Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:34, контрольная работа

Описание работы

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и
продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько
купить.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Монополия и монопсония……………………………………….4
2.Принципы ценообразования…………………………………….6
3.Прикладные аспекты анализа рынков
несовершенной конкуренции………………………………………….8

2.Прибыль, ее источники и виды………………………………….9
3.Конкуренция, ее виды, место и роль в современном
хозяйственном механизме…………………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

На  счете  прибылей  и  убытков  финансовые  результаты  деятельности предприятия отражаются в двух формах:

  1. как результаты (прибыль или убыток) от  реализации продукции,  работ,

       услуг, материалов и иного имущества,  с предварительным выявлением  их

       на отдельных счетах реализации;

  1. как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации,  так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери  (убытки).

   Внереализационные доходы и потери  прямо отражаются  по  кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи, на  каких- либо других счетах.

Основными показателями прибыли  являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток);
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

   Балансовая  прибыль (убыток) представляет собой  сумму  прибыли  (убытка) от  реализации  продукции,  финансовой  деятельности  и  доходов  от  прочих внереализационных  операций,  уменьшенных на   сумму   расходов   по   этим операциям.

   Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)  определяется как разница  между выручкой от реализации продукции  в действующих  ценах  без НДС, спецналога  и акцизов и затратами на  ее  производство и реализацию.

   Прибыль  (убыток)   от   финансовой   деятельности   и   от   прочих внереализационных  операций   определяется  как результат   по   операциям, отражаемым на   счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»   и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

  • штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
  • процентов,  полученных  по  суммам   средств,   числящихся   на   счетах

   предприятия;

  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • убытков от стихийных бедствий;
  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде  санкций  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой  прибыли,  т.е.  прибыли,  остающейся  в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
 

Налогооблагаемая  прибыль  определяется  специальным  расчетом.  Она

равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчислений в резервный и другие   аналогичные   фонды,  создание  которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров  этих  фондов  не более 25%  уставного фонда,  но  не  свыше 50%   прибыли,   подлежащей налогообложению);
  • рентных платежей в бюджет;
  • доходов по ценным бумагам и  от долевого участия  в  деятельности  других предприятий;
  • доходов от казино, видеосалонов и пр.;
  • прибыли от страховой деятельности;
  • прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;
  • курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения  курса  рубля  по отношению  к   котируемым   Центральным   банком   Российской   Федерации иностранным валютам;
  • прибыли    от    производства    и     реализации     производственной

   сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

   Чистая  прибыль  предприятия,  т.е.  прибыль,  остающаяся  в   его

распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью  и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

   Чистая  прибыль  направляется   на   производственное   развитие,

социальное  развитие, материальное поощрение работников, создание  резервного фонда,  уплате  в  бюджет  экономических  санкций,  связанных  с  нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные   и  другие цели.

   Неотъемлемым  признаком  рыночной  экономики  является  появление консолидированной  прибыли.

   Консолидированная  прибыль - это   прибыль, сводная по  бухгалтерской   отчетности   о    деятельности   и   финансовых результатах   материнских   и   дочерних   предприятий.

   Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение  отчетности  двух  и более хозяйствующих субъектов,  находящихся  в  определенных  юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.    Необходимость консолидации определяется экономической  целесообразностью.   Предпринимателям   выгодно вместо одной крупной фирмы создавать  несколько  более  мелких  предприятий, юридически самостоятельных, но экономически  взаимосвязанных,  т.к.  в  этом случае может быть получена экономия на налоговых  платежах.  Кроме  того,  в связи  с  дроблением   и   ограничением   юридической   ответственности   по обязательствам  снижается  степень  риска  в  ведении  бизнеса,  достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

      Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг)  представляет

собой разницу между выручкой от реализации продукции  без  НДС,  спецналога, акцизов, экспортных тарифов,  и затратами на  производство  и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

   Выручка от реализации продукции определяется либо по мере  ее  оплаты либо по мере отгрузки  товаров  (продукции,  работ,  услуг)  и  предъявления покупателю расчетных документов. Метод  определения  выручки  от  реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из  условий  хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного  обращения (торговля, общественное питание) вместо  категории  «выручка  от  реализации продукции» используется  категория  «товарооборот».  Сущность  товарооборота  составляют экономические отношения, связанные  с  обменом  денежных  доходов на товары в порядке купли-продажи.  В  зарубежной  практике  вместо  термина «выручка» зачастую используют  термин  «валовой  доход».  Однако  это  очень широкая  трактовка  данного  термина.   Валовой   доход  как   экономическая  категория выражает собой вновь  созданную  стоимость,  или  чистую  продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования  и  учета  в  торговле  под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в  общественном питании  -  сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

   Себестоимость  продукции  представляет  собой  стоимостную   оценку

используемых  в процессе производства продукции  природных  ресурсов,  сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых  ресурсов,  а  также других затрат на ее производство и реализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конкуренция, ее виды, место и  роль в современном хозяйственном механизме

   Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

   Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

   Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

   Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией. 
 
 

Виды  конкуренции

   Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного  рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция  бывает трех видов.

   Функциональная  конкуренция возникает потому, что  любую потребность, вообще говоря, можно  удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

   Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

   Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Методы  конкуренции

   В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

   Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

   Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся,  возможно,  дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов)*   и    соответствующего   повышения массы прибыли.

   Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно  также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли  падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.

     Вот почему в наши дни нередко  наблюдается не снижение цен  по мере развития НТП, а их  повышение: прирост цен зачастую  не адекватен улучшению потребительских  свойств товаров, которое невозможно  отрицать.

   Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин - Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

Информация о работе Монополия и монопсония. Прибыль, ее источники и виды,конкуренция