Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:34, контрольная работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и
продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько
купить.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Монополия и монопсония……………………………………….4
2.Принципы ценообразования…………………………………….6
3.Прикладные аспекты анализа рынков
несовершенной конкуренции………………………………………….8

2.Прибыль, ее источники и виды………………………………….9
3.Конкуренция, ее виды, место и роль в современном
хозяйственном механизме…………………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

  1. Монополия и монопсония……………………………………….4
    1. Принципы ценообразования…………………………………….6
    2. Прикладные аспекты анализа рынков

несовершенной конкуренции………………………………………….8

  1. Прибыль, ее источники и виды………………………………….9
  2. Конкуренция, ее виды, место и роль в современном

хозяйственном механизме…………………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………..22

Список  литературы…………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   На  совершенном  конкурентном  рынке  действует  достаточно продавцов  и  покупателей товара, и поэтому ни один  продавец  или покупатель  в  отдельности не может повлиять на цену товара.  Цена определяется  рыночными  правилами  предложения  и  спроса.  Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и 
продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько 
купить.

   С переходом  экономики  государства  на  основы  рыночного  хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты  налогов в бюджет  и других обязательных платежей и отчислений.

   Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

    
 
 
 
 
 
 

  1. Монополия и монопсония
 

   На  совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как  заданную, решая, сколько производить  и продавать, а потребители принимают  ее как заданную, решая, сколько купить.

         Предмет данной работы - монополия и монопсония. Они являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции.  Монополия - это рынок с множеством продавцов и лишь одним покупателем.

         Сначала обсудим  поведение монополиста. Так как  монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и  как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

         Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

         Обратимся к монопсонии. В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую монопсонист платит, представляет собой функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена.

         Чистая  монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

         Власть монополий  и монопсоний - это две формы  рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой  рыночной властью (фактически на большинстве  мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния  на фирмы и потребителей. 
 
 
 
 

    1.   Принципы   ценообразования
 

   Цена  является одной из наиболее сложных  экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о  том, что лежит в ее основе, какие  объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен.

   - Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.

   Научной обоснованности устанавливаемых цен  способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих  цен, уровнях издержек, соотношении  спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает  прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

   Необходимо  обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и  ценами на конкурирующую продукцию  с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод  в виде сервисного обслуживания, новизны  и качества продукции, гарантий на эту  продукцию, предоставляемых предприятием – производителем (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118,п.9).

   - Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию. 
 
      - Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень, действующий на рынке цен.

   - Принцип единства процесса ценообразования и контроля над соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

   С точки зрения целей  деятельности можно  выделить следующие  подходы к ценообразованию:

  • максимизация прибыли в долгосрочном плане;
  • максимизация прибыли в краткосрочном плане:
  • увеличение показателя рыночной доли;
  • сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
  • препятствие появлению новых конкурентов;
  • сохранение лояльности со стороны торговых посредников;
  • улучшение имиджа организации;
  • улучшение продаж «слабых» продуктов;
  • предотвращение «ценовых войн».
 
 
 
 
 
    1. Прикладные  аспекты анализа  рынков несовершенной конкуренции
 

   Выход в свет «Теория монополистической  конкуренции» (Э. Чемберлин,1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволившие говорить о несовершенной конкуренции. Последнее предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец), и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

   Существует 3 модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.

   Монополия - это рынок с множеством продавцов и лишь одним покупателем.

   Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

   Дифференциация  продуктов - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую. Например, машины "Жигули" и "Москвич", шампуни "Яблоко" и "Роза" различаются, дифференцируются, не рассматриваются ими как взаимозаменяемые товары. 

  1. Прибыль, её источники и  виды
 

   Прибыль  — главный источник  финансирования экономического  и социального  развития. Прибыльность служит   основным критерием выбора инвестиционных  проектов  и  программ  оптимизации  текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

   Денежные  накопления реализуются в виде прибыли,  акцизов,  налога  на

добавленную стоимость, отчислений на социальное и  медицинское страхование  и пр. Большая часть  денежных  накоплений  реализуется  в  форме  прибыли.  По экономическому содержанию прибыль  есть денежное  выражение  части  стоимости прибавочного продукта.

     Как финансовая категория прибыль  выполняет функции: воспроизводственную,  стимулирующую и контрольную.

       Воспроизводственная функция  -   один  из  источников  финансирования расширенного воспроизводства.

       Стимулирующая   -   источник  образования поощрительных фондов   и

социального  развития коллектива.

        Контрольная   -   один  из  основных  показателей   результативности

хозяйственной деятельности предприятия.

       Прибыль   -  важнейшая финансовая  категория,  призванная  отражать

финансовый  результат хозяйственной деятельности предприятия.

Общий финансовый результат хозяйственной  деятельности  в  бухгалтерском  учете  определяется  на  счете  прибылей  и   убытков   путем   подсчета   и балансирования всех прибылей  и убытков за  отчетный  период.  Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному  принципу, т.е. нарастающим  итогом с начала отчетного периода.

          Другим  принципом  определения   финансовых  результатов   является  использование  метода  начисления.  По  этой   причине   прибыль   (убыток), показанные  в  отчете  о  финансовых  результатах,  не   отражают  реального притока   денежных  средств  предприятия  в  результате  его   хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной  картины  о  величине  финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении)  стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

Информация о работе Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция