Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсова экономика1.docx

— 69.35 Кб (Скачать)

Естественные монополии – такое  состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса эффективнее  отсутствии конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в  потреблении другими товарами, в  связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены: 
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- услуги по передаче электрической  и тепловой энергии; 
    -      железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; 
    -    услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, как и  всякая монополия, несет в себе возможность  злоупотребления монопольной властью  со стороны её субъектов. 
Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др.

Для недопущения злоупотреблений  государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Существует представление, что  повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить  их реформирование. Суть реформ видится  в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и  снижение издержек и цен посредством  конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются  только в электроэнергетике.

В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два  последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных  отраслевых структур, естественных монополий) в основном реформировали «на  общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться  и проводиться в жизнь специальные  мероприятия относительно естественных монополий.

В обобщенном виде можно назвать  следующие важные факторы, определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных  отраслевых структурах: 
- проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры; 
- наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;

- генезис российского монополизма  (любого, естественного и«неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности; 
- «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, – что в ряде случаев тормозит поступательный ход социально-экономических преобразований в стране; 
- магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции); 
- многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях; 
- особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества.

Наряду с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции могут  быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий  экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В  качестве субъектов государственной  монополии России выступают, как  правило, государственные унитарные  предприятия, имеющие лицензии на осуществление  определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная  деятельность, осуществляемая Центральным  Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической  деятельности (экспорт и импорт отдельных  товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим  государственной монополии имеет  исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное  регулирование. Суть и смысл любой  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости  от ситуации правовую и экономическую  задачу.

 

            2. 2. Антимонопольное законодательство за рубежом.

Во всех промышленно развитых странах  в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции  в целях смягчения экономических  и социальных последствий монополистической  практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых  важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный  период главная особенность этого  законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так  называемой олигополии как рыночного  механизма. При этом под олигополией  понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой  ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую  часть отраслевой продукции и  благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную  монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая  черта олигополистического рынка  — взаимодействие конкурентных и  монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное  законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование  конкурентных отношений возникло в  середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два  типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине  и ряде других стран. Европейская  система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой  Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение  между этими двумя системами  занимает законодательство ФРГ, что  объясняется тем фактом, что антимонопольное  законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий  предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Первый антитрестовский закон  был принят в штате Алабама  в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими  штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном  уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается  в принципе запрета монополий  как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время  как западноевропейское антимонопольное  законодательство строилось на принципе регулирования монополистической  практики путем устранения ее отрицательных  последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством  которого жесткое правило запрета  всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так  называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный  суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права.

Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что  в целом открыло для них  и возможность более гибкого  подхода к регламентации монополистической  практики, и широкое поле судебного  усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные  последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут  быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого  правила, установлением исключений из него и использованием как первого  этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”.

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени  претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные  с различными факторами, в частности  со сменой экономической политики после  прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время  является оценка монополизма и его  антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия  монополизма в плане ограничения  конкуренции могут перекрываться  экономической эффективностью монополизации  тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской  системой патентного законодательства является Великобритания. В целом  оно либеральнее американского  антитрестовского законодательства, так  как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации  прямого государственного вмешательства  в хозяйственную деятельность предпринимателей.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах  нашего столетия ряда нормативных актов  в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г. , Закона об ограничительной торговой практике 1975 г. , законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г. г. , Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.

С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском  антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом  были ужесточены санкции по отношению  к запрещенным картелям и злоупотреблению  доминирующим положением на рынке. Впервые  был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.

Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика