Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Таким образом, можно сделать вывод,
что сегодня действует
Монополистическая конкуренция –
распространенный тип рынка, наиболее
близкий к совершенной
Признаки монополистической конкуренции:1)
Фирм достаточно много, чтобы доля каждой
в общем объеме рынка была невелика, соответственно
и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.
2) Почти невозможен тайный сговор фирм
по поводу ограничения объемов производства
и регулирования цен.
3) Как правило, фирма строит свою политику
без учета реакции конкурентов, поскольку
фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.
На рынке имеется
1) различия по качеству, т.е. по функциональным
параметрам и особенностям, материалам,
отдельным деталям, дизайну исполнения,
качеству общей работы и выработки некоторых
частей, узлов, по степени носкости и долговечности,
надежности работы;
2) различия по условиям продажи и оказываемым
при этом услугам: качеству обслуживания,
скорости обслуживания, сервисным программам;
3) различия по размещению продукта и степени
его доступности к покупателям; это различия
по месту расположения магазина или торгового
центра(небольшая улочка, центральная
площадь, оживленный перекресток автомагистралей,
деловая часть города), по времени работы
(круглосуточно, с наличием или без обеденного
перерыва, выходных дней, сезонная распродажа);
4) мнимые различия продукта, созданные
посредством применения оригинальной
упаковки, стимулирование сбыта с помощью
рекламы, использование известных торговых
марок, знаков.
Степень контроля над ценой ограничена
относительно большим числом фирм,
участвующих в
Вступление в отрасль с
Ценовая и неценовая конкуренция
сопутствуют друг другу. В ценовой
конкуренции особое место занимают
поиск и последующее
Признаки монополистической
Спрос на продукцию фирм, действующих
в условиях монополистической конкуренции,
не является абсолютно эластичным,
однако его эластичность высока. Например,
к монополистической
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй – монополистической конкуренции.
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.).
На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся.
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Отсутствие экономической
Некоторые виды продукции, выпускаемые
фирмами трудно воспроизвести. В то же
время барьеры для входа в отрасль хоть
и не высоки, но всё же существуют.
Например, чтобы открыть парикмахерскую
или заниматься частной медицинской практикой,
надо иметь соответствующее образование,
подтвержденное дипломом.
Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным?
С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.
Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
II Антимонопольное регулирование
2. 1 Антимонопольное регулирование в России
Негативные моменты
Государственное антимонопольное
регулирование экономики
Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.
Важнейший элемент в системе
антимонопольного регулирования экономики
в каждой стране – само понятие
монополиста как субъекта, деятельность
которого подлежит регулированию. В
Российском антимонопольном
Однако, не может быть признано доминирующим
положение хозяйствующего субъекта, доля
которого на рынке определенного товара
не превышает 35%. Все названные количественные
характеристики хозяйствующего субъекта
как монополиста относятся к рынкам товаров,
не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых
товаров. По отношению к рынкам иных товаров
определение количественных границ монополиста
не имеет строгого и однозначного решения.
Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций .
Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший элемент в
системе антимонопольного регулирования
– определение видов
-изъятие товаров из обращения для создания
дефицита и повышения цен;
-навязывание контрагенту неприемлемых
для него условий договора;
-принуждение к заключению «связанных
контрактов»;
-нарушение установленного порядка ценообразования;
-создание препятствий доступу на рынок
другим хозяйствующим субъектам;
-установление монопольно высоких (низких)
цен;
-необоснованный отказ от заключения договора
с отдельными покупателями при наличии
возможности производства соответствующего
товара и др.
Как один из видов монополистической
деятельности, подлежащей запрещению
в России, рассматриваются соглашения
конкурирующих хозяйствующих
Один из элементов в любой
системе антимонопольного регулирования
– перечень форм недобросовестной
конкуренции, которые не допускаются.
В
России к ним относят:
- распространение ложных
- ложную информацию о потребительских
свойствах и месте изготовления товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим
субъектом своих товаров с товарами других
хозяйствующих субъектов;
- продажу товаров с незаконным использованием
результатов интеллектуальной деятельности,
торговых марок, фирменных знаков;
- получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной
или торговой информации без согласия
её владельца.
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования – совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:
- содействие формированию
- предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Этот орган вправе давать хозяйствующим
субъектам обязательные для исполнения
предписания о прекращении
В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.
МАП осуществляет государственный
контроль за созданием, реорганизацией,
ликвидацией коммерческих организаций
и их объединений на предмет их соответствия
требованиям антимонопольного законодательства.
Кроме того, этот орган обязан контролировать
соблюдение антимонопольного законодательства
при приобретении акций или долей в уставном
капитале коммерческих организаций.
Система антимонопольного регулирования
включает также и меры ответственности
за нарушения антимонопольного законодательства.
В России это в основном меры административно-
В экономике современных
Антимонопольная политика, следовательно,
не означает ликвидации монополизма вообще.
Она должна опираться на основательную
инвентаризацию рынков, на их разграничение,
на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные,
т.е. такие, где сохранение монополий экономически
оправдано. Сферы экономики, исключенные
из рыночной конкуренции, – это так называемые
естественные и государственные монополии.
Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика