Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:34, контрольная работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и
продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько
купить.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Монополия и монопсония……………………………………….4
2.Принципы ценообразования…………………………………….6
3.Прикладные аспекты анализа рынков
несовершенной конкуренции………………………………………….8

2.Прибыль, ее источники и виды………………………………….9
3.Конкуренция, ее виды, место и роль в современном
хозяйственном механизме…………………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

   При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%. *

   Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так  далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

   Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

   К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии. 

   Роль  в современном хозяйственном  механизме.

   Первый  в истории России законодательный  акт, регламентирующий порядок конкурентного  поведения фирм в условиях рыночного  хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».

   Основная  особенность этого документа  – он содержит перечень запрещаемых  видов поведения конкурентов  и меры ответственности по отношению  к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон  «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному  зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному  законодательству России начала 90-х  гг.

   Закон «О конкуренции…» содержит запреты  на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных  комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации  производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

   Весьма  важно и определение в самом  законе «барьера монополизации»: «не  может быть признано доминирующим положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 % » (статья 4).

   Однако  наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности  его эффективного применения для  поддержания рынка в «режиме  конкуренции».

   Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов госуправления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

   Но  самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной в нем  конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного  комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказался, таким образом,  включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.

   Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям  закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.

   Вместе  с тем в отличие от Федеральной  торговой комиссии США, подчиненной лично всенародно избираемому президенту США, Антимонопольный комитет России оказывается, подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его замам и ещё  многим-многим должностным лицам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Изменение  социально-экономического   развития  государства  в  период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным  структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства,  что  обусловливает  неизменный  рост денежных накоплений и главным образом  прибыли  предприятий  различных  форм собственности.

   Заинтересованность   предприятий   в   производстве   и   реализации

качественной,  пользующейся  спросом  на  рынке  продукции,  отражается   на величине прибыли, которая при прочих  равных  условиях  находится  в  прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

   Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

   Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Юрайт-Издат. 2005. – 399 с.
  2. Журавлев Г.П, Экономика: учебник. – М.: Юристь, 2004. – 574 с.
  3. Ковалев С.Н,, Латов Ю.В. Экономика: Учеб. пособие для вузов./Под ред. проф. В.Я. Кипотя, проф. Г.М. Казнахмедова. – М.: Книжный мир, 2004. – 266 с.
  4. Михайлушкин А.И., Шилко П.Д. Экономика: Учебник для вузов./А.И. Михайлушкин, П.Д.Шилко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 488 с. ил.
  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. / под ред. Сапова Г.Г. – М . : Дело,1999-500 с.
  6. Экономика: Учебник / под ред. А. И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 1999–65 с.
 
 
 

   

Информация о работе Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция