Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Естественные монополии –
- транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
- услуги по передаче
- железнодорожные
перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов;
- услуги общедоступной
электрической и почтовой связи.
Естественная монополия, как и
всякая монополия, несет в себе возможность
злоупотребления монопольной
Эти злоупотребления возможны при назначении
цен и тарифов на товары и услуги отраслей
– естественных монополистов, при определении
объемов производства, распределении
продукции между отдельными потребителями
и др.
Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.
Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.
В хронологии российских реформ последнего
десятилетия в сфере
В обобщенном виде можно назвать
следующие важные факторы, определяющие
ход российских реформ в естественно-монопольных
отраслевых структурах:
- проявление ряда ретроспективных тенденций,
сложившихся за рамками рассматриваемого
периода, в том числе и негативных, определяющих
долгосрочные и устойчивые диспропорции
в развитии производственной инфраструктуры;
- наличие общего макроэкономического
фона российских реформ, осуществление
которых определило мероприятия по реформированию
инфраструктурных отраслей;
- генезис российского
- «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных
отраслях в общем пакете мер по реформированию
отраслей народного хозяйства, – что в
ряде случаев тормозит поступательный
ход социально-экономических преобразований
в стране;
- магистральный характер транспортных
и энергетических сетей страны, особенности
формирования их структуры и топологии,
влияющие на возможность развития конкурентных
сред (как в рамках внутриотраслевой, так
и межотраслевой конкуренции);
- многообразие форм и способов (не всегда
полностью легитимных) проведения через
отраслевые министерства комплекса мероприятий
отраслевого характера, направленных
на выживание отрасли в новых хозяйственных
условиях;
- особенности мероприятий по государственному
регулированию инфраструктурных отраслей
в сфере их естественной монополии, направленных
на преодоление сращивания функций государственного
управления и хозяйствования в рамках
единого субъекта и ориентированных на
обеспечение эффективности деятельности
естественно-монопольных отраслевых структур
в интересах общества.
Наряду с естественными
Таким образом, антимонопольная политика
государства не означает тотального
разрушения монополизма. Она предполагает
сохранение некоторых видов монополий,
обеспечивая их государственное
регулирование. Суть и смысл любой
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы использовать выгоды
крупномасштабной экономики и нейтрализовать
её возможные негативные последствия,
связанные с ослаблением
2. 2. Антимонопольное законодательство за рубежом.
Во всех промышленно развитых странах
в настоящее время
Разработка и принятие антимонопольного
законодательства — одно из самых
важных средств такого государственного
регулирования экономики. В современный
период главная особенность этого
законодательства состоит в том,
что оно направлено на защиту так
называемой олигополии как рыночного
механизма. При этом под олигополией
понимается такая организация отрасли
(или локального рынка), при которой
ограниченное число крупных производителей
выпускают значительную или преобладающую
часть отраслевой продукции и
благодаря этому они способны
либо осуществлять самостоятельную
монопольную политику, либо вступать
в монопольный сговор относительно
единой рыночной политики. Важнейшая
черта олигополистического
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.
Американская система
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.
Основная особенность
Кроме этого, американские суды со временем
стали использовать и другие средства
регулирования конкуренции, что
в целом открыло для них
и возможность более гибкого
подхода к регламентации
Однако сам режим
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного
законодательства в Великобритании
связано с принятием в 70-х годах
нашего столетия ряда нормативных актов
в области ограничительных
С принятием Закона от 19 июля 1977 г.
наметились глубокие изменения во французском
антимонопольном
Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика