Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:05, реферат
Типы рынков (типы рыночных структур) различаются прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой фирмами продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.
Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Монополия как структура рынка
1.1 Рыночные структуры...........................................................................3
1.2 Чистая монополия................................................................................5
1.3 Естественные монополии....................................................................7
1.4 Административные монополии........................................................10
1.5 Барьеры для вступления в отрасль...................................................11
Глава 2. Ценообразования при монопольной власти
2.1 Монопольный спрос..........................................................................15
2.2 Определение цены и объёма производства.....................................17
2.3 Влияние налога...................................................................................20
2.4 Неправильные представления о монополистическом ценообразовании..........................................................................................................21
Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................23
В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли. Общественный спрос могут удовлетворить, как пять малых фирм, так и одна крупная фирма. Однако долгосрочные средние издержки производства будут наименьшими при оперировании в отрасли одной фирмы-монополиста. Таким образом, фирма, реализующая значительный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее значение для общества состоит в минимизации издержек производства.
Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществит такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных дополнительных затратах.
Из изложенного выше вытекает, что средние издержки фирмы будут неуклонно понижаться, что отличает их от динамики средних издержек обычной конкурентной фирмы или от обычной монополии.
Проиллюстрируем графически отмеченные выше особенности естественной монополии (рис. 14.11).
На рис. 1. изображены кривая отраслевого спроса, понижающаяся кривая средних издержек, кривая предельного дохода и кривая предельных издержек. Последняя проходит таким образом, что она все время ниже кривой средних издержек (иначе кривая АС начала бы повышаться после пересечения с кривой МС). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривой МС и кривой MR показывает точку равновесия фирмы. Если монополия не регулируется государством, равновесная цена будет равна РМ. Но с точки зрения общества такой уровень цен является завышенным, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере общественного богатства. Очевидно, что государство будет пытаться регулировать цены на продукцию естественной монополии. На каком же уровне следует устанавливать эти цены?
Первый вариант состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию газ связь воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребитёлей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.
Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. Если Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек. Отсутствие прибыли и появление экономических убытков приведет к закрытию производства.
Равновесная цена фирмы не приемлема для общества, оптимальная цена общества не реальна для фирмы. Как же решается противоречие? Одним из способов нахождения компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий и компенсаций для фирмы-производителя. Естественная монополия поддерживается тем самым на плаву и не уходит из отрасли, но общество все равно несет бремя потерь, поскольку субсидии выплачиваются из бюджетных средств, т.е. в конечном счете оплачиваются налогоплательщиками.
Другой вариант компромисса состоит в установлении потолка цен на уровне средних издержек фирмы-монополиста. Общество выигрывает, поскольку эта цена ниже нерегулируемой цены монополии. Фирма получает доход, равный издержкам, что позволяет ей получать нормальную, или справедливую, прибыль и продолжать производство.
В последние годы активизировалась дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. Противники сохранения естественных монополий справедливо указывают на изменения в технике и технологии, которые устраняют один из важнейших критериев естественной монополии — большие капиталовложения и фиксированные издержки. В современных условиях произошло существенное их понижение, что приближает все кривые издержек фирмы к типичным их формам. В результате господство на местном или даже национальном уровне лишь одной телефонной компании или одной электрокомпании не может быть более оправданным на основе положительного эффекта масштаба.
Признавая справедливость этого замечания, противники разукрупнения и децентрализации естественных монополий приводят следующие аргументы. Во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт. Во-вторых, наличие естественной монополии позволяет унифицировать и стандартизировать, например, железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередачи т.д., что также имеет немаловажное народнохозяйственное значение. В-третьих, в качестве, быть может, главного аргумента выдвигается принцип равного доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе всё сограждане должны иметь право и возможность пользоваться в равной степёни достаточно дешевыми и доступными каждому электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.
В России к естественным монополиям относятся: предоставление услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту; предоставление услуг по производству и передаче электроэнергии; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступных районах; предоставление услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами; предоставление услуг электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное хозяйство; предоставление услуг по электро-, тепло-, и газоснабжению. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие взносы, постоянные издержки. Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с ростом увеличения объема производства. Присутствие нескольких поставщиков воды и электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше ее понижающейся кривой средних издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции и, следовательно, тарифы на услуги были бы неоправданно высоки. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR = MC, считают выгодным расширять производство.
Основными методами
регулирования естественных монополий
являются: ценовое регулирование, установление
предельных уровней рентабельности; контроль
за слиянием и приобретением акций: определение
групп потребителей с минимальным уровнем
обеспечения, подлежащих обязательному
обслуживанию монополистом, и некоторые
другие. К сожалению, в последние годы
в России предпочтение отдается разукрупнению
и распродаже бывших естественных монополий
(в том числе и иностранным владельцам).
Тем самым игнорируются все вышеназванные
аргументы в защиту естественных монополий.
Административная монополия
Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также “борьбой за доллары потребителя” со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.
Иное дело — монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за “железным занавесом”), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным при знаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.
Очевидно, что административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, пред приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.
Таким
образом, административная монополия,
возникающая в нерыночной среде, обладает
гораздо большей монопольной властью,
чем экономическая монополия.
Барьеры для вступления в отрасль
Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки.
Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства (рис. 24-96). При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции, и следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существующая "Большая тройка", и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей “с задворок отрасли”. Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант - войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем которое накоплено любым из “Большой тройки” в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.
Легальные барьеры: патенты и лицензии.
Мы уже отмечали, что правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии.
Патенты. Предоставляя изобретателю, исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Деятельность компании “Юнайтед шу машинери” — ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. “Ювайтед шу” стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей ее патентованных машин подписывать “привязывающее соглашение’ в котором производители обуви соглашались также брать в аренду все другое сапожное оборудование у “Юнайтед шу”. Это позволило “Юнайтед шу” монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955г. антитрестовские расследования, имевшие частичный эффект.
Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти путем их собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.
Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого предложения такси создает монополистические доходы владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляётся только через принадлежащие государству розничные магазины. Таким образом, многие штаты фактически “выдали” себе лицензию на проведение лотерей.