Qe и равновесная цена Pe. Площадь 0ВЕQe соответствует величине издержек производителей, РеВЕ — составляет прибыль производителей, а АРeЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

Информация о работе Монополия как структура рынка