Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсова экономика1.docx

— 69.35 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно  новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный  характер.

 

Монополистическая конкуренция –  распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы  контролировать цену (рыночная власть) незначительна 

Признаки монополистической конкуренции:1) Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой. 
2) Почти невозможен тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен. 
3) Как правило, фирма строит свою политику без учета реакции конкурентов, поскольку фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.

На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждый данный продукт может иметь разновидности. Дифференциация продукта проявляется в следующих формах: 
1) различия по качеству, т.е. по функциональным параметрам и особенностям, материалам, отдельным деталям, дизайну исполнения, качеству общей работы и выработки некоторых частей, узлов, по степени носкости и долговечности, надежности работы; 
2) различия по условиям продажи и оказываемым при этом услугам: качеству обслуживания, скорости обслуживания, сервисным программам; 
3) различия по размещению продукта и степени его доступности к покупателям; это различия по месту расположения магазина или торгового центра(небольшая улочка, центральная площадь, оживленный перекресток автомагистралей, деловая часть города), по времени работы (круглосуточно, с наличием или без обеденного перерыва, выходных дней, сезонная распродажа); 
4) мнимые различия продукта, созданные посредством применения оригинальной упаковки, стимулирование сбыта с помощью рекламы, использование известных торговых марок, знаков.

Степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм, участвующих в монополистической  конкуренции.

Вступление в отрасль с монополистической  конкуренцией, как правило, осуществляется достаточно легко. Нет потребности  в относительно крупном капитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, поскольку  необходимы вложения в отработку  собственной разновидности продукта и в рекламу.

Ценовая и неценовая конкуренция  сопутствуют друг другу. В ценовой  конкуренции особое место занимают поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.

Признаки монополистической конкуренции  в наиболее чистом виде наблюдаются  в розничной торговле, легкой промышленности.

Спрос на продукцию фирм, действующих  в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции  можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за её продукцию большую по сравнению с другими фирмами цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет аналоги менее известных фирм по низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй – монополистической конкуренции.

Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие  экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.).

На рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру  продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся.

Сокращение спроса снизит экономическую  прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих  в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Отсутствие экономической прибыли  лишает новые фирмы стимула для  вступления в отрасль, а старые –  для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции  стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни  фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией  продукции. 
Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но всё же существуют. 
Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Является ли рыночный механизм монополистической  конкуренции эффективным?

С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.

Более лоялен рынок олигополии, которая  может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это  отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный  контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

   

                    II Антимонопольное регулирование

               2. 1 Антимонопольное регулирование в России

Негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной  власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам равных условий конкуренции  и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное  регулирование экономики включает два связанных между собой направления:1. Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Начало антимонопольному регулированию  в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Важнейший элемент в системе  антимонопольного регулирования экономики  в каждой стране – само понятие  монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В  Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. 
Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах  проявилось в последнее время  при определении монополиста  и его экономической власти в  учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций .

Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Другой важнейший элемент в  системе антимонопольного регулирования  – определение видов монополистической  деятельности, представляющих злоупотребление  хозяйствующим субъектом (или группой  лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо могут иметь  своим результатом ограничение конкуренции: 
-изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен; 
-навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора; 
-принуждение к заключению «связанных контрактов»; 
-нарушение установленного порядка ценообразования; 
-создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; 
-установление монопольно высоких (низких) цен; 
-необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической  деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в  виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа  на рынок других продавцов. В отдельных  случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие  субъекты докажут, что положительный  эффект от такого соглашения превышает  возможные его негативные последствия  для рынка.

Один из элементов в любой  системе антимонопольного регулирования  – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В 
России к ним относят:

- распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту или  нанести ущерб его деловой  репутации; 
- ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара; 
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 
- продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; 
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Непременный элемент любой системы  антимонопольного регулирования –  совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

- содействие формированию рыночных  отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства и  об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных  подразделений из их состава, о расторжении  или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о  заключении договора с другим хозяйствующим  субъектом, перечислении в федеральный  бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов  для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться  бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать  интегрированное предприятие, составные  части которого жестко связаны технологически.

МАП осуществляет государственный  контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. 
Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования  включает также и меры ответственности  за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях  предусматриваются и более строгие  меры.

В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. 
Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и государственные монополии.

Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика