Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:05, реферат
Типы рынков (типы рыночных структур) различаются прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой фирмами продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.
Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Монополия как структура рынка
1.1 Рыночные структуры...........................................................................3
1.2 Чистая монополия................................................................................5
1.3 Естественные монополии....................................................................7
1.4 Административные монополии........................................................10
1.5 Барьеры для вступления в отрасль...................................................11
Глава 2. Ценообразования при монопольной власти
2.1 Монопольный спрос..........................................................................15
2.2 Определение цены и объёма производства.....................................17
2.3 Влияние налога...................................................................................20
2.4 Неправильные представления о монополистическом ценообразовании..........................................................................................................21
Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................23
Содержание
Введение......................
Глава 1. Монополия как структура рынка
1.1 Рыночные
структуры.....................
1.2 Чистая
монополия.....................
1.3 Естественные
монополии.....................
1.4 Административные
монополии.....................
1.5 Барьеры
для вступления в отрасль.......................
Глава 2. Ценообразования при монопольной власти
2.1 Монопольный
спрос.........................
2.2 Определение
цены и объёма производства....
2.3 Влияние
налога........................
2.4 Неправильные
представления о монополистическом ценообразовании...............
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Анализ чистой
монополии важен, потому что изучение
чистой монополии, полезно с той точки
зрения, что оно дает возможность понять
более реальные рыночные структуры монополистической
конкуренции и олигополии. Чтобы лучше
изучить все стороны чистой монополии,
необходимо разобраться в её структуре,
рассмотреть её виды, признаки, основу
и поведение чистой монополии в области
цен и производства. Как определяется
чистая монополия? Какие условия лежат
в основе ее существования? Как поведение
монополии в области цен и выпуска выглядит
в сравнении с поведением в этой же области
чисто конкурентной отрасли? Иначе говоря,
достигают ли монополисты эффективности
распределения ресурсов и производственной
эффективности, как при чистой конкуренции?
Глава 1. Монополия как структура рынка
Типы рыночных структур
Типы рынков (типы рыночных структур) различаются прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой фирмами продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.
Исходя из перечисленных критериев, выделяют четыре типа рынков: чистая, или совершенная, конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Последние три типа называют рынками несовершенной конкуренции.
К отраслям
совершенной конкуренции
Рынки, на которых продавцы имеют и используют свою возможность влиять на рыночную цену, называют рынками несовершенной конкуренции. На таких рынках продавцы могут влиять на рыночную цену ограничивая свой собственный объем производства. Поэтому на несовершенно конкурентных рынках продавцы обладают некоторой властью над рынком (рыночной, или монопольной, властью). В зависимости от силы рыночной власти несовершенно конкурентные рынки можно подразделить на рынки монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Рынкам монополистической конкуренции присущ слабый элемент рыночной власти. В отличие от совершенной конкуренции, фирмы на рынках монополистической конкуренции выпускают дифференцированную продукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими основными чертами: на рынке присутствует относительно большое число мелких независимых друг от друга фирм (но меньшее, чем в условиях совершенной конкуренции), доля каждой фирмы на рынке невелика; эти фирмы производят разнообразную продукцию и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Вступление новых фирм в отрасль не является сложным, барьеры все же существуют, но легко преодолимы. Доступ к информации о ценах, технологиях, вероятной прибыли открыт. Фирмы на рынках монополистической конкуренции могут оказывать слабое воздействие на рыночную цену. Примером может служить сфера услуг, рынки быстрого питания, ресторанный бизнес, химчистки, прачечные, ателье и т.п.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. На рынках олигополии всегда существует либо один ярко выраженный лидер, либо несколько лидеров, ценовая политика которых является ориентиром для более мелких фирм, работающих на таких рынках. Для олигополии характерно существование ограничений по вхождению новых фирм в отрасль.
Эти ограничения связаны с эффектом масштаба, высокими расходами, необходимыми для начала деятельности, а также жесткими критериями лицензирования. Высокие барьеры для входа в отрасль являются и следствием действий, предпринимаемых ведущими фирмами с тем, Чтобы не допустить новых конкурентов. Информация закрыта от конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объемам продаж. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. По принципу олигополии функционируют российские нефтяные и газовые рынки, автомобильные рынки, средств связи и т.п. Например, на российском рынке мобильной связи присутствуют несколько крупных компаний: «Билайн», МТС, «Мегафон» и др. Как только одна из этих компаний начинает предлагать потребителям более низкие цены, другие тут же следуют за ней.
На рынке чистой монополии одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Вход новых фирм в отрасль. чистой монополии полностью заблокирован. Информация также полностью под контролем монополиста. Понятие чистой (совершенной) конкуренции, как уже отмечалось, обычно является абстракцией. Редко встречаются рынки, где предлагаемая продукция является абсолютно однородной и все фирмы не имеют ни малейших особенностей. Чистая монополия также редкое явление. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Реальные рыки находятся между чистой конкуренцией и чистой монополией, тяготея к тому или иному типу.
Таким
образом, на рынках совершенной конкуренции
рыночная власть отсутствует. Отдельные
фирмы приобретают рыночную власть на
рынках монополистической конкуренции,
эта власть усиливается на рынках олигополии
и становится абсолютной на рынках чистой
монополии.
Чистая монополия
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия “фирма” и “отрасль” совпадают. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Чистая монополия — это абстрактная модель рынка. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция полностью отсутствует даже «Газпром» контролирует не 100%, а 98% производства газа в России. И, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как “Ксерокс”, “Истман Кодак”, “Интернэшнл Бизнес Машин” (1ВМ), “Сони” и т. д. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “Де Бирс”, которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социалистического направления дали массу красочных описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона “Империализм” (1902 г.), Р. Гильфердинга “Финансовьгй капитал” (1910 г.), Н. И. Бухарина “Мировое хозяйство и империализм” (1915 г.) и В. И. Ленина “Империализм как высшая фаза капитализма” (1916 г.). Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и “нечестная конкуренция” в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, входе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Анализ модели
рынка абсолютной монополии помогает
найти ответ на ряд принципиальных вопросов,
понять, что лежит в основе формирования
цен на неконкурентных рынках, чем руководствуются
фирмы при выборе объемов продаж и т.д.
Естественные монополии
В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям. В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима.
При некоторых условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более отвечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями технологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услуга автобусов в данной графической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило.